Сегодня: 02.12.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья «Использование дидактических игр на уроках русского языка, как средство формирования познавательного интереса у учащихся 2 класса»

СКАЧАТЬ (18.9 Kb) 10.11.2020, 09:47
Мисевич Валерия Алексеевна
Стедентка нижнетагильского педагогического колледжа, НТПК №1, 4 курс, -
Статья «Использование дидактических игр на уроках русского языка, как средство формирования познавательного интереса у учащихся 2 класса»
Информация об авторе:
Мисевич Валерия Алексеевна
Специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах», 4 курс
ГАПОУ СО НТПК №1
В данной статье вы узнаете об основах развития познавательного интереса на уроках русского языка у обучающихся младших классов с применением дидактических игр. Главной целью этой статьи является донести информацию, как дидактические игры могут влиять на интерес младших школьников.
Мы живём в стремительно изменяющемся мире. Каждый день в нём появляются всё больше нововведений: новые модификации, гаджеты, компьютерная техника. Всё это приковывает интерес детей, поглощая их в свое использование. В связи с этим становится труднее вызвать истинный, устойчивый интерес ребенка к учебной деятельности, ведь до сих пор в системе образования актуальна шаблонность уроков, которая делает учебный процесс скучным, из-за чего у учащихся снижается интерес к обучению. Учение как бы предполагает естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании.
Данная проблема актуальна в начальных классах, когда обучающимся закладывается заинтересованность в получении знаний, основы учения не только в средних и старших классах, но и всей его деятельности на протяжении всех жизни.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей лишь умственного напряжения, а не заинтересованности. А, как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования обозначены целевые ориентиры, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; развитие познавательной активности, становление сознания; развития воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без развития интереса обучающихся, который становится важным побудителем деятельности.
Необходимо акцентировать внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Активизировать деятельность учащихся, облегчить данный переход поможет дидактическая игра.
Русский язык является одним из сложных по объёму и восприятию предметом. Поэтому важно вызвать у детей интерес, сделать урок увлекательным. Сочетание различных видов деятельности, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся в полной мере реализовать личностный потенциал, что связано с развитием интереса. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения в процессе проведения дидактической игры позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал, что неразрывно связано с развитием познавательного интереса, - личностного качества школьника, его черту характера, которая проявляется в любознательности, высокой активности на уроке, его пытливости.
Помимо этого, использованием дидактических игр на уроках русского языка педагог удовлетворяет требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «о применении в образовательном процессе технологий деятельностного типа, одной из которых и является дидактическая игра».
Существуют такие виды дидактических игр, как:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности
учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: «Запомни-ка», «Буриме», игра «Кто быстрее», в которой учащимся необходимо закончить фразеологизмы, вставив вместо точек названия животных.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примером такой дидактической игра является «Пантомима».
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды, играя, например, в «Пословицы», где обучающимся необходимо вместе составить из разбросанных слов пословицу и проиллюстрировать её.
Дидактическая игра должна быть интересной на любом этапе урока. Она должна быть доступной и включать разнообразные виды деятельности обучающихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если происходит работа у доски, осуществляют игровую деятельность лишь часть учащихся- младшие школьники могут выполнять роль контролеров, судей и т.д. Характер деятельности учащихся в игре так же зависит от места её на уроке или в системе уроков.
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы занимательные материалы, которые увлекательно подведут ребят к новым для них сведениям. На уроках закрепления материала важно применять дидактической игры на воспроизведение изученных правил и их практических применений.
Дидактическая игра должна служить средством развития познавательного интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований: правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание материала – доступно пониманию школьников. Игра должна давать достаточно информации для активизации мыслительной деятельности. При проведении дидактической игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны учителя или выбранных лиц – капитанов команд.
Каждый ученик должен быть активным участником игры. Содержание дидактической игры должно удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Игровой характер необходим иметь чёткие границы, меру, при которой её превышение может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру. В процессе игры на уроке учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат – не только полученный знания, но и оценку и самооценку деятельности обучающихся. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
1) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
2) умение и желание включиться в активную учебную работу;
3) добровольное желание расширять свои возможности;
4) раскрытие собственных творческих способностей;
5) самовыражение, самоутверждение.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», – писал В.А. Сухомлинский.
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе идеально подходят для такого постепенного перехода. Их ценность заключается в том, что на их материале можно отрабатывать такие виды серьёзных и сложных для детей работ, как тренировка скорости чтения, изучение слогового состав слова, новых частей речи, развитие орфографической зоркости и многое другое. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
Список литературы:
1. Бетенькова, Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н.М. Бетенькова, Н.М. Фонин. – М.: АСТ: Астрель, 2010
2. Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках русского языка в 1 и 2 классах: пособие для учителя / Т.К. Жикалкина. – М.: Новая школа, 2007.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 окт. 2009г №373]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с.31.

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/18/kartoteka-didakticheskih-igr-po-poznavatelnomu-razvitiyu
5. https://multiurok.ru/files/sbornik-didakticheskie-igry-i-uprazhneniia-na-urok.html


Категория: Блоги | Добавил: misval01
Просмотров: 22 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.12.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог