Сегодня: 08.10.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Игра как средство мотивации к познавательной деятельности у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"

СКАЧАТЬ (23.9 Kb) 14.04.2024, 16:30
Илгашева Екатерина Сергеевна
учитель, КОГОБУ ШИ ОВЗ №3 г.Кирова
При включении игровых приёмов в процесс обучения детей с ТМНР, следует учитывать особенности их познавательной деятельности:
-инертность, вялость, интеллектуальная пассивность;
-лёгкая отвлекаемость, выраженный дефицит внимания;
-незрелость эмоционально-волевой сферы, значительное снижение объемов памяти;
-недоразвитие процессов воображения.
Учитывая психофизические особенности развития детей, обучающихся по федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II ФАООП УО), крайне важно включать в учебный процесс элементы игровой деятельности, которые позволят сделать сложный материал простым для понимания.

Игра выполняет множество важных функций в образовательном процессе:
- обучающая (помогает в овладении знаниями);
- развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал);
- коррекционная (исправляет недостатки);
-коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит ребенка видеть ситуацию глазами другого);
-терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении);
-занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес к познавательной деятельности).
Основные требования к подбору игр для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
-соответствие игры возрасту ребенка с учетом структуры его дефекта;
-подбор игрового материала с постепенным усложнением (от простого к сложному);
-связь содержания игры с системой знаний ребенка, с его практическим (жизненным) опытом;
- учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);
- соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, их безопасность.

В организации игры необходимо создавать такие условия, которые обеспечили бы развитие наиболее слабо развитых качеств у конкретного ребёнка или группы детей, а также создавали «ситуацию успеха», делая результат обучения значимым для самого ребёнка. Так как форма игры может быть как индивидуальной, так и групповой, то с помощью игры можно повысить активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенных или агрессивных детей в классе.
Исходя из этого, в работе по включению игры в коррекционный процесс можно определить следующие цели и задачи:
1.развитие познавательных процессов обучающихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти), повышение мотивации к познавательной деятельности;
2. коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы;
3. овладение учащимися здоровьесберегающими технологиями;
4. формирование коммуникативных навыков и формирование предпосылок к социальной адаптации.
Краткая характеристика применяемых игр в педагогической практике:
-сюжетно-ролевая игра;
-дидактическая игра;
-терапевтическая игра (релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика).

Стоит отметить, что игровые технологии могут успешно применяться в ходе всех учебных предметов, которые предусмотрены для II варианта по ФАООП УО, а также коррекционных курсов и даже внеурочной деятельности.
Игра – это всесторонняя развивающая деятельность, которая должна сопровождать учащихся на протяжении всего образовательного процесса: от первого дополнительного до выпускного класса.

Используемые игры при обучении детей с ТМНР:
Сюжетно-ролевая игра – это игра, в входе которой ребенок примеряет на себя роль живого объекта или моделирует поведение, отношения и действия окружающих людей. Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком или взрослым вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом игры. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
В качестве примера могут послужить успешно применяемые игры по изучаемым лексическим темам в рамках предмета «Речь и альтернативная коммуникация»: сюжетно-ролевая игра «Ферма», в ходе которой каждый ученик взял на себя «роль» конкретного домашнего животного, манипулировал им, по возможности озвучивал его. При этом была проведена большая подготовительная работа: учащиеся самостоятельно или при помощи педагога (тьютора) лепили домашних животных (корову, лошадь, свинью) из пластилина, затем был создан макет фермы, куда учащиеся заселили своих животных. В ходе увлекательной игры дети озвучивали животных, кормили их (корову и лошадь-сеном, свинью – овощами), тем самым закрепляя в игровой форме свои знания по теме «Домашние животные» и развивая свои речевые навыки. Так же успешно игровая технология использовалась по теме «Мы идем в магазин» по предмету «Домоводство» с использование кассового аппарата, покупок (овощи и фрукты) и корзинки для покупок. Каждый учащийся примерил на себя роль покупателя и продавца, а также закрепил свои умения находить нужный отдел в магазине (овощи и фрукты), различать овощи и фрукты в игре.

Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания; является одним из методов активного обучения.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структуру дидактической игры образуют:
1) основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;
2) дополнительные компоненты – игровой сюжет.
Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребёнка игровой. Существенным элементом дидактической игры являются четкие правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал.
Например, в рамках предмета «Речь и альтернативная коммуникация», систематизируя изученный материал по теме «Домашние и дикие животные», была использована игра «Выбери и раскрась». Дидактической задачей здесь было: учить детей классифицировать животных, разделять их по группам по одному признаку. Заданием было: раскрасить только домашних животных (у каждого обучающегося была своя пара домашних животных) и вырезать их самостоятельно или при помощи педагога, дополнительным компонентом был игровой сюжет: надо было расселить животных на полянке: приклеить их на заранее подготовленный общий макет.

Терапевтическая игра — это игра, которая способствуют расслаблению, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения; способствуют развитию тактильных, сенсорных ощущений, способствует коррекции речевых нарушений. Относится к здоровье сберегающим технологиям.
Используемые игры: сенсорная дорожка с применением круп «Едем по дорожке» пальчиками, пальчики – машинки, ладошкой-автобус. Физкультминутка «Светофор»-вспоминаем ПДД в игре, «Водитель» - примеряем роль водителя, остальные ребята - пассажиры. Зрительная гимнастика «Ступеньки»-каждый играет своим персонажем, поднимает его по ступенькам; «Зрительный лабиринт» - ученик прослеживает путь своего героя, приводит его к цели. Артикуляционная гимнастика в виде сказки «Жил-был язычок»; логопедическая минутка: проговаривание вызываемых звуков слогов в подвижной игре.
Таким образом, внедрение в учебный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Проведение игр на уроках даёт положительный результат.
1. У обучающихся повысилась мотивация к познавательной деятельности, интерес к новым знаниям, в частности, учащиеся активно осваивают операции классификации, анализа и синтеза.
2. Появились предпосылки к развитию воображения, улучшилась память, успешно корректируется внимание.
3. Обучающиеся приобретают навыки групповой работы, учась взаимодействовать с коллективом, что способствует их успешной социализации в будущем.

Список использованных источников:
1. Очеретная, А. Б. Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Б. Очеретная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 81-83
2. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития, изд. «Аркти»,М., 2003


Категория: Блоги | Добавил: EkaterinaI
Просмотров: 81 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XII Всероссийский творческий конкурс "Мастерица Осень"
III Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
IV Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
IV Всероссийский творческий конкурс "Праздник урожая"
VII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 08.10.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог