Сегодня: 27.10.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СКАЧАТЬ (23.0 Kb) 27.09.2020, 20:38
Чупрова Анастасия Ивановна
учитель начальных классов, МБОУ "Выльгортская СОШ№1", с. Выльгорт, Сыктывдинский район, Республика Коми
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Чупрова Анастасия Ивановна
г. Сыктывкар

Аннотация: В статье представлена коррекционно-развивающая программа по формированию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР с применением элементов проектной деятельности.
Ключевые слова: познавательная активность, задержка психического развития, проектная деятельность, старший дошкольный возраст.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования познавательной активности.
В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г.И. Щукина), «деятельное состояние» (Т.И. Шамова), «стремление человека к познанию» (Т.И. Зубкова).
В отечественной психологии и педагогике вопросы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста отражены в работах ведущих педагогов и психологов - Ю.К. Бабанского, А.К. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Г.И. Щукиной и т.д. В исследованиях определено, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Авторы, занимавшиеся исследованием данного вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.
Исследования Л.В. Запорожца, Н.И. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, А.М. Фонарёва, Г.А. Урунтаевой, Л.А. Годовиковой, Е.А. Стребелевой, Н. Е.Веракса и т.д. доказывают, что важно учитывать познавательную активность ребенка в ходе учебного процесса. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, у таких детей слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности (Веракса Н.Е., Штанько И. В., Виноградова Н.А., Киселева Л. С. и др.). Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, возможно развитие познавательного интереса к различным областям знаний, уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми, формированием коммуникативных навыков. Однако в коррекционной педагогике опыт применения метода проектной деятельности еще не накоплен, отсутствует методическая литература по этой проблеме. Педагоги вынуждены самостоятельно составлять занятия, адаптируя программный материал и данный метод, направленный на нормально развивающихся детей для дошкольников с задержкой психического развития и искать пути реализации программных задач и требований. Необходимы психолого-педагогические исследования по выявлению условий и особенностей формирования познавательной активности у детей дошкольников с задержкой психического развития при включении их в проектную деятельность.
В связи с этим, была составлена коррекционно-развивающая программа по формированию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР (см. таблицу 1)[3; 4].
Цель программы: способствовать формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с применением элементов проектной деятельности.
В процессе развития познавательной активности в программе используются следующие педагогические приемы:
• специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка;
• прием создания проблемной ситуации;
• организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы;
• беседа;
• игры - эксперименты;
• сюжетно-ролевые, дидактические игры;
• отгадывание загадок;
• изобразительная деятельность и др. [3]
Проанализировав эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по формированию познавательной активности у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием элементов проектной деятельности можно сделать выводы:
• Применяя элементы проектной деятельности на занятиях с детьми ЗПР, происходит общее развитие ребёнка: его мышления, внимания, эмоциональной сферы, умения выразить своё отношение к природе словами, средствами изобразительного искусства, конструирования.
• Познавательно-поисковая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и т.д.
• Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает сотрудничать детям друг с другом, педагогом, родителями и т.д. [1; 2].

Источники и литература:
1. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет / Н.В. Веракса.- М.: Мозаика-синтез, 2012 .- 80 с.
2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А. Н Веракса - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
3. Виноградова, Н. А. Панкова, Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. -208 с.
4. Рыжова, Н. Волшебница вода // Дошкольное образование. - 2004.- №11,12,13.


Фрагмент коррекционно-развивающей программы по формированию познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием элементов проектной деятельности
по теме: «Вода».
Таблица 1


п/п
дата
Тема занятия.
Опытно – экспериментальная деятельность.
Форма работы. Цель и задачи
обучения Элементы
проектной деятельности Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Результат освоения знаний и умений в процессе опытно – экспериментальной деятельности

1. « Какая, ты, водичка?»
Исследование свойства воды: прозрачная,
без цвета, запаха и вкуса.
Подгруппа из 2 детей. Цель: Развивать познавательную активность, исследовательский интерес.
Задачи: Способствовать формированию представлений о свойствах воды, твердых веществах и жидких.
Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. - постановка исследовательской задачи перед детьми;
-формулировка вопроса;
-поиск информации;
-экспериментирование
-творческая работа по оформлению проекта.
- беседа о воде;
-рассматривание картинок о воде;
-игра-эксперимент исследования свойства воды;
-творческая работа по оформлению проекта. -имеют представление о свойствах воды: прозрачная,
без цвета, запаха и вкуса;
-умеют проводить опыт на исследование свойства воды,
- пытаются формулировать выводы;
-могут изображать условно свойства воды: прозрачная,
без цвета, запаха и вкуса.
2. «Какая форма у водички?»
Исследование свойства воды: вода- это жидкость, принимает форму емкости.
Подгруппа из 3детей Цель: Развивать познавательную активность, исследовательский интерес.
Задачи: Способствовать формированию представлений о свойствах воды. Определить, что вода- это жидкость, принимает форму емкости, в которой находиться. Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. -поисковая деятельность;
-экспериментирование
-творческая работа по оформлению проекта.

- беседа о воде, жидкости;
- эксперимент исследования свойства воды;
-игровая деятельность;
-творческая работа по оформлению проекта. -имеют представление о свойствах воды: вода жидкая,
принимает форму емкости;
-умеют проводить опыт на исследование свойства воды;
- пытаются формулировать выводы;
-могут изображать условно свойства воды: вода - жидкая,
принимает форму емкости.

3. «Играем с красками».
Исследование свойства воды: вода растворяет некоторые вещества, меняет окраску, запах.
Подгруппа из 2 детей. Цель: Развивать познавательную активность, исследовательский интерес.
Задачи: Способствовать формированию представлений о свойствах воды. Продолжать знакомство с действием превращения. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании). Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. -поисковая деятельность;
-экспериментирование
-творческая работа по оформлению проекта.

- беседа о воде, веществах;
-игра-эксперимент исследования свойства воды: вода растворяет некоторые вещества меняет окраску, запах;
-игровая деятельность;
-творческая работа по оформлению проекта -имеют представление о свойствах воды: вода растворяет некоторые вещества;
-умеют проводить опыт на исследование свойства воды;
- пытаются формулировать выводы;
-могут изображать условно свойства воды: вода растворяет некоторые вещества, меняет окраску, запах.
4. Итоговое занятие: «Волшебница - вода». Оформление проекта. Организация выставки.
Фронтальная. Дети сидят за общим столом.
Цель: Совершенствовать навыки познавательной активности, исследовательского интереса.
Задачи: Закрепить представлений о свойствах и состояния воды. Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Активизировать творческое мышление детей. Способствовать формированию трудовых навыков дошкольников. Организовать выставку.
- творческая работа по оформлению проекта
- защита проекта
-выставка проектов. -беседа;
-игровая деятельность
творческая работа по оформлению проекта -имеют представление о свойствах и состоянии воды;
-умеют проводить опыт на исследование свойств и состояния воды;
- учатся формулировать выводы;
- умеют творчески оформлять работу.


Категория: Блоги | Добавил: Nast88
Просмотров: 68 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.10.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог