Современного школьника мало чем можно удивить, а тем более заинтересовать. Особенно это касается изучения непроверяемых орфограмм, которые кажутся учащимся непреодолимыми.
Как заинтересовать детей проектно- исследовательской деятельностью? Как сделать сложную теорию предмета, в данном случае, правописание словарных, ошибкоопасных слов, доступной для учеников?
Создание творческой атмосферы. Педагог создаёт условия для ситуации успеха и уверенности, которые помогают детям преодолевать трудности. «Эффект Тома Сойера» — это способность убедить другого человека выполнить свою работу, да так, чтобы он ещё и удовольствие получал.
Способы вовлечения детей в проектно-исследовательскую деятельность:
1.создание проблемно- поисковых ситуаций:
Преднамеренное создание учителем интеллектуального затруднения. Основная задача учителя в этом случае-не просто передать знания, а вовлечь учащихся в процесс поиска знаний.(т.о. акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности»)
По мнению лингвистов, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ написания в русском языке составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Следовательно, необходимость и значимость такой работы очевидна.
(Исследованием этого вопроса занимаются те ученики, что посещают занятие внеурочки «Проектно-исследовательская деятельность», и результат задания, которое они затем они представляют на уроке,-это задание не столько исследовательского, сколько практико-ориентированного характера, т.к. представленный материал найдёт применение при подготовке к ВПР.
!-Специально сконструированные задания эвристического (поискового) характера, на основе которых организуется поисковая деятельность:
Например, предъявляем на доске материал с проблемной формулировкой задания:
-Подумайте, с какой целью вам предложен данный ряд слов:
к..пуста, к…питан, м..дведь, н…веста, н..вежда, т..пор, к..мпот, к..мпозитор, к..мпозиция?
-Сформулируйте задание и выполните его.
-Достаточно ли предъявленной информации для успешного выполнения задания?
СРАВНИТЕ задание репродуктивного характера: «Проверьте по словарю написание словарных слов»
Приёмы технологии проблемного обучения:
!-побуждающий и подводящий диалог, позволяющие ученикам высказывать различные версии решения проблемы.
Тема «Непроверяемые гласные в корне слова»
-ЧТО ОБЩЕГО между капустой и капитаном?
-Есть ли основания для сопоставления таких слов, как медведь, невежда, невеста, ведьма? И можно ли с помощью обычного компота проверить непроверяемые гласные в словах композитор и композиция?
Этимологический анализ сможетдоказать их родственность? Суть метода краткосрочного проектного задания-в стимулировании интереса школьников к решению поставленных ими целей и задач.
С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию, или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт.
Алгоритм работы над проектом
1.Выбери интересное для себя словарное слово.
2.Что обозначает это слово?
3.Происхождение этого слова.
4.Найти синонимы и антонимы к этому слову.
5.Крылатые фразы, содержащие эти слова.
6. Изучи литературу по теме. Подбери или придумай сам(а) занимательный материал (стихи, загадки, кроссворды, ребусы и др.) и иллюстрации.
7. Оформи результаты своей работы (творческий отчет) Подготовь выступление.
Будь готов(а) ответить на вопросы! Учебные вопросы.
- Где можно найти информацию о слове?
- Как удобно искать информацию?
- Что ты знаешь о значении, строении, произношении слова?
- Как располагаются слова в словаре?
- Из каких частей состоит слово?
Подведение итогов. Рефлексия.
-Было ли тебе интересно участвовать в проекте?
-Доволен ли своим результатом? Работой группы?
-Были ли трудности?
- Давайте вспомним этапы проекта:
1.Проблема
2.План.
3.Поиск информации
4.Продукт
5.Презентация
Проблема исследования или проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна находиться в зоне их ближайшего развития и быть в области познавательных интереcов учащихся.
Длительность выполнения проекта разумно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочных-внеурочных занятий.
Учитель должен уделить оcобое внимание при осмыслении темы учениками, а также выбора источников информации.
Учитель может пользоваться наводящими вопросами, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Остановимся на общих подходах к структурированию проекта:
1.начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2.Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с поcледующим коллективным обсуждением.
3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4.Самоcтоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Как уже было сказано выше, итогом ученика будет продукт, сделанный на основе изученной информации по теме проекта, анализа, синтеза, выводов.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.
Проектный метод способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.
Правописание словарных слов запоминается быстрее и не требует длительных тренировок в том случае, если они изучаются как слова – понятия, которыми пользуется человек в жизни.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.
|