Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


+12 Статья "Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков обучающихся современной школы"

СКАЧАТЬ (0.1 Kb) 18.02.2023, 20:16
Казакова Татьяна Анатольевна
преподаватель, ГБПОУ "МПК"
Интернет вошел в нашу жизнь около 30 лет назад. За это время изменилась сама сеть и правила пользования Интернетом.

С 2005 года произошла техническая революция в области информационной коммуникации, появился новый формат социальных взаимодействий в Интернете между людьми и стал, по сути, новой формой общественного сознания: социальные сети, блоги, медийные сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями. Технический прогресс вносит свои коррективы в нашу жизнь, а также новые правила и законы.

20 лет назад под цифровой грамотностью подразумевалось умение осуществлять поиск по сети, чтение гипертекста, оценка цифровой информации, объединение информации. С развитием цифровой среды, понятие цифровой грамотности непрерывно расширяется и меняется под новые требования реального мира.

В настоящее время под цифровой грамотностью понимают набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, а также включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.

• Под цифровым потреблением подразумевают использование интернет услуг для работы и жизни. Это постоянный и мобильный интернет, цифровые устройства для выхода в интернет, интернет-СМИ, новости, социальные сети, услуги предоставляемые государством, телемедицина, облачные технологии.

• Очень важно обладать навыками эффективного пользования технологиями: осуществлять поиск информации, грамотно использовать цифровые устройства, полностью использовать функционал социальных сетей, грамотно осуществлять финансовые операции, осуществлять онлайн-покупки, уметь критически воспринимать информацию, производить мультимедийный контент, синхронизировать технические устройства, то есть владеть цифровыми компетенциями.

• Находясь на бескрайних просторах Всемирной паутины очень важно соблюдать цифровую безопасность. Это и защита персональных данных, установка надежного пароля, использование легального контента, проявление культуры поведения и этики, сохранение репутации, грамотное хранение информации, создание резервных копий, использование облачных технологий.

Цифровое общество живет по своим правилам и законам. И очень важно научить наше подрастающее поколение идти в ногу с цифровизацией общества, а значит владеть цифровой грамотностью. Цифровая грамотность – не статична! Она требует пополнения знаний!

Цифровая грамотность – это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу. [4]

Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает тревогу взрослых.[1]

Задача взрослых уберечь подрастающее поколения от возможных ошибок. Необходимо научить ребенка жить и соблюдать правила цифрового сообщества.

В современном мире подростки чаще общаются, в Интернете. Наши дети, активно общаются с виртуальными друзьями, с которыми никогда не виделись в глаза. Ребята смотрят на мир через призму своих восприятий. Очень часто, ребенок ошибается с выбором друзей и попадает в сложные ситуации.

Свою жертву злоумышленники ищут по учетным записям в социальной сети, изучают страницу, определяют, на какую наживку клюнет подросток, а затем начинается переписка.

Схема обмана в Интернете проста:
• завоевать расположение подростка, стать ему близким человеком;
• получить от ребенка нужную информацию (компрометирующий материал);
• сделать его психологическим заложником с помощью шантажа.

Доверие. Сначала у ребенка создается ощущение, что о нем заботятся, им искренне интересуются.

Получение компромата. Затем происходит ненавязчивый переход на сексуальные темы и манипуляция ребенком. [5]

До 90% школьников легкомысленно относятся к новым знакомствам в Сети. Дети часто не воспринимают виртуальное общение как часть настоящего. Поэтому ребенок может свободно сделать те шаги, на которые не решился бы в реальной жизни.[5]

Например, начать разговор на интимные темы или выслать фотографии такого содержания.
Злоумышленники собирают любую информацию о своей жертве. Это может быть домашний адрес, номер школы, размер одежды, имена друзей и даже любимый чай бабушки.

Чем больше информации, тем сильнее подросток будет сидеть на крючке.

Манипуляции. После того, как от ребенка получен весь необходимый компромат, незнакомец начинает требовать все более и более откровенные фото.

В подобной ситуации ребенок, как правило, боится рассказать родителям о таком повороте в общении. Он может думать, что опозорился, ему стыдно и страшно, ведь он отправил чужому человеку то, что нельзя было отправлять.

В итоге, сложившиеся «отношения» жертва не может разорвать самостоятельно и оказывается заложником манипулятора.

Конечной целью такого общения обычно становится личная встреча со злоумышленником и дальнейшее манипулирование ребенком, сексуальное домогательство или даже насилие ИЛИ выбирают другую форму общения — без личной встречи. Такое общение называется «секстингом». Его цель — получение материалов эротического и порнографического характера для дальнейшей продажи и даже возможного криминального шантажа ребенка.[5]
По данным опроса «Лаборатории Касперского», 75% детей признались, что получали от незнакомых людей предложения дружить в соцсетях. 37% участников исследования затем встречались со знакомыми из Сети в реальной жизни.

А по данным опроса «Образ жизни российских подростков в сети» Всероссийского исследование детей и подростков 87% подростков встречались с проблемами и только 13% поделились своими проблемами с родителями…

Манипуляторы создают в сети сообщества, игры, челенджи и активно привлекают детей, удерживают и склоняют к разным нездоровым поступкам. Следственный комитет РФ активно борется с такими явлениями.

Влияние цифровой образовательной среды в воспитании подрастающего поколения огромно, цифровизация нашей жизни затрагивает современное детство. Социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей и подростков.

Цифровая трансформация, как процесс модернизации образования, учитывает открывающиеся достоинства виртуального мира, и позволяет в полной мере использовать потенциал цифровых технологий.[3]

Документы Правительства Российской Федерации демонстрирует значимость для государства данного процесса.

В структуре выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли «Образование (общее)»». Минпросвещения управляет им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор.[2]

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год:
• Библиотека цифрового образовательного контента;
• Цифровой помощник ученика;
• Цифровое портфолио ученика;
• Цифровой помощник родителей;
• Цифровой помощник учителя;
• Система управления в образовательной организации

Главная цель проекта— чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами. [2]
Правительство РФ при президенте России ведет курс на повышение цифровой грамотности общества и развитие Цифровой образовательной среды. Расчищаются просторы сети Интернет. Открываются новые горизонты. Предоставляются новые перспективы. Нужно лишь научить подрастающее поколение правилам пользования Интернетом.

Список использованной литературы:
1. +Фоксфорд. Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. Что говорят исследователи.
2. Министерство просвещения Российской Федерации Банк документов. Паспорт стратегии Цифровая трансформация. 
3. Cyberleninka Перспективы развития онлайн-обучения в высшем образовании российской федерации. 
4. Формирование цифровой грамотности обучающихся. Методические рекомендации для работников образования разработаны в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». 
5. LETIDOR. Вот так в Интернете обманывают наших детей.


Категория: Блоги | Добавил: kazakovatatyna
Просмотров: 346 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог