Статья "Использование робототехнического набора "Мататалаб" в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста"
«Использование робототехнического набора «Мататалаб» в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста».
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.(американский социальный философ и педагог, теоретик прагматизма)
Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов дошкольного образования.
На базе МБДОУ д/с №51 г.о.г. Арзамас в педагогической деятельности используются разнообразные технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивные доски и интерактивный стол, детские игровые планшеты, песочный столы.
Настоящим открытием для меня стал робототехнический набор «Мататалаб», который объединяет в себе все основные достоинства компьютерных технологий: он позволяет детям в увлекательной форме развивать пространственное мышление и логику. Это игровая лаборатория для детей, предназначенная для развития не только логических, но и творческих способностей. Робототехнический набор «Мататалаб» имеет ряд преимуществ перед другими техническими средствами: начинающие программисты не рискуют испортить своё зрение и развивают мелкую моторику при выкладывании алгоритмов с помощью специальных клавиш, имеющих различные рельефы поверхностей.
Работа по использованию набора «Мататалаб» осуществляется в трёх направлениях: обогащение развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с детьми и сотрудничество с родителями.
Учитывая ресурсные особенности набора «Мататалаб» в стандартной комплектации, я открыла для себя потенциальные возможности использования данного робототехнического набора в художественно – эстетическом развитии дошкольников. Поэтому, для поддержания интереса и мотивации дошкольников, мной были разработаны дополнительные дидактические игровые поля разной тематической направленности, дидактические игры, а также наборы карт-схем для рисования и создания мелодий.
При изучении темы «Декоративно-прикладное искусство» мной подготовлен материал для дидактической игры «Народные промыслы», в которой дети составляли алгоритм для движения Бота к той ячейке игрового поля, где изображено изделие того или иного народного промысла («Гжель», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Хохлома»), который выпал на кубике. В игре «Сочетания цветов» дети закрепляли умение составлять новые оттенки из цветов спектра, также составляя на панели путь движения Бота к определённому оттенку, который должен получиться при сочетании двух загаданных цветов. Игра «Одень Маню и Ваню», где дети, опираясь на предложенную схему, собирают детали одежды для бумажных кукол, помогла закрепить названия и назначения элементов русского народного костюма. Во время знакомства с модой XIX столетия я разработала для детей игру «Силуэты моды XIX века». В ней дети составляли алгоритм движения Бота до ячейки игрового поля с изображением наряда, силуэт которого выпал на игровом кубике. Детям очень нравится играть в эти игры с помощником Ботом. А если использовать одновременно два или три набора, игра приобретает соревновательный характер: побеждает тот, чей Бот раньше доберётся до цели.
Применение робототехнического набора «Мататалаб» в художественно-эстетическом развитии проводилось в три этапа:
На подготовительном этапе дети познакомились с помощником Ботом, узнали, как он получает сигнал из башни, находящейся на планшете, какие клавиши «заставляют» Бота двигаться вперёд, поворачиваться, проигрывать мелодии и даже танцевать. Ребята пробовали составить алгоритм движения, используя небольшой набор клавиш («Начало цикла», «Движение вперёд», «Поворот налево», «Поворот направо», «Окончание цикла»)
На втором этапе дети составляли программы по представленным в наборе образцам-карточкам. Этот этап стал самым простым, так как дети уже достаточно хорошо ориентировались в назначении клавиш и для них не составило труда составлять программы по предложенным схемам.
Третий этап - творческий, который предполагает самостоятельное воплощение детьми творческого замысла и нахождение рациональных путей его реализации, стал самым интересным и занимательным. На этом этапе дети смогли проявить свои таланты и возможности в создании рисунков и мелодий. Пусть не всегда получалось то, что задумано, но процесс всегда вызывал у детей много восторга и положительных эмоций.
Для формирования основ программирования посредством использования робототехнического набора «Мататалаб» в художественно – эстетическом развитии дошкольников, я использовала следующие формы работы с детьми:
• Основная образовательная деятельность
• Совместная деятельность с педагогом
• Самостоятельная творческая деятельность детей в режимных моментах.
Для использования «Мататалаб» в основной образовательной деятельности, под руководством старшего воспитателя был разработан перспективный план занятий по художественно-эстетическому развитию в соответствии с тематическим планом и возрастными особенностями детей. Взяв за основу входящие в состав набора «Матата-художник» схемы, я составляла занятия таким образом, чтобы дети могли составить алгоритм и дополнить, а также осюжетить получившиеся в результате шаблоны. Например, применив схему рисования квадрата и треугольника, ребята нарисовали домики для трёх поросят. Круги, пятиугольники и ромбы стали основой для ООД по аппликации «Ёлочные игрушки». Нарисовав и вырезав треугольники из цветной бумаги, получили замечательные ёлочки для открытки в подарок ко дню рождения Деда Мороза. Много интересных и необычных коллективных творческих работ мы создали при участии нашего маленького помощника Бота. Во время ООД по аппликации «Скатерть для Бабы Яги» дети сделали неповторимый орнамент с использованием геометрических фигур, нарисованных Ботом. В ООД «Подарок для бабушки Кота Леопольда» ребята составляли по схеме поздравительную мелодию, разбившись на группы. В результате программирования детей получилась креативная и красивая мелодия.
Совместная деятельность детей с педагогом заключалась в разборе схем, знакомстве с новыми возможностями и новыми клавишами, входящими в состав набора: клавиши «Функци», «Повторения цикла», «Градусы поворота», «Мелодии», «Танцы».
Во время самостоятельной деятельности с набором дети проявляли все свои творческие способности и фантазию. Они не только играли в знакомые игры, рисовали и составляли музыкальные композиции по схемам на карточках, но и с удовольствием придумывали свои программы для рисования и создания мелодий. Для детей «Мататалаб» - это в первую очередь весёлая и занимательная игра, в которую интересно играть как одному, так и с друзьями.
Успешное осуществление практической деятельности с детьми невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные педагоги своего ребёнка. Я использовала следующие формы взаимодействия с родителями:
• Анкетирование
• Разработка буклетов, памяток и рекомендаций для родителей
• Организация и проведение родительских собраний, мастер-классов, семинаров – практикумов.
• Создание картотек «Матата-художник» и «Матата-музыкант»
• Выставка детских работ на стене творчества
• Продвижение личной странички на официальном сайте детского сада.
Результаты моей деятельности подтверждают, что использование робототехнического набора «Мататалаб», является эффективным способом повышения мотивации и развития творческих способностей дошкольников, так как используемые средства можно применять на всех этапах образовательного процесса.
По данным итоговой диагностики, моим наблюдениям, мнению родителей и специалистов, дети более эмоциональны во время взаимодействия с робототехническим набором, игры стали разнообразнее, продукты деятельности отличаются эстетичностью и индивидуальностью. Это подтверждает целесообразность применения данного набора при реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
На протяжении более четырёх лет Бот стал и моим незаменимым помощником, который помогает организовать деятельность с детьми при изучении любой темы. Он обладает неиссякаемыми возможностями, только необходимо проявить немного фантазии и ручного труда, и можно изготовить для детей интересные и занимательные игры любой направленности, будь то обучение грамоте, математика, развитие речи и многое другое.
|