Интернет вошел в нашу жизнь около 30 лет назад. За это время изменилась сама сеть и правила пользования Интернетом.
С 2005 года произошла техническая революция в области информационной коммуникации, появился новый формат социальных взаимодействий в Интернете между людьми и стал, по сути, новой формой общественного сознания: социальные сети, блоги, медийные сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями. Технический прогресс вносит свои коррективы в нашу жизнь, а также новые правила и законы.
20 лет назад под цифровой грамотностью подразумевалось умение осуществлять поиск по сети, чтение гипертекста, оценка цифровой информации, объединение информации. С развитием цифровой среды, понятие цифровой грамотности непрерывно расширяется и меняется под новые требования реального мира.
В настоящее время под цифровой грамотностью понимают набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, а также включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.
• Под цифровым потреблением подразумевают использование интернет услуг для работы и жизни. Это постоянный и мобильный интернет, цифровые устройства для выхода в интернет, интернет-СМИ, новости, социальные сети, услуги предоставляемые государством, телемедицина, облачные технологии.
• Очень важно обладать навыками эффективного пользования технологиями: осуществлять поиск информации, грамотно использовать цифровые устройства, полностью использовать функционал социальных сетей, грамотно осуществлять финансовые операции, осуществлять онлайн-покупки, уметь критически воспринимать информацию, производить мультимедийный контент, синхронизировать технические устройства, то есть владеть цифровыми компетенциями.
• Находясь на бескрайних просторах Всемирной паутины очень важно соблюдать цифровую безопасность. Это и защита персональных данных, установка надежного пароля, использование легального контента, проявление культуры поведения и этики, сохранение репутации, грамотное хранение информации, создание резервных копий, использование облачных технологий.
Цифровое общество живет по своим правилам и законам. И очень важно научить наше подрастающее поколение идти в ногу с цифровизацией общества, а значит владеть цифровой грамотностью. Цифровая грамотность – не статична! Она требует пополнения знаний!
Цифровая грамотность – это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу. [4]
Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает тревогу взрослых.[1]
Задача взрослых уберечь подрастающее поколения от возможных ошибок. Необходимо научить ребенка жить и соблюдать правила цифрового сообщества.
В современном мире подростки чаще общаются, в Интернете. Наши дети, активно общаются с виртуальными друзьями, с которыми никогда не виделись в глаза. Ребята смотрят на мир через призму своих восприятий. Очень часто, ребенок ошибается с выбором друзей и попадает в сложные ситуации.
Свою жертву злоумышленники ищут по учетным записям в социальной сети, изучают страницу, определяют, на какую наживку клюнет подросток, а затем начинается переписка.
Схема обмана в Интернете проста:
• завоевать расположение подростка, стать ему близким человеком;
• получить от ребенка нужную информацию (компрометирующий материал);
• сделать его психологическим заложником с помощью шантажа.
Доверие. Сначала у ребенка создается ощущение, что о нем заботятся, им искренне интересуются.
Получение компромата. Затем происходит ненавязчивый переход на сексуальные темы и манипуляция ребенком. [5]
До 90% школьников легкомысленно относятся к новым знакомствам в Сети. Дети часто не воспринимают виртуальное общение как часть настоящего. Поэтому ребенок может свободно сделать те шаги, на которые не решился бы в реальной жизни.[5]
Например, начать разговор на интимные темы или выслать фотографии такого содержания.
Злоумышленники собирают любую информацию о своей жертве. Это может быть домашний адрес, номер школы, размер одежды, имена друзей и даже любимый чай бабушки.
Чем больше информации, тем сильнее подросток будет сидеть на крючке.
Манипуляции. После того, как от ребенка получен весь необходимый компромат, незнакомец начинает требовать все более и более откровенные фото.
В подобной ситуации ребенок, как правило, боится рассказать родителям о таком повороте в общении. Он может думать, что опозорился, ему стыдно и страшно, ведь он отправил чужому человеку то, что нельзя было отправлять.
В итоге, сложившиеся «отношения» жертва не может разорвать самостоятельно и оказывается заложником манипулятора.
Конечной целью такого общения обычно становится личная встреча со злоумышленником и дальнейшее манипулирование ребенком, сексуальное домогательство или даже насилие ИЛИ выбирают другую форму общения — без личной встречи. Такое общение называется «секстингом». Его цель — получение материалов эротического и порнографического характера для дальнейшей продажи и даже возможного криминального шантажа ребенка.[5]
По данным опроса «Лаборатории Касперского», 75% детей признались, что получали от незнакомых людей предложения дружить в соцсетях. 37% участников исследования затем встречались со знакомыми из Сети в реальной жизни.
А по данным опроса «Образ жизни российских подростков в сети» Всероссийского исследование детей и подростков 87% подростков встречались с проблемами и только 13% поделились своими проблемами с родителями…
Манипуляторы создают в сети сообщества, игры, челенджи и активно привлекают детей, удерживают и склоняют к разным нездоровым поступкам. Следственный комитет РФ активно борется с такими явлениями.
Влияние цифровой образовательной среды в воспитании подрастающего поколения огромно, цифровизация нашей жизни затрагивает современное детство. Социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей и подростков.
Цифровая трансформация, как процесс модернизации образования, учитывает открывающиеся достоинства виртуального мира, и позволяет в полной мере использовать потенциал цифровых технологий.[3]
Документы Правительства Российской Федерации демонстрирует значимость для государства данного процесса.
В структуре выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли «Образование (общее)»». Минпросвещения управляет им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор.[2]
В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год:
• Библиотека цифрового образовательного контента;
• Цифровой помощник ученика;
• Цифровое портфолио ученика;
• Цифровой помощник родителей;
• Цифровой помощник учителя;
• Система управления в образовательной организации
Главная цель проекта— чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами. [2]
Правительство РФ при президенте России ведет курс на повышение цифровой грамотности общества и развитие Цифровой образовательной среды. Расчищаются просторы сети Интернет. Открываются новые горизонты. Предоставляются новые перспективы. Нужно лишь научить подрастающее поколение правилам пользования Интернетом.
Список использованной литературы:
1. +Фоксфорд. Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. Что говорят исследователи.
2. Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов. Паспорт стратегии Цифровая трансформация.
3. Cyberleninka Перспективы развития онлайн-обучения в высшем образовании российской федерации.
4. Формирование цифровой грамотности обучающихся. Методические рекомендации для работников образования разработаны в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
5. LETIDOR. Вот так в Интернете обманывают наших детей.
|