Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

СКАЧАТЬ (16.9 Kb) 06.05.2024, 16:19
Ситникова Ольга Сергеевна
воспитатель первой категории, ГБОУ Школа 2127 г.Москва
В 50-х годах ХХ в. в центре внимания исследователей находилась проблема, воспитания у ребенка нравственно-волевых качеств. Исследователи опирались на принцип воспитания в коллективе, который рассматривался как инструмент всестороннего развития личности, как условие наиболее полного раскрытия ее способностей, дорований и удовле-творения запросов и интересов. Особое внимание было сосредоточено на изучении проблем формирования сознательной дисциплины, развития самостоятельности.

К изучению проблемы нравственного воспитания, предполагающий рассмот-рение процесса развития отдельных нравственных качеств, представлен в работе Е.Ю. Демуровой. Автор рассматривает процесс воспитания дисциплинированности, обосно-вывая ведущую роль этого качества в воспитании моральных черт человека. По мнению Е.Ю. Демуровой, воспитание всех моральных черт человека неразрывно связано с воспи-танием сознательной дисциплины. Дисциплинированный человек знает правила поведе-ния, понимает их, он привык их выполнять и разумно применяет их в различных случаях жизни. Именно детский сад должен воспитать у детей элементарные устойчивые навыки поведения, подготовить сознание детей к умению разумно воспринимать требования дисциплины, «беспрекословно выполнять их», а также умение сдержать себя от тех дей-ствий, которые идут в разрез с требованиями дисциплины.

Е.Ю. Демурова предполагает использовать занятия, игры, режимные моменты в воспитании дисциплинированного поведения, анализируя их возможности для предъ-явления ребенку требований, правил, обязательных для выполнения.

В исследовании Л.А.Порембской предметом изучения становится процесс воспи-тания у детей самостоятельности, рассматриваемой как нравственное качество. Сред-ством её воспитания является, по мнению автора, бытовой труд, ибо именно в нем ребе-нок ставится в условия выполнения несложных обязанностей. Овладение навыками бы-тового труда способствует развитию стремления к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности. Самостоятельность рассматривается Л.А. Порембской как способ-ность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью, но самостоятельность выражается не только в умении усвоить и критически осмыслить знания, но и применить их в жизни. Автор считает, что «рост самостоятельности идет по линии количественных изменений в деятельности детей от первой пробы сил в выполне-нии простейших заданий - к появлению целеустремленности, инициативы, творчества, ответственного отношения к делу и к объективной самооценке». Основное значение вос-питания самостоятельности с точки зрения нравственного становления личности в том, что благодаря освоенным трудовым умениям, лежащим в основе этого качества, ребенок вступает в качественно новые социальные связи, в его осознании происходят глубокие изменения, которые способствуют формированию его личности в целом.

Воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности, чувства долга З.Н. Борисова считает первостепенной задачей нравственного воспитания. Эта задача решается, по мнению автора, в разнообразных формах деятельности: в учении, в игре, в коллективной трудовой деятельности. З.Н.Борисова опирается на исследования психоло-гов, доказывающих, что ведущей деятельностью, формирующей ответственность, являет-ся трудовая деятельность детей. Кроме того, автор опирается на педагогическое наследие А.С.Макаренко, на его положение о том, что в каждом воспитаннике надо развивать осо-знание его зависимости от общественного мнения и сознание ответственности перед кол-лективом. Коллектив является живым организмом, потому что в нем есть ответствен-ность, взаимозависимость, а труд является основой правильных отношений в коллективе.

В отличие от работы Л.А. Порембской, где главный акцепт делается на изучении развития такого нравственного качества личности как самостоятельность, З.Н.Борисова расширяет содержание исследования. Она не только характеризует ответственность, но изучает специфику её проявлений и показателей в среднем и старшем дошкольном воз-расте. Кроме того, одним из главных вопросов исследования становится изучение форм организации трудовой деятельности детей, в частности дежурств. Ответственность у де-тей дошкольного возраста воспитывается не на отвлеченных действиях, не имеющих ни-какого смысла для детей, а на жизненно необходимых, полезных коллективу делах.

Таким образом, Е.Ю. Демурова, Л.А.Порембская, З.Н.Борисова рассматривают в своих работах проблемы воспитания у дошкольников отдельных моральных качеств: ответственности, самостоятельности, дисциплинированности. Следует отметить, что, не-смотря на это, авторы видят значение этих качеств для жизни ребенка в коллективе. Именно коллектив представляется им одним из существенных условий, способствующих развитию этих качеств.

Список литературы
1.Борисова З.Н. Дежурство в детском саду как средство воспитания ответственно-сти у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук. – Л., 1953.
2.Демурова Е.Ю. Воспитание сознательной дисциплины детей старшего дошколь-ного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1951
3.Порембская Л.А. Бытовой труд как средство самостоятельности детей дошкольного возраста//Ленинградский пед. институт им. А.И. Герцена. Ученые записки. – Л., 1956. – Т.126. – С.7-42.


Категория: Блоги | Добавил: sitnikovaolgasergeevna
Просмотров: 165 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог