Функциональная грамотность является одним из основных положений современного образования. Если обратиться к первоисточникам, то функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. С методической точки зрения она предполагает переход к матапредметности, к осознанному выходу за границы конкретного предмета. Обучающиеся должны научиться синтезировать все имеющиеся предметные знания и умения для решения конкретной задачи.
Задача очень сложная, но далеко не новая. О налаживании межпредметных связей, о метапредметности обучения говорилось в образовании еще очень давно. И мы всегда использовали эти приемы и методы, разбирали соответствующие задания, только не акцентировали на этом внимания.
Но наш мир стал намного сложнее, чем был ранее. Появились новые технологии, новые профессии, да и сам человек в социальном плане стал другим. А, значит, и образование должно меняться. Наши выпускники должны быть не просто грамотными, а конкурентоспособными, социально ответственными. К современному человеку предъявляются очень высокие требования: умение обучаться, критически мыслить, проявлять инициативу, работать в команде, общаться, находить нестандартные решения, проявлять лидерские качества и т.д. Именно поэтому в современное понятие функциональной грамотности входят следующие виды: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Если говорить о таком учебном предмете, как физика, то решение любой среднего уровня сложности задачи – это уже использование знаний из различных предметных областей. Например, стандартная задача для 7 класса: сколько железнодорожных цистерн грузоподъемностью 62 тонны потребуется для перевозки 100000 баррелей нефти. Для ее решения помимо выстраивания логической цепочки рассуждений и знания конкретных расчетных формул (массы, объема и количества) обучающимся необходимо:
• перевести единицы измерения в СИ (при этом нужно их знать, вспомнить соотношения между единицами измерения, сопоставить их и правильно произвести расчет – это математические знания);
• найти информацию о том, что такое баррель и чему он равен (при этом выбрать именно нужное значение для нефти из всех предлагающихся вариантов – это умение находить информацию и ее анализировать);
• найти в справочнике данные о плотности нефти (умение работать с литературой);
• проанализировать полученный результат (оценить реальность полученного числового значения, понять, что в ответе можно записать только целое значение с округлением в большую сторону);
• записать решение в определенном формате в соответствии с требованиями оформления (это умение следовать правилам и инструкциям, что в жизни тоже необходимо).
Данную задачу можно усложнить: не указывать грузоподъемность одной цистерны, а попросить найти информацию о различных видах используемых на железнодорожном транспорте цистерн и определить, какие виды цистерн для данной перевозки будут экономически наиболее выгодными. Если задачу предложить для решения в малой группе (3-4 человека), то это будет формировать в значительной степени и коммуникативные навыки.
Подбор заданий, соответствующей направленности и уровня сложности для конкретного класса – это самое сложное в работе учителя. Никто, я думаю, не будет отрицать, что для применения предметных знаний на практике, их сначала нужно иметь. Поэтому преподаватель обычной средней школы каждое занятие решает для себя сложнейшую дилемму – подобрать большее количество заданий (разнообразных, интересных и не очень, но нужных для прохождения итоговой аттестации) для отработки предметных знаний и умений или предложить задание, которое требует гораздо большее количество времени. Кроме того, мы знаем, что в старшей школе образование в основном профильное, и подбор заданий для учителя к каждому соответствующему профилю становится очень сложной задачей. По большей части эти задания приходится придумывать самому, так как результат будет только в том случае, когда ученику интересно, а это огромные затраты времени.
Так как я работаю в кадетском корпусе, в котором есть определенная специфика обучения, то в последнее время стала практиковать такого типа задания: нахожу в Интернете официальные характеристики различных видов вооружения (дальность полета ракет, скорость вылета снарядов, водоизмещение, грузоподъемность, мощность и т.д.) в зависимости от интересов обучающихся, и сначала предлагаю решить задачи, составленные мною, а затем прошу составить задачи самостоятельно и решить их. Составить решаемую задачу уже сложно и интересно, особенно когда речь идет, например, не об одном движущемся объекте, а о двух. В данном случае «полет фантазии» обучающихся не ограничивается.
На современном этапе каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он использует в учебном процессе. Он должен понимать, что результат его работы определяется именно теми материалами, с которыми он пришел на урок. К сожалению, пока в учебниках, по которым мы работаем, таких заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, очень мало и учебные и методические пособия требуют серьезной доработки. Пока мы можем ориентироваться лишь на опубликованные базы материалов для формирования и оценки функциональной грамотности, разработанные на данный момент для 7-9 классов.
|