Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья «Использование дидактических игр на уроках русского языка, как средство формирования познавательного интереса у учащихся 2 класса»

СКАЧАТЬ (18.9 Kb) 10.11.2020, 09:47
Мисевич Валерия Алексеевна
Стедентка нижнетагильского педагогического колледжа, НТПК №1, 4 курс, -
Статья «Использование дидактических игр на уроках русского языка, как средство формирования познавательного интереса у учащихся 2 класса»
Информация об авторе:
Мисевич Валерия Алексеевна
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах», 4 курс
ГАПОУ СО НТПК №1
В данной статье вы узнаете об основах развития познавательного интереса на уроках русского языка у обучающихся младших классов с применением дидактических игр. Главной целью этой статьи является донести информацию, как дидактические игры могут влиять на интерес младших школьников.
Мы живём в стремительно изменяющемся мире. Каждый день в нём появляются всё больше нововведений: новые модификации, гаджеты, компьютерная техника. Всё это приковывает интерес детей, поглощая их в свое использование. В связи с этим становится труднее вызвать истинный, устойчивый интерес ребенка к учебной деятельности, ведь до сих пор в системе образования актуальна шаблонность уроков, которая делает учебный процесс скучным, из-за чего у учащихся снижается интерес к обучению. Учение как бы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании.
Данная проблема актуальна в начальных классах, когда обучающимся закладывается заинтересованность в получении знаний, основы учения не только в средних и старших классах, но и всей его деятельности на протяжении всех жизни.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей лишь умственного напряжения, а не заинтересованности. А, как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования обозначены целевые ориентиры, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; развитие познавательной активности, становление сознания; развития воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без развития интереса обучающихся, который становится важным побудителем деятельности.
Необходимо акцентировать внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Активизировать деятельность учащихся, облегчить данный переход поможет дидактическая игра.
Русский язык является одним из сложных по объёму и восприятию предметом. Поэтому важно вызвать у детей интерес, сделать урок увлекательным. Сочетание различных видов деятельности, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся в полной мере реализовать личностный потенциал, что связано с развитием интереса. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал, что неразрывно связано с развитием познавательного интереса, - личностного качества школьника, его черту характера, которая проявляется в любознательности, высокой активности на уроке, его пытливости.
Помимо этого, использованием дидактических игр на уроках русского языка педагог удовлетворяет требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «о применении в образовательном процессе технологий деятельностного типа, одной из которых и является дидактическая игра».
Существуют такие виды дидактических игр, как:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности
учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: «Запомни-ка», «Буриме», игра «Кто быстрее», в которой учащимся необходимо закончить фразеологизмы, вставив вместо точек названия животных.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примером такой дидактической игра является «Пантомима».
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды, играя, например, в «Пословицы», где обучающимся необходимо вместе составить из разбросанных слов пословицу и проиллюстрировать её.
Дидактическая игра должна быть интересной на любом этапе урока. Она должна быть доступной и включать разнообразные виды деятельности обучающихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если происходит работа у доски, осуществляют игровую деятельность лишь часть учащихся- младшие школьники могут выполнять роль контролеров, судей и т.д. Характер деятельности учащихся в игре так же зависит от места её на уроке или в системе уроков.
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы занимательные материалы, которые увлекательно подведут ребят к новым для них сведениям. На уроках закрепления материала важно применять дидактической игры на воспроизведение изученных правил и их практических применений.
Дидактическая игра должна служить средством развития познавательного интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований: правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание материала – доступно пониманию школьников. Игра должна давать достаточно информации для активизации мыслительной деятельности. При проведении дидактической игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны учителя или выбранных лиц – капитанов команд.
Каждый ученик должен быть активным участником игры. Содержание дидактической игры должно удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Игровой характер необходим иметь чёткие границы, меру, при которой её превышение может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру. В процессе игры на уроке учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат – не только полученный знания, но и оценку и самооценку деятельности обучающихся. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
1) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
2) умение и желание включиться в активную учебную работу;
3) добровольное желание расширять свои возможности;
4) раскрытие собственных творческих способностей;
5) самовыражение, самоутверждение.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», – писал В.А. Сухомлинский.
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе идеально подходят для такого постепенного перехода. Их ценность заключается в том, что на их материале можно отрабатывать такие виды серьёзных и сложных для детей работ, как тренировка скорости чтения, изучение слогового состав слова, новых частей речи, развитие орфографической зоркости и многое другое. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
Список литературы:
1. Бетенькова, Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н.М. Бетенькова, Н.М. Фонин. – М.: АСТ: Астрель, 2010
2. Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках русского языка в 1 и 2 классах: пособие для учителя / Т.К. Жикалкина. – М.: Новая школа, 2007.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 окт. 2009г №373]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с.31.

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/18/kartoteka-didakticheskih-igr-po-poznavatelnomu-razvitiyu
5. https://multiurok.ru/files/sbornik-didakticheskie-igry-i-uprazhneniia-na-urok.html


Категория: Блоги | Добавил: misval01
Просмотров: 502 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог