Аннотация. В статье приведены сведения о постсоветских изменениях в системе школьного географического образования в Туркменистане. Образовательная система претерпела ряд изменений, но при этом встала на путь изучения локальных явлений и проблем, связанных с ними. Туркменская система географического образования прошла путь преобразования и сформировала интересные подходы в работе, не отметая достижений прошлого.
Ключевые слова: география, программа, Туркменистан, реформы образования, обучение.
Annotation. The article provides information about post-Soviet changes in the system of school geographical education in Turkmenistan. The educational system has undergone a number of changes, but at the same time it has embarked on the path of studying local phenomena and the problems associated with them. The Turkmen system of geographical education has passed the path of transformation and has formed interesting approaches to work, not brushing aside the achievements of the past.
Key words: geography, program, Turkmenistan, education reforms, training.
География, как одна и фундаментальных наук, содержит в себе огромный потенциал, и открывает возможность исследования большого спектра вопросов, которые касаются всего многообразия мира. В вопросах, которые изучаются в данной предметной области, затрагиваются темы не только по исследованию планеты Земля и Мирового океана, но и поднимается множество вопросов о взаимосвязях природы, общества и экономики. Поэтому географическое образование является важным условием формирования личности. Содержание курса географии и подходы к его изучению – инструмент успешного освоения географических знаний. Цель исследования заключается в выявлении изменений, произошедших с географическим образованием в школах Туркменистана после обретения его независимости. На основании анализа советских и туркменистанских школьных программ были установлены основные изменения, которые произошли со школьным географическим образованием в Туркменистане.
Туркменистан с первых дней независимости принял во внимание вопросы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности страны в качестве одного из основных направлений государственной политики [3]. Большой вклад в реализацию мер по охране природы вносят экологи, национальный институт растительного и животного мира. География относится к комплексу естественных наук, призванных давать знания о природе, ее богатстве, сохранении, рациональном использовании, участвовать в экологическом образовании и воспитании. Сохранение природы очень важно в период развития науки и техники. Совершенствование учебных планов географических курсов в средних школах способствует продвижению работы в этом направлении. Методика обучения географии имеет большое значение в сфере образования.
Уроки географии проводятся в обязательном порядке во всех школах на основе программ, представленных Министерством образования Туркменистана. До развала СССР географическое образование Туркменистана было устроено по следующей системе: в 3-9 классах изучались различные географические курсы и отдельные темы. В 3 - 4 классе – в курсе природоведения изучались отдельные географические темы. В 5 классе – начальный курс физической географии. В 6 классе – география материков. В 7 классе – физическая география СССР и география Туркменистана. В 8 классе – экономическая география СССР. 9 класс – экономическая география зарубежных стран [1].
Школьная география в Туркменистане претерпела ряд изменений после распада СССР. Статус географической науки, содержание и роль школьной географии в СССР были более политизированными [2]. В то время недостаточно внимания уделялось изучению географии Туркменистана. Это создавало трудности в ознакомлении учащихся с географией страны. С обретением Туркменистаном независимости открылись большие возможности для развития и модернизации методики преподавания географии наряду со всеми науками. При участии специалистов Министерства образования Туркменистана, Национального института образования, научных работников, ученых высших учебных заведений, а также многоопытных учителей общеобразовательных школ было определено новое содержание и разработаны программы школьного курса географии, на их основе были подготовлены учебники.
Развитие географии в настоящем не может строиться без достижений прошлого, поэтому часть образовательной системы СССР все равно остается, и успешно применяется в современном образовательном процессе в Турменистане.
Географическое образование в туркменской школе, методика обучения и в целом образовательный процесс во время реформ подверглись значительным преобразованиям. Яркими примерами могут служить перевод средних школ на десятилетние учебные программы, сокращение числа учащихся в классах, сокращение их рабочей нагрузки с целью повышения эффективной работы учителей [4].
На основе государственных программ обучения географии создаются географические учебники для всех классов, которыми бесплатно обеспечиваются школьники. В настоящее время разрабатываются большие комплексы по методике обучения географии и внедрению передовых методов ее обучения, издаются учебные пособия и книги по географии, соответствующие современным параметрам методов обучения. В то же время отмечается недостаточное картографическое обеспечение курса географии [4].
Курс географии в Туркменистане разделен на два больших раздела: «Физическая география» и «Экономическая география». Эти разделы, в свою очередь, состоят из отдельных подразделов. Изучение географии начинается в курсе «Естествознание» в 4 классе начальной школы. Далее продолжается с 5 по 9 класс непосредственно как география [1].
В государственной программе в определенной степени сокращено количество географической номенклатуры (географических названий и терминов), уделено внимание развитию мышления и познавательных способностей учащихся. В рамках учебной программы курсов географии увеличено количество учебных часов по изучению физической и экономической географии Туркменистана. Она изучается как отдельный предмет с 7 по 8 класс. Кроме того, отдельные темы по изучению природы, отраслей экономики Туркменистана, их взаимосвязи представлены в 5, 6, 9 классах [1].
Последовательность обучения географии в отдельных классах и количество учебных часов на учебный год, предоставляемых для этого, определяются программой Министерства образования Туркменистана. В общеобразовательных средних школах, где преподавание производится на туркменском, русском и других языках, курс географии распределяется по классам следующим образом (таблица 1).
Таблица 1 – Изучение разделов географии по классам
Класс |
Раздел географии |
Трудоёмкость |
Учебник |
4 |
Изучение природы в курсе Естествознания |
1 час в неделю, 34 часа |
Tebigaty öwreniş, 4 synp, Bahromow A., Şaripow Ş., Nabiýewa M., 2017. |
5 |
Физическая география |
2 часов в неделю, всего 68 – часов |
Geografiýa, 5 synp, Gulamow P., Kurbanniýazow R., 2015. |
6 |
География материков и океанов |
2 – часов в неделю, всего 68 – часов |
Geografiýa, 6 synp, Soatow A., Abdulkasimow A., Mirakmalow M., 2017 |
7 |
Физическая география Туркменистана |
2 – часов в неделю, всего 68 – часов |
Geografiýa, 7 synp, Gulamow P., 2017 |
8 |
Экономическая и социальная география Туркменистана |
2 в неделю – часов, всего 68 – часов |
Geografiýa, 8 synp, Musaýew P.G., Musaýew J.P., 2019 |
9 |
Экономическая и социальная география мира |
в неделю 2 – часов, всего 68 – часов |
Geografiýa, 9 synp, Kaýumow A., Safarow I., 2019 |
В школах с углубленным изучением отдельных предметов в Туркменистане сохраняется та же последовательность преподавания географических дисциплин, но количество учебных часов может быть увеличено или уменьшено в определенной степени.
Исследования, проводимые в области методики обучения географии, изменения географических названий и фактических данных требуют отражения в государственной программе обучения географии в школе, а также в учебниках. Поэтому в системе образования разрабатываются новые учебные программы и учебники, соответствующие современным, мировым стандартам.
Эффективным способом изучения географии, применяемым туркменистанскими учителями, является демонстрация учащимся настоящей обстановки (естественного или техногенного состояния). Для этого используются различные методические пособия и дидактические материалы (предпочтительно фильмы или телепередачи). При наличии возможности организуются ознакомительные поездки (экскурсии) для более широкого и глубокого понимания географических объектов, событий и других ситуаций. Во время экскурсий учащиеся своими глазами видят реальный мир географического объекта, события или явления. Все эти мероприятия более эффективны и результативны, если они организованы под руководством учителя и на основе его дополнительных разъяснений.
Также в Туркменистане для реализации поставленных Президентом задач по совершенствованию системы образования производится работа по оборудованию географических площадок в средних школах страны. Географическая площадка имеет большое значение в проведении географических занятий в школе, на ее основе реализованы уменьшенные фигуры гор, представлено различное метеорологическое оборудование и т.д. Организуемые на географической площадке занятия, наблюдения, практические работы способствуют росту знаний, углублению, росту интереса к изучению географической науки. Знания, полученные на географических площадках ученики, используют на уроках географии, а также в режиме реального времени. Это дополняет учебные пособия, которые используют на уроке географии в кабинетах [1].
Таким образом, за годы независимости в системе школьного географического образования Туркменистана произошли некоторые изменения в сравнении с советской системой. Основным отличием является направленность туркменской системы географического образования на изучение локальных вопросов, связанных с географическими объектами и явлениями, касающимися непосредственно Туркменистана. На это уделяется большое количество учебных часов, а уроки в 7 и 8 классе полностью отведены изучению физической, экономической и социальной географии Туркменистана, что повышает уровень знаний о своей стране у учащихся, и способствует формированию научного интереса. Большой пласт учебного времени выделен для работы «на местности», что положительно сказывается на понимании, так как задействуются методы теоретической и практической работы над учебным материалом. Также работа на географических площадках дает более широкое представление о предмете, позволяет приобрести учащимся навыки работы с метеорологическим оборудованием, что делает предмет практико-направленным. Туркменская система географического образования прошла путь преобразования и сформировала интересные подходы в работе, не отметая достижений прошлого.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Geografiýany öwretmegiň nazaryýeti we usulyýeti [Электронный ресурс]
2. Geografiýanyň barlag usullary [Электронный ресурс]
3. Türkmenistanyň fiziki geografiýasy [Электронный ресурс]
4. Литвинова Елена Владимировна Развитие системы образования в республике Туркменистан / [Электронный ресурс]
|