Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья

СКАЧАТЬ (18.4 Kb) 11.12.2023, 12:57
Газейкина Ольга Владимировна
педагог-психолог, ГАОУ "Адымнар-Казань"
Педагог-психолог является специалистом и проводником в области обеспечения психологического благополучия и развития личности в образовательном учреждении.

Хотелось бы на примере работы в полилингвальном комплексе « Адымнар» в условиях современного образования рассказать о форме работы педагога-психолога для успешной адаптации учеников первых классов.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что одно из ключевых направлений педагога-психолога, работающего в начальных классах является поддержка первоклассников в начале учебного года. Особенно это важно в период адаптации детей, впервые пришедших в школу. Именно в это время первоклассники сталкиваются с новыми трудностями, правилами и нормами, мировоззрением, школьной программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться, самая главная задача школы – помочь им стать успешными в стенах школы. При этом необходимо помнить, что успешная адаптация к школьной жизни во многом определяет дальнейшие успехи или неудачи ребёнка.

Для анализа процесса адаптации младших школьников используются четыре критерия: эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний); усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене; успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями); эмоциональное благополучие.

Адаптация ребёнка к школе происходит далеко не сразу и строго индивидуально. Для этого потребуется не день, не неделя, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма.

В настоящее время используются разные формы в работе школьного психолога для профилактики дезадаптации детей: диагностики, консультации, занятия с элементами тренинга.

Одной из форм в работе школьного психолога нашего комплекса является разработка и проведение психологических квестов - технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, так как даже в самом названии квест учитывается специфика полилингального комплекса.

1) Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) —Психологический квест – это легкое игровое приключение с большим психологическим смыслом.

2) Известный психолог Даниил Борисович Эльконин считал, что зарождение произвольного поведения ( ребенок может регулировать свое поведение, сидеть на уроке, выполнять задания) детей 7лет происходит в ролевой игре в коллективе детей. Именно это позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это смог бы сделать в игре в одиночку, так как коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

«Функция контроля еще очень слаба, - пишет Д. Б. Эльконин, - И часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения»

Квесты по форме проведения можно отнести к коллективным играм. Получая небольшую теорию и историю, участники отправляются выполнять задание квеста. Задания обычно несложные, их цель – встроить полученную порцию знаний сразу в жизнь, то есть трансформировать знания в навык или новый психологический опыт.

В нашем комплексе был разработан адаптационный квест « Мои первые шаги в Адымнар- путь к знаниям и согласию».

Его целью является помощь в создании психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению, развитие детского коллектива, сплочение детей, учитывая также специфику нашего комплекса был сделан небольшой акцент на полилингвальный компонент.

Необходимое помещение для проведения - это учебные классы, актовый зал. Квест состоит из двух больших этапов: подготовительный и заключительный. Подготовительный начинается со второй учебной недели и продолжается 8 недель. На этом этапе ученики выполняют различные задания, направленные на знакомство, сплочение, развитие дружеских качеств.

Данная логика квеста способствует поэтапной адаптации младших школьников, так как в первые дни пребывания ребенка в школе нужно применять игры на знакомство детей, которые помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме; когда дети познакомятся друг с другом целесообразно использование игр на сплочение детского коллектива, затем применение игр на контактность, которые помогут сплотить детский коллектив, вывести его на новый уровень развития, прослеживать взаимосвязь сотрудничества детей, контакта в разных видах деятельности, а в заключении использовать игры на стабилизацию эмоционального фона, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей.

Занятия и задания проводились индивидуально с каждым классом, а классов у нас очень много, в 2020-2021 годах быдл 9 параллелей, а в 2021-2022 гг- 12 паралеллей.

1 игра-задание - «Мой портрет»- где дети приносили свои фотографии и выполняли коллективный портрет класса, после чего мы с ними проводили занятия с элементами тренинга , направленные на знакомство детей друг с другом, направленная на сплочение детей в классе.
2 задание – «Моя школа - Адымнар»,творческая игра, задачей которого являлось выполнить рисунок на формате А 3 ,своей любимой школы, после чего была оформлена выставка на стенде школьного психолога, в школьном коридоре, где дети могли рассматривать, восхищаться представленными работами.
3 задание - диагностическое, проведение диагностики на выявление эмоционального отношения к школе, учителю, после чего результаты были доведены до классных руководителей и ЗДВР на методическом объединении классных руководителей первых классов

Заключительный этап включал в себя проведение итогового праздничного концерта , для всех первых классов в актовой зале. В этом нам помогли учащиеся 4 –х класса, которые играли сказочных героев. Как раз таки, дети 4-х классов в творческой форме продемонстрировали навык владения языковой речью, как на татарском, английском и испанском языках, что также выражает концепцию полилингвального комплекса.

Таким образом, в процессе включения в игру и выполнения заданий, в начале учебного года, создаются такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности, адаптация к учебному заведению.


Категория: Блоги | Добавил: gaz1981
Просмотров: 119 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог