При включении игровых приёмов в процесс обучения детей с ТМНР, следует учитывать особенности их познавательной деятельности:
-инертность, вялость, интеллектуальная пассивность;
-лёгкая отвлекаемость, выраженный дефицит внимания;
-незрелость эмоционально-волевой сферы, значительное снижение объемов памяти;
-недоразвитие процессов воображения.
Учитывая психофизические особенности развития детей, обучающихся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II ФАООП УО), крайне важно включать в учебный процесс элементы игровой деятельности, которые позволят сделать сложный материал простым для понимания.
Игра выполняет множество важных функций в образовательном процессе:
- обучающая (помогает в овладении знаниями);
- развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал);
- коррекционная (исправляет недостатки);
-коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит ребенка видеть ситуацию глазами другого);
-терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении);
-занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес к познавательной деятельности).
Основные требования к подбору игр для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
-соответствие игры возрасту ребенка с учетом структуры его дефекта;
-подбор игрового материала с постепенным усложнением (от простого к сложному);
-связь содержания игры с системой знаний ребенка, с его практическим (жизненным) опытом;
- учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);
- соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, их безопасность.
В организации игры необходимо создавать такие условия, которые обеспечили бы развитие наиболее слабо развитых качеств у конкретного ребёнка или группы детей, а также создавали «ситуацию успеха», делая результат обучения значимым для самого ребёнка. Так как форма игры может быть как индивидуальной, так и групповой, то с помощью игры можно повысить активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенных или агрессивных детей в классе.
Исходя из этого, в работе по включению игры в коррекционный процесс можно определить следующие цели и задачи:
1.развитие познавательных процессов обучающихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти), повышение мотивации к познавательной деятельности;
2. коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;
3. овладение учащимися здоровьесберегающими технологиями;
4. формирование коммуникативных навыков и формирование предпосылок к социальной адаптации.
Краткая характеристика применяемых игр в педагогической практике:
-сюжетно-ролевая игра;
-дидактическая игра;
-терапевтическая игра (релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика).
Стоит отметить, что игровые технологии могут успешно применяться в ходе всех учебных предметов, которые предусмотрены для II варианта по ФАООП УО, а также коррекционных курсов и даже внеурочной деятельности.
Игра – это всесторонняя развивающая деятельность, которая должна сопровождать учащихся на протяжении всего образовательного процесса: от первого дополнительного до выпускного класса.
Используемые игры при обучении детей с ТМНР:
Сюжетно-ролевая игра – это игра, в входе которой ребенок примеряет на себя роль живого объекта или моделирует поведение, отношения и действия окружающих людей. Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком или взрослым вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом игры. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
В качестве примера могут послужить успешно применяемые игры по изучаемым лексическим темам в рамках предмета «Речь и альтернативная коммуникация»: сюжетно-ролевая игра «Ферма», в ходе которой каждый ученик взял на себя «роль» конкретного домашнего животного, манипулировал им, по возможности озвучивал его. При этом была проведена большая подготовительная работа: учащиеся самостоятельно или при помощи педагога (тьютора) лепили домашних животных (корову, лошадь, свинью) из пластилина, затем был создан макет фермы, куда учащиеся заселили своих животных. В ходе увлекательной игры дети озвучивали животных, кормили их (корову и лошадь-сеном, свинью – овощами), тем самым закрепляя в игровой форме свои знания по теме «Домашние животные» и развивая свои речевые навыки. Так же успешно игровая технология использовалась по теме «Мы идем в магазин» по предмету «Домоводство» с использование кассового аппарата, покупок (овощи и фрукты) и корзинки для покупок. Каждый учащийся примерил на себя роль покупателя и продавца, а также закрепил свои умения находить нужный отдел в магазине (овощи и фрукты), различать овощи и фрукты в игре.
Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания; является одним из методов активного обучения.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структуру дидактической игры образуют:
1) основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;
2) дополнительные компоненты – игровой сюжет.
Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребёнка игровой. Существенным элементом дидактической игры являются четкие правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал.
Например, в рамках предмета «Речь и альтернативная коммуникация», систематизируя изученный материал по теме «Домашние и дикие животные», была использована игра «Выбери и раскрась». Дидактической задачей здесь было: учить детей классифицировать животных, разделять их по группам по одному признаку. Заданием было: раскрасить только домашних животных (у каждого обучающегося была своя пара домашних животных) и вырезать их самостоятельно или при помощи педагога, дополнительным компонентом был игровой сюжет: надо было расселить животных на полянке: приклеить их на заранее подготовленный общий макет.
Терапевтическая игра — это игра, которая способствуют расслаблению, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения; способствуют развитию тактильных, сенсорных ощущений, способствует коррекции речевых нарушений. Относится к здоровье сберегающим технологиям.
Используемые игры: сенсорная дорожка с применением круп «Едем по дорожке» пальчиками, пальчики – машинки, ладошкой-автобус. Физкультминутка «Светофор»-вспоминаем ПДД в игре, «Водитель» - примеряем роль водителя, остальные ребята - пассажиры. Зрительная гимнастика «Ступеньки»-каждый играет своим персонажем, поднимает его по ступенькам; «Зрительный лабиринт» - ученик прослеживает путь своего героя, приводит его к цели. Артикуляционная гимнастика в виде сказки «Жил-был язычок»; логопедическая минутка: проговаривание вызываемых звуков слогов в подвижной игре.
Таким образом, внедрение в учебный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Проведение игр на уроках даёт положительный результат.
1. У обучающихся повысилась мотивация к познавательной деятельности, интерес к новым знаниям, в частности, учащиеся активно осваивают операции классификации, анализа и синтеза.
2. Появились предпосылки к развитию воображения, улучшилась память, успешно корректируется внимание.
3. Обучающиеся приобретают навыки групповой работы, учась взаимодействовать с коллективом, что способствует их успешной социализации в будущем.
Список использованных источников:
1. Очеретная, А. Б. Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Б. Очеретная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 81-83
2. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития, изд. «Аркти»,М., 2003
|