Начнем с того, что такое координационные способности, для чего они нужны и какой орган отвечает за координацию человека. Координационные способности – это свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое, для решения конкретной двигательной задачи. Эта способность помогает человеку быстро и эффективно осваивать жизненно необходимые двигательные навыки, помогает к ориентированию в пространстве, способность к ориентированию в положении собственного тела и различных его частей. Координация отвечает за оценку и регуляцию динамических, и пространственно-временных параметров движений. Уровень координационных способностей определяется точностью и скоростью выполнения двигательных действий, быстро реагировать на различные сигналы, в том числе на движущийся объект. Координационные способности помогают человеку ориентироваться во времени и пространстве, помогает разделять пространственные, временные и силовые параметры движения, приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи. Если сказать простыми словами, то координационные способности отвечают за быстроту, точность, целесообразность, экономичность и находчивость, то есть наиболее совершенно решать двигательные задачи, в особенности сложные и возникающие неожиданно.
Орган который отвечает за координацию, называется мозжечок, он расположен под полушарием головного мозга непосредственно над стволом головного мозга. Мозжечок работает главным образом рефлекторно, поддерживая равновесие тела и его ориентацию в пространстве. Деятельность мозжечка связана с безусловными рефлексами и контролируется корой больших полушарий. Это отдел головного мозга, который является одним из главных регуляторов в управлении позой, равновесием тела, в координации тонуса мышц и движении тела, и его частей.
Прыжки в воду – это один из сложно-координационных видов спорта, поэтому на занятиях уделяется большое количество времени для развития координационных способностей. Так же прыжки в воду являются водным видом спорта, где спортсмены должны выполнять ряд акробатических движений в воздухе и при этом войти в воду в низ головой. Для освоения различных прыжков необходима хорошая координация, которая развивается у детей с помощью различных упражнений, например как кувырки на гимнастической дорожке, различные акробатические связки, прыжки во круг своей оси, прыжки на батуте. Все это дети сначала учатся выполнять в спортивном зале, на специальном оборудование и только потом на воде. Координация очень важна для этого вида спорта, что бы управлять высококоординированными движениями в пространстве и во времени. Очень важно умение быстро овладевать новыми движениями, точно разделять и различать характеристики движений и управлять ими. Кроме того в прыжках в воду многое зависит от эффективности действий спортсмена, качество выполнения прыжка, в частности высота вылета, дальность полёта. Одним из показателей определяющим результативность прыжков, является уровень координационных способностей у детей. Существуют различные упражнения для развития координационных способностей у детей, например: броски мяча, повороты головы, упражнение «Ласточка», «Пистолетик», бег с изменением положения тела, и т.д.
В секцию прыжки в воду набирают детей с 6 лет, координация в таком возрасте еще плохо развита. Поэтому существует много различных упражнений для развития координационных способностей у детей младшего возраста. На первый взгляд они очень простые, для взрослого человека, но для многих детей этого возраста они могут быть очень сложными. Так как прыжки в воду являются сложным координационным видом спорта, в тренировочный процесс включаются очень много упражнений на развитие этого качества. Выполнение упражнений следует от простого к сложному, например: бег с выполнением различных упражнений (высокое поднимание бедра, захлест голени назад, подскоки и.т.д.), а дальше упражнения усложнятся ( бег с вращением рук вперед и назад, бег спиной вперед, приставные шаги и т.д.). В процесс обучения прыжкам в воду входит акробатика, дети учатся выполнять кувырки вперед и назад, колесо, простые акробатические связки. Батут так же является неотъемлемой частью подготовки спортсменов, на нем дети учатся контролировать свои движения и выполнять не сложные комбинации, например: качь с поворотом на 180 градусов, сед на батут с прямыми ногами и встать. Все это развивает у детей умение контролировать свое тело, свои действия, быстро реагировать и принимать решение. По мере взросления спортсмена все упражнения усложняются, для выполнения уже более сложных прыжков на воде.
Координационные способности важны не только для занятия спортом, но и в повседневной жизни. Координация позволяет человеку синхронно и правильно шевелить всеми мышцами, с помощью которых осуществляется движение. Если выполнять упражнения на координацию движений, можно улучшить свою речь, память, быстро обрабатывать информацию, анализировать. Координировать свои действия очень важны для человека в обычной жизни.
Список литературы:
Каланиченко С.Г., Мотавкин П.А. Кора мозжечка. – М.: Наука, 2005.
Двейрина О.А. – Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления.
Г.А. Дюперрон – «Теория физической культуры».
|