Педагог-психолог является специалистом и проводником в области обеспечения психологического благополучия и развития личности в образовательном учреждении.
Хотелось бы на примере работы в полилингвальном комплексе « Адымнар» в условиях современного образования рассказать о форме работы педагога-психолога для успешной адаптации учеников первых классов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одно из ключевых направлений педагога-психолога, работающего в начальных классах является поддержка первоклассников в начале учебного года. Особенно это важно в период адаптации детей, впервые пришедших в школу. Именно в это время первоклассники сталкиваются с новыми трудностями, правилами и нормами, мировоззрением, школьной программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться, самая главная задача школы – помочь им стать успешными в стенах школы. При этом необходимо помнить, что успешная адаптация к школьной жизни во многом определяет дальнейшие успехи или неудачи ребёнка.
Для анализа процесса адаптации младших школьников используются четыре критерия: эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний); усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене; успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями); эмоциональное благополучие.
Адаптация ребёнка к школе происходит далеко не сразу и строго индивидуально. Для этого потребуется не день, не неделя, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма.
В настоящее время используются разные формы в работе школьного психолога для профилактики дезадаптации детей: диагностики, консультации, занятия с элементами тренинга.
Одной из форм в работе школьного психолога нашего комплекса является разработка и проведение психологических квестов - технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, так как даже в самом названии квест учитывается специфика полилингального комплекса.
1) Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) —Психологический квест – это легкое игровое приключение с большим психологическим смыслом.
2) Известный психолог Даниил Борисович Эльконин считал, что зарождение произвольного поведения ( ребенок может регулировать свое поведение, сидеть на уроке, выполнять задания) детей 7лет происходит в ролевой игре в коллективе детей. Именно это позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это смог бы сделать в игре в одиночку, так как коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.
«Функция контроля еще очень слаба, - пишет Д. Б. Эльконин, - И часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения»
Квесты по форме проведения можно отнести к коллективным играм. Получая небольшую теорию и историю, участники отправляются выполнять задание квеста. Задания обычно несложные, их цель – встроить полученную порцию знаний сразу в жизнь, то есть трансформировать знания в навык или новый психологический опыт.
В нашем комплексе был разработан адаптационный квест « Мои первые шаги в Адымнар- путь к знаниям и согласию».
Его целью является помощь в создании психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению, развитие детского коллектива, сплочение детей, учитывая также специфику нашего комплекса был сделан небольшой акцент на полилингвальный компонент.
Необходимое помещение для проведения - это учебные классы, актовый зал. Квест состоит из двух больших этапов: подготовительный и заключительный. Подготовительный начинается со второй учебной недели и продолжается 8 недель. На этом этапе ученики выполняют различные задания, направленные на знакомство, сплочение, развитие дружеских качеств.
Данная логика квеста способствует поэтапной адаптации младших школьников, так как в первые дни пребывания ребенка в школе нужно применять игры на знакомство детей, которые помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме; когда дети познакомятся друг с другом целесообразно использование игр на сплочение детского коллектива, затем применение игр на контактность, которые помогут сплотить детский коллектив, вывести его на новый уровень развития, прослеживать взаимосвязь сотрудничества детей, контакта в разных видах деятельности, а в заключении использовать игры на стабилизацию эмоционального фона, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.
Занятия и задания проводились индивидуально с каждым классом, а классов у нас очень много, в 2020-2021 годах быдл 9 параллелей, а в 2021-2022 гг- 12 паралеллей.
1 игра-задание - «Мой портрет»- где дети приносили свои фотографии и выполняли коллективный портрет класса, после чего мы с ними проводили занятия с элементами тренинга , направленные на знакомство детей друг с другом, направленная на сплочение детей в классе.
2 задание – «Моя школа - Адымнар»,творческая игра, задачей которого являлось выполнить рисунок на формате А 3 ,своей любимой школы, после чего была оформлена выставка на стенде школьного психолога, в школьном коридоре, где дети могли рассматривать, восхищаться представленными работами.
3 задание - диагностическое, проведение диагностики на выявление эмоционального отношения к школе, учителю, после чего результаты были доведены до классных руководителей и ЗДВР на методическом объединении классных руководителей первых классов
Заключительный этап включал в себя проведение итогового праздничного концерта , для всех первых классов в актовой зале. В этом нам помогли учащиеся 4 –х класса, которые играли сказочных героев. Как раз таки, дети 4-х классов в творческой форме продемонстрировали навык владения языковой речью, как на татарском, английском и испанском языках, что также выражает концепцию полилингвального комплекса.
Таким образом, в процессе включения в игру и выполнения заданий, в начале учебного года, создаются такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности, адаптация к учебному заведению.
|