Сегодня: 04.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Использование робототехнического набора "Мататалаб" в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста"

СКАЧАТЬ (41.6 Kb) 02.10.2023, 11:58
Шибанова Елена Евгеньевна
воспитатель, МБДОУ д/с №51 г.о.г.Арзамас Нижегородской области
Статья "Использование робототехнического набора "Мататалаб" в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста"

«Использование робототехнического набора «Мататалаб» в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста».
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.(американский социальный философ и педагог, теоретик прагматизма)

     
Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов дошкольного образования.

    
На базе МБДОУ д/с №51 г.о.г. Арзамас  в педагогической деятельности используются разнообразные технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор,  интерактивные доски и интерактивный стол, детские игровые планшеты, песочный столы.

     
Настоящим открытием для меня стал робототехнический набор «Мататалаб», который объединяет в себе все  основные  достоинства компьютерных технологий: он позволяет детям в увлекательной форме развивать пространственное мышление и  логику. Это игровая лаборатория для детей, предназначенная для развития не только логических, но и творческих способностей. Робототехнический набор «Мататалаб» имеет ряд преимуществ перед другими техническими средствами: начинающие программисты не рискуют испортить своё зрение и развивают мелкую моторику при выкладывании алгоритмов с помощью специальных клавиш, имеющих различные рельефы поверхностей.

    
Работа  по использованию набора «Мататалаб» осуществляется в трёх направлениях: обогащение развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с детьми и сотрудничество с родителями.

     
Учитывая ресурсные особенности набора «Мататалаб»  в стандартной комплектации, я открыла для себя потенциальные возможности использования данного робототехнического набора в художественно – эстетическом развитии дошкольников.  Поэтому,  для поддержания интереса и мотивации дошкольников, мной были разработаны дополнительные дидактические игровые поля разной тематической направленности, дидактические игры, а также наборы карт-схем для рисования и создания мелодий.


При изучении темы «Декоративно-прикладное искусство» мной подготовлен материал для дидактической игры «Народные промыслы», в которой дети составляли алгоритм для движения Бота к той ячейке игрового поля, где изображено изделие того или иного народного промысла («Гжель», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Хохлома»),  который выпал на кубике.  В игре «Сочетания цветов» дети закрепляли умение составлять новые оттенки из цветов спектра, также составляя на панели путь движения Бота к определённому оттенку, который должен получиться при сочетании двух загаданных цветов.  Игра «Одень Маню и Ваню», где дети, опираясь на предложенную схему,  собирают детали одежды  для бумажных кукол, помогла закрепить названия и назначения элементов русского народного костюма. Во время знакомства с модой XIX столетия я разработала для детей игру «Силуэты моды XIX века». В ней дети составляли алгоритм движения Бота до ячейки игрового поля с изображением наряда, силуэт которого выпал на игровом кубике. Детям очень нравится играть в эти игры с помощником Ботом. А если использовать одновременно два или три набора, игра приобретает соревновательный характер: побеждает тот, чей Бот раньше доберётся до цели.
      
Применение робототехнического набора «Мататалаб» в художественно-эстетическом развитии  проводилось в три этапа:

     
На подготовительном
этапе дети познакомились с помощником Ботом, узнали, как он получает сигнал из башни, находящейся на планшете, какие клавиши «заставляют» Бота двигаться вперёд, поворачиваться, проигрывать мелодии и даже танцевать. Ребята пробовали  составить алгоритм движения, используя небольшой набор клавиш («Начало цикла», «Движение вперёд», «Поворот налево», «Поворот направо», «Окончание цикла»)

     
На втором этапе
дети составляли программы по представленным в наборе образцам-карточкам. Этот этап  стал самым простым, так как дети уже достаточно хорошо ориентировались в назначении клавиш и для них не составило труда составлять программы по предложенным схемам.

     
Третий этап
-  творческий, который  предполагает самостоятельное воплощение детьми творческого замысла и нахождение рациональных путей его реализации, стал самым интересным и занимательным. На этом этапе дети смогли проявить свои таланты и возможности в создании рисунков и мелодий. Пусть не всегда получалось то, что задумано, но процесс всегда вызывал у детей много восторга и положительных эмоций.

      
Для формирования основ программирования посредством использования робототехнического набора «Мататалаб» в художественно – эстетическом развитии дошкольников, я использовала  следующие формы работы с детьми:

•        Основная образовательная деятельность  
•        Совместная деятельность с педагогом
•        Самостоятельная творческая деятельность детей в режимных моментах.
     
Для использования «Мататалаб» в  основной образовательной деятельности, под руководством старшего воспитателя был разработан перспективный план занятий по художественно-эстетическому развитию в соответствии с тематическим планом и возрастными особенностями детей.  Взяв за основу входящие в состав набора «Матата-художник» схемы, я составляла занятия таким образом, чтобы дети  могли составить алгоритм и дополнить, а также осюжетить получившиеся в результате шаблоны. Например, применив схему рисования квадрата и треугольника, ребята нарисовали  домики для трёх поросят. Круги, пятиугольники и ромбы стали основой  для ООД по аппликации «Ёлочные игрушки». Нарисовав и вырезав треугольники из цветной бумаги, получили замечательные ёлочки для открытки в подарок ко дню рождения Деда Мороза. Много интересных и необычных коллективных творческих работ мы создали при участии нашего маленького помощника Бота. Во время ООД по аппликации «Скатерть для Бабы Яги»  дети сделали неповторимый орнамент с использованием геометрических фигур, нарисованных Ботом. В ООД «Подарок для бабушки Кота Леопольда» ребята составляли по схеме поздравительную мелодию, разбившись на группы. В результате программирования детей получилась креативная и красивая мелодия.

    
Совместная деятельность детей с педагогом заключалась в разборе схем, знакомстве с новыми возможностями и новыми клавишами, входящими в состав набора: клавиши «Функци», «Повторения цикла», «Градусы поворота», «Мелодии», «Танцы».  

    
Во время самостоятельной деятельности с набором  дети проявляли все свои творческие способности и фантазию. Они не только играли в знакомые игры, рисовали  и составляли музыкальные композиции   по схемам на карточках, но и с удовольствием придумывали  свои программы для рисования и создания мелодий. Для детей «Мататалаб»  - это в первую очередь весёлая и занимательная игра, в которую интересно играть как одному, так и с друзьями.

      
Успешное осуществление практической деятельности с детьми невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные педагоги своего ребёнка. Я использовала следующие формы взаимодействия с родителями:

•        Анкетирование
•        Разработка буклетов, памяток и рекомендаций для родителей
•        Организация и проведение родительских собраний, мастер-классов, семинаров – практикумов.
•        Создание картотек «Матата-художник» и «Матата-музыкант»
•         Выставка детских работ на стене творчества
•        Продвижение личной странички на официальном сайте детского сада.
       
Результаты моей деятельности подтверждают, что использование робототехнического набора «Мататалаб»,  является эффективным способом повышения мотивации и развития творческих способностей дошкольников, так как используемые  средства можно применять на всех этапах образовательного процесса.

       
По данным итоговой диагностики, моим наблюдениям,  мнению родителей и специалистов,  дети более эмоциональны во время взаимодействия  с робототехническим набором,  игры стали разнообразнее,   продукты деятельности  отличаются эстетичностью и индивидуальностью. Это  подтверждает целесообразность применения данного набора при реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

    
На протяжении более четырёх лет Бот стал и моим незаменимым помощником, который помогает организовать деятельность с детьми при изучении любой темы. Он обладает неиссякаемыми возможностями, только необходимо проявить  немного фантазии и ручного труда, и можно изготовить для детей интересные и занимательные игры любой направленности, будь то обучение грамоте, математика, развитие речи и многое другое.
     


Категория: Блоги | Добавил: shibanovaelena
Просмотров: 191 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог