Всем известно, что класс-это дети, которые совершенно случайно собрались и вынуждены взаимодействовать на одной территории. Они могут иметь разный темперамент и воспитание, а еще у них может не оказаться общих интересов. Дети в классах собираются из разных семей, со своим уже накопленным, хоть и небольшим, опытом общения. Кроме того, образование сейчас носит инклюзивный характер, и у части деток будет иметь особенности развития, которые остальным нужно научиться понять и принять.
Далеко не все дети к 1 классу имеют навыки правильного общения с окружающими.
Детские конфликты, если не обращать на них должного внимания, могут зайти очень далеко и нанести их участникам психологические травмы. Кроме того, ребенок находится в школе достаточно продолжительное время, и если ему не комфортно в своем окружении, он будет тратить на подобные ситуации очень много ресурсов во вред учебе.
Как же помочь ребенку стать частью дружного класса?
По своему опыту могу сказать, что одним из главных условий, является взаимодействие педагога с родителями. И тут важно быть «на одной волне». Родители должны принимать сторону учителя, а учитель, в свою очередь, всегда глубоко и всесторонне анализировать проблему, которая привела к негативным последствиям. В конфликтах всегда виноваты обе стороны:один неправильно поступил, а второй неверно отреагировал на поступок одноклассника. Детей обязательно нужно учить правильному поведению в конфликтных ситуациях, в том числе и на своем примере.
Я уверена, что далеко не всегда нужно вмешиваться в конфликты детей, но наблюдать за их развитием нужно обязательно. Если в самом начале ссоры сразу подходить и объяснять, как себя вести, у детей просто не будет возможности правильно среагировать самим. Если хотя бы у одного ребенка, участника конфликта, есть навыки правильного общения, он прекратит ссору, даже не дав ей разгореться. Но если учитель видит, что конфликт набирает обороты вмешиваться нужно обязательно! Тут нужно действовать очень деликатно. Во-первых, поговорить с детьми вместе и по отдельности, чтобы понять причину разногласий. Во-вторых, провести беседу с участниками ссоры, рассказать, почему так получилось и подвести детей к пониманию, что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло. Эта работа обязательно проводится в форме диалога. Далее я всегда сообщаю родителям ребят, что произошло, как мы это проработали и какие выводы сделали. Если конфликт был серьезным, то через 2-3 дня после этого, я провожу беседу со всем классом, на которой мы решаем кейсы (выдуманные конфликтные ситуации), вместе ищем пути решения и, конечно, говорим о дружбе и ее важности для каждого человека.
Работа по формированию коллектива проводится ежедневно: на уроках, переменах, на внеклассных мероприятиях и школьных экскурсиях. Чем чаще объединять детей, учить взаимодействию друг с другом, тем лучше. В начальной школе педагог занимает приоритетное место для младшего школьника. Он является авторитетом для него. Педагог обязан одинаково благожелательно относится к каждому ученику, не выделяя никого. Всегда есть за что похвалить самого отъявленного хулигана или неуспевающего ребенка и тем самым поднять их авторитет в глазах класса.
Сформировать дружный коллектив в классе не всегда получается быстро и уж точно никогда не просто. Это зависит от особенностей каждого ребенка, но я точно знаю, что это возможно.
|