Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Исследование состояния фонематического восприятия у детей подготовительного возраста с диагнозом ФНР"

14.05.2020, 11:22
Чистякова Татьяна Анатольевна
Учитель-логопед, ГБДОУ Детский сад № 87 Красносельский район г.Санкт-Петербург
Введение

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в сложный, стойкий дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дизартрии, дислалии и др. нарушений преодолеваются легче.
Необходимо учитывать, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать в речевом развитии от возрастной нормы.
По той самой причине не формируется в нужной степени грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги и безударные окончания слов у ребенка остаются «неуловимыми».
Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе и слоговой структуры слова. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы и т.п.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составляющие компоненты (фонемы) различных звуко-комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с речевыми проблемами не овладевают грамотным письмом. На основе проанализированной литературы и практической работы мною разработана поэтапная методика коррекционного воздействия с играми, игровыми упражнениями и практическими заданиями, основные направления которой помогут развитию слухового внимания и фонематического восприятия, анализа и синтеза и предупреждению дисграфии.

К проблеме изучения нарушения фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников
1.1. Фонематическая система - это система фонем языка в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются звонкость и глухость, твердость и мягкость, способ образования, место образования, участие небной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими признаками. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, несходных между собой. Например, звуки [П] и [Ж] отличаются рядом признаков, местом образования, участием голосовых складок. Если фонемы различаются лишь одним смыслоразличительным признаком, тогда они являются близкими, оппозиционными. Например, звуки [Ш] и [Ж] отличаются лишь одним признаком- звонкостью-глухостью.

В.К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:
1. Смыслоразличительная функция, т.е. соотношение определенного сочетания фонем со смыслом.
2. Слухопроизносительная дифференциация фонем, т.е. мы различаем слова, потому что дифференцируем каждую фонему, входящую в состав слова.
3. Фонематический анализ, т.е. разложение слова на соответствующие фонемы.
В процессе формирования устной речи опора на симантику, на восприятие и анализ окружающей действительности является одним из основных условий развития речевой функции. Поэтому у говорящих детей смыслоразличительная функция не нарушается, функция же слухопроизносительной дифференциации фонем и фонематического анализа часто оказываются недоразвитыми.

1.2. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Одним из важных условий в формировании правильного звукопроизношения является четкое восприятие фонем в речи окружающих.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в ходе формирования фонематического восприятия происходит перестройка первичного речевого слуха, овладение им и использование в целях решения новых задач. Формирование функции фонематического анализа слова не производится автоматически, эту функцию приходится специально формировать. Элементарной сенсорной речеслуховой функции совершенно достаточно для практического речевого общения, но недостаточно для дальнейшего овладения чтением и письмом.
По мнению исследователей (И.А. Зимней, Е.В. Соботович, Л.А. Чистович) многоуровневый процесс фонематического распознавания включает различные операции.
1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое разложение акустических признаков с последующим синтезом).
2. Акустический образ переводится в артикуляционное решение, что обеспечивает проприцеоцептивным анализом, сохранностью кинестетического восприятия и представлений.
3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необходимое для принятия решения.
4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы.
5. На основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сличение с образом и затем принимается окончательное решение.
У детей со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом создается помеха помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов (особенно искажений звуков).

Ошибки фонематического восприятия
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Применительно к письму мы в подобных случаях обнаруживаем смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализированные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты.

1.3. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определения его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).

Ошибки звукового анализа
Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в слове. В.К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых – узнавание звука среди других фонем и вычленение его из состава слова в начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов.
Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например: «СНКИ»- САНКИ, «ДЕВЧКА»- ДЕВОЧКА. Перестановка букв, слогов является выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове, например; «ЧУНАЛ»- ЧУЛАН, «КОРВОМ»- КОВРОМ. Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «ДЕВОЧИКА» ДЕВОЧКА, «НОЯБАРЬ» - НОЯБРЬ.
Проблема нарушений письменной речи у школьников- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.
Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, чтобы ребенок освоил письменную речь быстро легко, а также избежал многих ошибок, следует обучать его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Ранее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждений нарушений письма.

Задачами расширенного мониторингового исследования являлось изучение особенностей формирования фонематического восприятия и выделение критериев, уровней и показателей фонематического восприятия. Мониторинг проводился в сентябре, в начале учебного процесса детьми, посещающими дошкольный логопункт с диагнозом ФНР.
В качестве критериев оценки уровня развития фонематического восприятия у дошкольников мной были выделены:

- способность к определению наличия заданного звука в слове;
- определение первого ударного гласного в слове;
- определение первого согласного звука в слове;
- определение последнего звука в слове;
- определение места звука (начало, середина, конец слова);
- определение последовательности звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
- определение звука по счету, определение соседей этого звука;
- придумывание слова с заданным звуком;
- отобрать картинки с 2, 3, 4, 5 звуками;
- назвать слово слитно (к…..о…..т).

Полученные мной результаты по уровню сформированности фонематического восприятия у детей 7-го года жизни позволили сделать следующие выводы:

1. Некоторые дети 5 % затрудняются определить заданный звук в слове.
2. Все дети определили первый ударный гласный в слове. 100 % детей имеют высокий уровень по данному показателю.
3. Выделение первого согласного вызвало затруднение у 7,5 % детей, лишь 92,5% детей имеют высокий уровень по данному показателю.
4. Выделение последнего звука в слове вызвало затруднение у 20 % детей. 80 % детей имеют высокий уровень по данному показателю.
5. Определение места звука в слове вызвало у детей большое затруднение. 87,5 % детей показали низкий уровень по данному показателю, всего лишь 7,5% имеют средний уровень и 5 % детей имеют высокий уровень по данному показателю.
6. Определение последовательности звуков в слове вызвало у детей наибольшее затруднение. С заданием справилось лишь 5 % детей и 95 % не справилось.
7. Определение количества звуков в слове тоже вызвало очень большое затруднение. Справилось 5 % детей, для остальных детей задание оказалось очень тяжелым, 95 % детей имеют низкий уровень по этому показателю.
8. Определение звука по счету и соседей этого звука- 97,5 % детей показали низкий уровень по данному показателю и лишь 2.5 % детей имеют высокий уровень.
9. Придумывание слова с заданным звуком. 100% с заданием справились, но придумывали слова, где заданный звук находился в начале слова.
10. Отобрать картинки с определенным количеством звуков. 100% детей с заданием не справилось, низкий уровень показателя.
11. Назвать слово слитно (синтез). Высокий уровень у 20% детей, низкий уровень у 80 % детей.

В общем можно констатировать, что фонематическое восприятие у детей 6-7 летнего возраста развито недостаточно. Это подтверждается полученными результатами: более половины детей имеют низкий суммарный уровень сформированности фонематического восприятия по выделенным критериям (78 %), 22 % обследованных детей имеют средний уровень, 0 % - высокий уровень.


Причина этого, на мой взгляд, в отсутствии целенаправленной работы по формированию фонематического восприятия на занятиях по развитию речи.

Таким образом, я сделала вывод, что необходима большая поэтапная работа и что при наличии целенаправленной работы и при правильном, своевременном развитии фонематического восприятия будет более успешным процесс овладения грамотой и письмом в школе. Здесь требуются колоссальные усилия всех участников этого процесса - воспитателей, родителей и самих детей. Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому взрослые должны подбирать и использовать игры, направленные непосредственно на развитие фонематических способностей.

Литература

1. А.Н.Корнев «Дислексия и дисграфия у детей». Спб., 1995
2. 2.Р.Е. Левина «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи».
М., 1961


Категория: Блоги | Добавил: Chistatjana
Просмотров: 457 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог