Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Методы и примы формирования скорочтения на уроках в начальной школе"

СКАЧАТЬ (28.8 Kb) 01.07.2022, 02:09
Волкова Алена Александровна
учитель, МБОУ "Гимназия №1" г.Биробиджан
Приемы и развитие скорочтения на уроках литературного чтения.
Чтение -специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм коммуникаций. Чтение — воздействие на читателя,выражающиеся в пассивном восприятии, усвоение содержание текста, активное взаимодействие между издателем текста и читателем.

В ходе чтения происходит процесс взаимосвязи между писателем и чтецом. Чтение — совершенно другая форма коммуникации человека. Это связано со спецификой построения текста, с его восприятием, с его содержанием и передачей. Время изменяется, но тексты написаны в давние времена несут свой характер, свои нравственные ценности, свою идею и соприкасаются с нашем временем незримо. Эта способность превращает чтение в весьма уникальный способ принять и понять мир, знания и способность человечества.

Очень часто процесс усвоения навыками чтения затрудняется и в последствии у человека формируются трудности в понимании прочитанного, усвоении нового материала, работе над определением главной мыслью текста и определением его частей.

В современном мире существует много методик освоения навыками чтения. Одной из них являться методика скорочтения, которая включает в себя множество приемов и способов беглого и быстрого чтения текста. Изучив и применив данную методику можно обучать учеников на уроках литературного чтения, обучения грамотности, на уроках окружающего мира, математики и т. д., быстро находить нужную информацию, давать четкие ответы, строить алгоритмы решения поставленных задач.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются:
Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания.
Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

Маленький словарный запас.

Регрессия — возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

Не развитый артикуляционный аппарат.

Как же все-таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем следующие методы и упражнения:
Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения. Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова. Чтение - необходимо для жизни.

Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

Просмотр диафильмов. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

Параллельное чтение. Приготовьте два одинаковых текста, Вы читаете текст, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно, и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

Чтение за определенное время. Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

Чтение не вслух, а про себя. При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептывание - та же история. При чтении про себя — глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

Игры с ударением. Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все-таки правильно.

- Спотыкание об согласные. Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

Жужжащее чтение. Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

Артикуляционная гимнастика. Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по-разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

Развитие поля зрения. Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

Антиципация (смысловая догадка). Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим. Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

Чтение с закладкой. Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп. Чтение слов написанных разными шрифтами. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:
Кот лес дом
Котик лесок домик
Котеночек перелесок домишко

Чтение «канон». Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка.

Простукивание ритма. Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

Поиск. Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное. Ежедневные пятиминутки чтения. В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

Чтение согласных. Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с, т,п,Г,В,Ж,К,Н,ш,щ, л,г,н,ф.

Складывание слов из двух половинок. Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше.

Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.

Тренируем внимание. Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команд «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

Очередь. Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

Ролевое чтение. Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка — тихо.

Набор деформированных предложений. Меняйте слова в предложении, например: ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

Поиск заданного слова. Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

Таблицы Шульте. Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Не забывайте хвалить своих учеников.


Категория: Блоги | Добавил: AlenaVolkova1987
Просмотров: 149 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог