Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках физики"

СКАЧАТЬ (15.9 Kb) 24.10.2022, 21:03
Пеливан Вера Семеновна
учитель физики, ТОГБОУ кадетская школа "Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С.Дёмина"

Функциональная грамотность является одним из основных положений современного образования. Если обратиться к первоисточникам, то функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. С методической точки зрения она предполагает переход к матапредметности, к осознанному выходу за границы конкретного предмета. Обучающиеся должны научиться синтезировать все имеющиеся предметные знания и умения для решения конкретной задачи.

Задача очень сложная, но далеко не новая. О налаживании межпредметных связей, о метапредметности обучения говорилось в образовании еще очень давно. И мы всегда использовали эти приемы и методы, разбирали соответствующие задания, только не акцентировали на этом внимания.

Но наш мир стал намного сложнее, чем был ранее. Появились новые технологии, новые профессии, да и сам человек в социальном плане стал другим. А, значит, и образование должно меняться. Наши выпускники должны быть не просто грамотными, а конкурентоспособными, социально ответственными. К современному человеку предъявляются очень высокие требования: умение обучаться, критически мыслить, проявлять инициативу, работать в команде, общаться, находить нестандартные решения, проявлять лидерские качества и т.д. Именно поэтому в современное понятие функциональной грамотности входят следующие виды: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

Если говорить о таком учебном предмете, как физика, то решение любой среднего уровня сложности задачи – это уже использование знаний из различных предметных областей. Например, стандартная задача для 7 класса: сколько железнодорожных цистерн грузоподъемностью 62 тонны потребуется для перевозки 100000 баррелей нефти. Для ее решения помимо выстраивания логической цепочки рассуждений и знания конкретных расчетных формул (массы, объема и количества) обучающимся необходимо:

• перевести единицы измерения в СИ (при этом нужно их знать, вспомнить соотношения между единицами измерения, сопоставить их и правильно произвести расчет – это математические знания);
• найти информацию о том, что такое баррель и чему он равен (при этом выбрать именно нужное значение для нефти из всех предлагающихся вариантов – это умение находить информацию и ее анализировать);
• найти в справочнике данные о плотности нефти (умение работать с литературой);
• проанализировать полученный результат (оценить реальность полученного числового значения, понять, что в ответе можно записать только целое значение с округлением в большую сторону);
• записать решение в определенном формате в соответствии с требованиями оформления (это умение следовать правилам и инструкциям, что в жизни тоже необходимо).

Данную задачу можно усложнить: не указывать грузоподъемность одной цистерны, а попросить найти информацию о различных видах используемых на железнодорожном транспорте цистерн и определить, какие виды цистерн для данной перевозки будут экономически наиболее выгодными. Если задачу предложить для решения в малой группе (3-4 человека), то это будет формировать в значительной степени и коммуникативные навыки.

Подбор заданий, соответствующей направленности и уровня сложности для конкретного класса – это самое сложное в работе учителя. Никто, я думаю, не будет отрицать, что для применения предметных знаний на практике, их сначала нужно иметь. Поэтому преподаватель обычной средней школы каждое занятие решает для себя сложнейшую дилемму – подобрать большее количество заданий (разнообразных, интересных и не очень, но нужных для прохождения итоговой аттестации) для отработки предметных знаний и умений или предложить задание, которое требует гораздо большее количество времени. Кроме того, мы знаем, что в старшей школе образование в основном профильное, и подбор заданий для учителя к каждому соответствующему профилю становится очень сложной задачей. По большей части эти задания приходится придумывать самому, так как результат будет только в том случае, когда ученику интересно, а это огромные затраты времени.

Так как я работаю в кадетском корпусе, в котором есть определенная специфика обучения, то в последнее время стала практиковать такого типа задания: нахожу в Интернете официальные характеристики различных видов вооружения (дальность полета ракет, скорость вылета снарядов, водоизмещение, грузоподъемность, мощность и т.д.) в зависимости от интересов обучающихся, и сначала предлагаю решить задачи, составленные мною, а затем прошу составить задачи самостоятельно и решить их. Составить решаемую задачу уже сложно и интересно, особенно когда речь идет, например, не об одном движущемся объекте, а о двух. В данном случае «полет фантазии» обучающихся не ограничивается.

На современном этапе каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он использует в учебном процессе. Он должен понимать, что результат его работы определяется именно теми материалами, с которыми он пришел на урок. К сожалению, пока в учебниках, по которым мы работаем, таких заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, очень мало и учебные и методические пособия требуют серьезной доработки. Пока мы можем ориентироваться лишь на опубликованные базы материалов для формирования и оценки функциональной грамотности, разработанные на данный момент для 7-9 классов.


Категория: Блоги | Добавил: pelivanvera
Просмотров: 355 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог