Сегодня: 29.10.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "А нужен ли пересказ в начальной школе?

СКАЧАТЬ (18.6 Kb) 13.10.2025, 11:39
Хворостова Мария Андреевна
учитель началльных классов, МАОУ "Гимназия № 13"
Уж сколько раз твердили миру…
Иван Крылов

В настоящее время большое внимание уделяется загруженности школьников домашними заданиями. Данный вопрос обсуждается учителями, родителями, а также на всех уровнях системы образования. Проблема количества затрачиваемого времени дома стоит остро. Нагрузка на современного школьника высока. Но нельзя забывать, что и объем знаний в современном мире существенного отличается в большую сторону от того, который был даже 20-30 лет назад. Для сокращения нагрузки предлагают существенно сократить или совсем отменить домашние задания, но тогда встает вопрос закрепления изученного материала.

В начальной школе пересказы в качестве домашнего задания задаются по предметам: литературное чтение и окружающий мир. А нужны ли нам пересказы? Нам – это ученикам, учителям и родителям (мы не может исключить родителей из этого списка, поскольку большинство помогает детям с выполнением домашних заданий). Несмотря на то, что пересказываемые произведения, тексты либо их отрывки в начальной школе тщательно подобраны по объему, многие дети испытывают трудности при пересказе и тратят на это дома большое количество времени. Возможно ли отменить пересказ? Зачем он в современном образовании?

Мифы о пересказе, с которыми сталкиваются учителя начальной школы при разговорах с родителями.

1. Пересказ в начальной школе – это выучить наизусть.
Многие дети, обладающие хорошей памятью, вместо пересказа выучивают наизусть. Родители, в свою очередь, это поощряют и очень гордятся такими способностями ребенка. Переубедить их, что наизусть учить нельзя, – часто сложная задача для учителя.
Выучивание наизусть и пересказ – это разные навыки. Обучение происходит по-разному.
Пока тексты небольшие, а информации для запоминания не много, ученик должен на простых, а чаще всего, знакомых произведениях научиться пересказу. Если сразу дать сложный, незнакомый и длинный текст, то ребенок потеряется в большом количестве информации, мотивация выполнения задания будет низкой. Вместо интереса к познавательной деятельности можно получить отторжение к обучению. Если ребенок долгое время не пересказывает, а учит наизусть, то при увеличении текстов, запоминать становится все труднее, объем информации по другим предметам тоже увеличивается, и из памяти начинают выпадать отдельные фрагменты, а, поскольку, текст учился наизусть, пропустить что-то при ответе ученик не может, останавливается, продолжить ему сложно.

2. Пересказу не нужно учиться, все и так понятно.
Многие взрослые, которые прекрасно умеют пересказывать, обесценивают свои собственные умения. Им кажется, что пересказ – это естественное состояние человека, когда он рассказывает о том, что прочитал, услышал или то, что с ним произошло. Но если послушать рассказы разных людей, то становится понятно, что кого-то слушать интересно, а кого-то просто невозможно. Существуют правила пересказа, если человек знает и соблюдает их, то слушают его внимательно и с удовольствием. Когда же рассказчик в нарушении всех законов перескакивает с одного на другое, не может подобрать слов и т.п., интерес безвозвратно угасает. Когда мы находимся среди культурных, образованных, грамотных людей, мы естественным образом перенимаем их речевые привычки, но этого недостаточно для грамотной речи.

3. Пересказы никому не нужны, только пустая трата времени.
Так говорят те, кто считает пересказ простым воспроизведением информации. Некоторые родители считают, что пересказывать понятные детям произведения еще можно, но то, что вызывает затруднения в восприятии, можно и не пересказывать.
Многие взрослые забывают, что пересказ – это не только простое воспроизведение информации, но и понимание самого текста, его структуры (с чего началось, что было, чем закончилось), последовательное, а не хаотичное изложение, умение разделить информацию на главную, второстепенную и ту, которую можно пропустить.
Пересказ с одной стороны ограничивает использование лексики (нужно стараться использовать те слова, которые были в тексте), но не запрещает пользоваться синонимами, если это не терминология.
Пересказ является прекрасным инструментом развития речи, когда ученик говорит на заданную тему, обладая полной информацией по данному вопросу.

4. Пересказ – он и есть пересказ, зачем его делить на какие-то виды?
Выделяют четыре основных вида пересказа: подробный, краткий, выборочный и творческий. Каждый вид пересказа служит определенной цели.
Краткий пересказ – ученик пересказывает только то, что должен запомнить, остальная информация служит для развития кругозора и интереса при чтении. Цель – выделить главное.
Подробный пересказ – ученик пересказывает не только смысл, но и мелкие события. Цель – передать содержание и воспроизвести (выучить) используемую лексическую и синтаксическую структуру.
Выборочный пересказ – ученик пересказывает часть произведения либо по смыслу, либо по объему. Цель по объему – сократить объем пересказа. Цель по смыслу – выбрать из текста только то, что соответствует заявленному вопросу.
Творческий пересказ – ученик пересказывает, изменяя текст с какой-либо целью (изменяя лицо героя, рассуждая и (или) дополняя какую либо часть рассказа, добавляя события «упущенные» в рассказе, изменяя концовку или добавляя свою и т.п.) Цель – рассказать описываемые события, исходя из другой точки зрения.

5. Подробный пересказ – ненужное запоминание слишком большого числа фактов.
Начальная школа – подготовка к обучению в средней и старшей школе. С 5 класса у детей увеличивается количество устных предметов. Окружающий мир разделяется на: историю, биологию, географию. Пересказы в начальной школе являются, в том числе, подготовкой к запоминанию (но не выучиванию наизусть) большого количества информации. Если ученик не пересказывал подробно в начальной школе, ему будет намного сложнее приучать себя пересказывать в 5 классе, имея уже не два, а четыре устных предмета.

6. Пересказ можно заменить простым перечислением основных мыслей.
Не нужно путать план и краткий пересказ. Они служат разным целям и задачам. План – это краткое перечисление каких-либо ключевых формулировок. Краткий пересказ – это изложение минимального количества событий или фактов. Одно не заменят другое. Каждый инструмент создан для решения разных задач. Например, список покупок отличается от рассказа (краткого): что мы купили сегодня в магазине.

В заключение хочу сказать, что пересказ – очень важен в развитие речи, памяти и логики ребенка начальной школы. Формирует навык красиво говорить на заданную тему, обогащает лексические и орфографические конструкции, помогает отделять главное от второстепенного, развивает память, умение пользоваться синонимами, заменять сложные слова простыми и наоборот, учит логическому изложению информации и т.д.
Если в начальной школе приложить максимум усилий для овладения навыком пересказа, и не спутать его с выучиванием наизусть, это даст дополнительный козырь в дальнейшем обучении и красивом говорении.


Категория: Блоги | Добавил: MKhvorostova
Просмотров: 13 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
XX Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
IX Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
V Всероссийский творческий конкурс "Праздник урожая"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мастерица Осень"
V Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
XXXVII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 29.10.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог