Руководитель секции иностранных языков МБУ «Лицей №76» О.И.Майоровская
Важнейшим компонентом педагогического мастерства является культура речи.
Анализ педагогической деятельности показывает: на занятиях, не сопровождающихся яркой и образной речью педагога, не могут быть плодотворно решены учебно-воспитательные задачи. Преподаватель должен иметь хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логично излагать свои мысли, уметь ориентировать речь на собеседника, а также предвидеть результаты воздействия словом. Немалую роль в вербальном общении играют уровень его культуры и эрудиция.
Я.А.Коменский считал, что педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное понимание со стороны учеников; что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых.
Культура речи служит важнейшим показателем духовного богатства педагога, его культуры мышления и является эффективным средством формирования и воспитания личности.
«Наш дар бессмертный-речь».Такова одна из строк стихотворения И.Бунина «Слово».Он призывал даже в дни злобы и страданий оберегать столь изумительное человеческоетворение,каким является речь.Благодаря ей мы воспроизводим информационную среду-жизненно необходимую сферу нашего существования,не прерываем исторической преемственности поколений.Благодаря речи становится возможным личностное самовыражение.
На Руси издавна речь в почете.Речь организует работу интеллекта,позволяет «обнародовать» его конечный продукт-мысль.
Римский филосов и оратор Цицерон подметил: «Ведь бывает,что человек судит здраво,но внятно изложить свои мысли не может».В настоящее время это одна из проблем человеческого общения.Несовершенное владение речью,употребление в ней варварских словесных оборотов нередко не позволяет людям прийти к взаимопониманию,наилучшим образом обьединить усилия в улучшении своего образа жизни.
Слово оказывает активное воздействие на головной мозг в целом.Под воздействием его команд перестраивается жизнидеятельность тканей и внутренних органов нашего организма.Известно много методик в наше время .Например Г.Н.Сытитин в конце прошлого тысячилетия писал о известной методики словесно-образного и эмоционально-волевого управления нашим организмом.Им разработано более 20 тыс. словесных настроев,помогающих избавиться людям от различных недугов.
В конструировании имиджа без овладения ораторским искусством сложно рассчитывать на серьезный успех.В книге Дейвида Халберстама «Сведение счетов» рассказывается,что один из президентов «Форд мотор компании» Филип Колдуэл придавал огромное значение своим устным выступлениям.При подготовке только одной речи он прибегал к услугам десяти профессиональных состовителей.Немногие могут позволить себе подобное,поэтому лучше всего рассчитывать на свои силы,обращаясь к литературе по риторике,консультируясьпо возможности,со специалистами.
Полезно освоить тренинговый курс по технологии вербального общения.Широким спросом пользовался курс конца 20 века разработанный доцентом кафедры человековедческих технологий института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области О.Ждановым.
Не многим даны от природы ораторские способности.И прежде всего обладание чувством слова,логикой речи.Речь идет именно о развитом чувстве,т.е. об особом чувстве логики,специфическом эмоциональном отношении,которое не позволяет личности опускаться до алогизма и словесной банальности.Такая личность уже с детского возраста испытывает потребность ярких переживаниях,обусловленных ее речевой деятельнстью.
Желательно с малых лет выискивать такие таланты.Бережно их пестовать и обучать в школах.Пусть не из всех получаться поэты,писатели,блестящие ораторы.Главное,что бы выпускники школ своею любовью к родному или иностранному языку,своим умением обращаться с ним способствовали бы его сбережинию и распространению.
Ежегодно обучающиеся 76 лицея принимают участие в ораторском искусстве по английскому языку на базе гимназии 38 и становятся призерами это
Шашкина Ксения ,Олейник Глеб ,Волков Александр и другие
Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.
Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.
Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.
Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
В современном российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но не только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей. Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Функции имиджа учителя :
- Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
- Социальная- развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии учителя, повышение общественной значимости этой профессии;
- Духовно-нравственная- формирование личности ученика, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям);
- Визуальная- формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющаявключает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
Внешний вид педагога
- Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде всегда должны присутствовать, т.к. она является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».
- Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
- Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
- Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
- Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.
- Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.
- В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.
- Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.
- Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
- Не приобретайте и не надавайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
- Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
- Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).
- Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Голос
- Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.
- Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
- А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.
- Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.
Чем пахнет в вашем классе
- Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе.
- По запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, по специфическому запаху – бомжиху.
- Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.
- Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание.
- Арома-имиджвключает в себязапах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты.
- Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
- Запахи обладают и лечебными свойствами:
- эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде;
- фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают;
- базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память;
- сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность.
- Легкий аромат в классе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством.
Деловые качества и хорошие манеры
- Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
- Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
- В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
- Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
- Мимика должна быть только доброжелательной.
- Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.
- Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек.
Силуэт одежды
- Главная характеристика строгого стиля - особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к "свободной" профессии.
- Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный "прямоугольный" силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.
Цвета одежды
- Учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении.
Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди
- часто и охотно улыбаются;
- обладают хорошим чувством юмора;
- естественно себя ведут;
- веселы;
- часто и охотно говорят комплименты;
- знакомы с этикетом и следуют ему;
- уверены в себе;
- умеют посмеяться над собой;
- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
- осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
- дружелюбны, с ними легко в общении.
Как показывает опыт работы психологов, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут все то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши “хитрости”. Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена “невидимыми чувствительными волосками”, как говорил Шерлок Холмс. Психологи ни в коей мере не против того, чтобы люди следили за своим внешним видом и манерами, но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. “Какой бы имидж вы ни старались явить миру, от должен быть прежде всего отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней.
|