Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Так, когда же стоит начинать знакомство с экономикой?
Правомерно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Эти вопросы новы и дискуссионны в дошкольной педагогике. И это оправданно, поскольку речь идет о достаточно сложной проблеме.
Исследования авторов Л.М. Клариной, А.Д. Шатовой, Р.С. Лукьяновой, И.М. Котюсовой дают основания говорить о возможности и необходимости усвоения дошкольниками элементарных экономических знаний.
В изменяющихся условиях общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Именно в этот период приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации: игры, занятия, вечера досуга и многие другие. Приоритет за такими формами работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению своего «я». Использование разнообразных форм дает возможность мне как воспитателю проявить творчество, индивидуальность, и в тоже время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики доступным и интересным для детей. Главное говорить ребенку о сложном мире экономики на простом и понятном ему языке. Особая форма обучения – это игра. Система работы с детьми построена на основе игр экономической направленности с детьми дошкольного возраста, которые проводятся с детьми в свободное время.
Например, в играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Банк», «Рекламное агентство», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет», «Аптека». В данных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальной жизни обстановка.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки (например, игры «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки»).
В современных реалиях интерактивные игры становятся все более популярным инструментом для развития детей дошкольного возраста. Их можно использовать как обучающий материал при проведении ОД как в групповой форме, так и индивидуально. Интерактивные игры разнообразят процесс обучения и вовлекут детей в мир финансов. А для педагогов появилась уникальная возможность разработать свои игры для более углубленного изучения темы.
Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно повлияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Литература:
1. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М.: Просвещение, 2016. – 272 с.
2. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008 – 169 с.
3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в
экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
|