Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

СКАЧАТЬ (23.0 Kb) 27.09.2020, 20:38
Чупрова Анастасия Ивановна
учитель начальных классов, МБОУ "Выльгортская СОШ№1", с. Выльгорт, Сыктывдинский район, Республика Коми
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Чупрова Анастасия Ивановна
г. Сыктывкар

Аннотация: В статье представлена коррекционно-развивающая программа по формированию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР с применением элементов проектной деятельности.
Ключевые слова: познавательная активность, задержка психического развития, проектная деятельность, старший дошкольный возраст.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования познавательной активности.
В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г.И. Щукина), «деятельное состояние» (Т.И. Шамова), «стремление человека к познанию» (Т.И. Зубкова).
В отечественной психологии и педагогике вопросы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста отражены в работах ведущих педагогов и психологов - Ю.К. Бабанского, А.К. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Г.И. Щукиной и т.д. В исследованиях определено, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Авторы, занимавшиеся исследованием данного вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.
Исследования Л.В. Запорожца, Н.И. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, А.М. Фонарёва, Г.А. Урунтаевой, Л.А. Годовиковой, Е.А. Стребелевой, Н. Е.Веракса и т.д. доказывают, что важно учитывать познавательную активность ребенка в ходе учебного процесса. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, у таких детей слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности (Веракса Н.Е., Штанько И. В., Виноградова Н.А., Киселева Л. С. и др.). Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, возможно развитие познавательного интереса к различным областям знаний, уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми, формированием коммуникативных навыков. Однако в коррекционной педагогике опыт применения метода проектной деятельности еще не накоплен, отсутствует методическая литература по этой проблеме. Педагоги вынуждены самостоятельно составлять занятия, адаптируя программный материал и данный метод, направленный на нормально развивающихся детей для дошкольников с задержкой психического развития и искать пути реализации программных задач и требований. Необходимы психолого-педагогические исследования по выявлению условий и особенностей формирования познавательной активности у детей дошкольников с задержкой психического развития при включении их в проектную деятельность.
В связи с этим, была составлена коррекционно-развивающая программа по формированию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР (см. таблицу 1)[3; 4].
Цель программы: способствовать формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с применением элементов проектной деятельности.
В процессе развития познавательной активности в программе используются следующие педагогические приемы:
• специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка;
• прием создания проблемной ситуации;
• организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы;
• беседа;
• игры - эксперименты;
• сюжетно-ролевые, дидактические игры;
• отгадывание загадок;
• изобразительная деятельность и др. [3]
Проанализировав эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по формированию познавательной активности у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием элементов проектной деятельности можно сделать выводы:
• Применяя элементы проектной деятельности на занятиях с детьми ЗПР, происходит общее развитие ребёнка: его мышления, внимания, эмоциональной сферы, умения выразить своё отношение к природе словами, средствами изобразительного искусства, конструирования.
• Познавательно-поисковая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и т.д.
• Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает сотрудничать детям друг с другом, педагогом, родителями и т.д. [1; 2].

Источники и литература:
1. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет / Н.В. Веракса.- М.: Мозаика-синтез, 2012 .- 80 с.
2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А. Н Веракса - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
3. Виноградова, Н. А. Панкова, Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. -208 с.
4. Рыжова, Н. Волшебница вода // Дошкольное образование. - 2004.- №11,12,13.


Фрагмент коррекционно-развивающей программы по формированию познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием элементов проектной деятельности
по теме: «Вода».
Таблица 1


п/п
дата
Тема занятия.
Опытно – экспериментальная деятельность.
Форма работы. Цель и задачи
обучения Элементы
проектной деятельности Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Результат освоения знаний и умений в процессе опытно – экспериментальной деятельности

1. « Какая, ты, водичка?»
Исследование свойства воды: прозрачная,
без цвета, запаха и вкуса.
Подгруппа из 2 детей. Цель: Развивать познавательную активность, исследовательский интерес.
Задачи: Способствовать формированию представлений о свойствах воды, твердых веществах и жидких.
Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. - постановка исследовательской задачи перед детьми;
-формулировка вопроса;
-поиск информации;
-экспериментирование
-творческая работа по оформлению проекта.
- беседа о воде;
-рассматривание картинок о воде;
-игра-эксперимент исследования свойства воды;
-творческая работа по оформлению проекта. -имеют представление о свойствах воды: прозрачная,
без цвета, запаха и вкуса;
-умеют проводить опыт на исследование свойства воды,
- пытаются формулировать выводы;
-могут изображать условно свойства воды: прозрачная,
без цвета, запаха и вкуса.
2. «Какая форма у водички?»
Исследование свойства воды: вода- это жидкость, принимает форму емкости.
Подгруппа из 3детей Цель: Развивать познавательную активность, исследовательский интерес.
Задачи: Способствовать формированию представлений о свойствах воды. Определить, что вода- это жидкость, принимает форму емкости, в которой находиться. Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. -поисковая деятельность;
-экспериментирование
-творческая работа по оформлению проекта.

- беседа о воде, жидкости;
- эксперимент исследования свойства воды;
-игровая деятельность;
-творческая работа по оформлению проекта. -имеют представление о свойствах воды: вода жидкая,
принимает форму емкости;
-умеют проводить опыт на исследование свойства воды;
- пытаются формулировать выводы;
-могут изображать условно свойства воды: вода - жидкая,
принимает форму емкости.

3. «Играем с красками».
Исследование свойства воды: вода растворяет некоторые вещества, меняет окраску, запах.
Подгруппа из 2 детей. Цель: Развивать познавательную активность, исследовательский интерес.
Задачи: Способствовать формированию представлений о свойствах воды. Продолжать знакомство с действием превращения. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании). Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. -поисковая деятельность;
-экспериментирование
-творческая работа по оформлению проекта.

- беседа о воде, веществах;
-игра-эксперимент исследования свойства воды: вода растворяет некоторые вещества меняет окраску, запах;
-игровая деятельность;
-творческая работа по оформлению проекта -имеют представление о свойствах воды: вода растворяет некоторые вещества;
-умеют проводить опыт на исследование свойства воды;
- пытаются формулировать выводы;
-могут изображать условно свойства воды: вода растворяет некоторые вещества, меняет окраску, запах.
4. Итоговое занятие: «Волшебница - вода». Оформление проекта. Организация выставки.
Фронтальная. Дети сидят за общим столом.
Цель: Совершенствовать навыки познавательной активности, исследовательского интереса.
Задачи: Закрепить представлений о свойствах и состояния воды. Развивать умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Активизировать творческое мышление детей. Способствовать формированию трудовых навыков дошкольников. Организовать выставку.
- творческая работа по оформлению проекта
- защита проекта
-выставка проектов. -беседа;
-игровая деятельность
творческая работа по оформлению проекта -имеют представление о свойствах и состоянии воды;
-умеют проводить опыт на исследование свойств и состояния воды;
- учатся формулировать выводы;
- умеют творчески оформлять работу.


Категория: Блоги | Добавил: Nast88
Просмотров: 635 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог