Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья на тему "Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения"

СКАЧАТЬ (18.5 Kb) 22.11.2022, 14:34
Сухаранова Дарья Романовна
учитель начальных классов, ГАПОУ СО "НТПК №1"
Аннотация: в данной статье автор рассматривает актуальность проблемы читательского интереса в начальной школе, для решения проблемы были рассмотрены особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формировании читательского интереса обучающихся, методы и приёмы, которые позволяют повысить читательский интерес у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: читательский интерес, младший школьный возраст, особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формировании читательского интереса, методы и приёмы, повышающие читательский интерес.

В XXI веке снижение интереса детей к чтению является значимой проблемой. Вследствие всеобщей компьютеризации, изобилия гаджетов, отсутствия образца в виде читающих родителей дети перестали читать. В следствии обучающиеся младшего школьного возраста затрудняются грамотно сформулировать свою точку зрения и аргументировать её, а также у них возникают трудности в анализе прочитанного произведения и понимании его смысла. Это создает большие затруднения в образовательной деятельности. Перед учителем стоит сложная, но важная задача – воспитать у обучающихся устойчивый интерес к чтению книг. Поэтому актуальна разработка специальных приёмов, оказывающих благотворное влияние на развитие читательского интереса. Помимо этого, устойчивый интерес к чтению, в соответствие с ФГОС НОО, относится к личностным результатам освоения программы начального общего образования.

Приобщая обучающегося к чтению немаловажно, чтобы ребёнок читал без принуждения, поскольку насилие и давление имеют все шансы навсегда отбить тягу к книге [1, с. 8].

Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно, и гордятся тем, что их детям нравится читать книги для взрослых. Очень часто такое чтение не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, не вникая в подробности, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение формирует дурную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением обучающихся, крайне важно в обязательном порядке стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно пристальное внимание следует обращать внимание на развитие у младших школьников интереса к научно-популярной литературе.

Рассмотрим некоторые приёмы, помогающие научить обучающихся самостоятельно читать.
1. Покупайте книги с самого рождения малыша. Вместе с ним смотрите на иллюстрации, проговаривайте вслух, что на них изображено. Читайте ему каждый день, но понемногу, чтобы не утомлять его. В этом случае ребёнок будет знать, что книга – это неотъемлемый атрибут жизни, она занимательна и поучительна.
2. Подбирайте книги, соответствующие возрасту ребёнка. Самым маленьким подойдут детские книжки, детсадовскому возрасту – яркие и красочные сказки, обучающимся начальной школы – рассказы о животных и природе, приключения, детские рассказы для обучающихся начальной школы.
3. Обеспечьте детей теми книгами, которые им интересны. Развитие у всех разное: одни в 12 лет все еще могут увлекаться сказками, а другие в 9 лет зачитываются приключенческими романами. Кому-то хочется узнать о динозаврах, другим – о привидениях, а третьим – о диких животных. Уточните, чем интересуется ваш ребёнок, и купите ему книги на данную тематику, тем самым развивая его кругозор и прививая любовь к чтению.
4. Применяйте различные хитрости для пробуждения интереса к чтению. Например, посмотрите мультфильм и предложите ребёнку почитать сказку, по мотивам которой он снят. Читайте увлекательные книжки по ролям, превращая это занятие в занимательную игру.
5. Проводите аналогии между жизнью и книгой. Отведите ребёнка в зоопарк, а по пути домой купите книгу о животных и предложите малышу подробнее узнать о только что увиденных животных. На выходные планируете посетить в океанариум – заинтересуйте этим ребёнка и прочитайте ему книгу о рыбах [1].

Работа родителей по приобщению ребёнка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребёнок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять заинтересованность к чтению. Существует ряд научно подтвержденных технологических приёмов, которые помогают овладевать навыками беглого чтения. К ним относятся ежедневные тренировки – важна не длительность, а частота, самозамеры, чтение перед сном.

Аспект, определяющий оптимальное чтение, – это выразительность. Иногда бывает, что ребёнок с выразительной речью читает невыразительно. Это указывает на то, что он либо плохо ориентируется в тексте, либо имеет артикуляционные затруднения.

Чтобы устранить их, необходимо в первом случае использовать повторное чтение маленького отрывка, во втором – читать в темпе скороговорки. После таких тренировок обучающийся с легкостью может добиться не только выразительности, но и повышенной скорости чтения [3].

В младшем школьном возрасте наблюдается необычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению у обучающихся начальной школы.

На основе положительных эмоциональных переживаний рождаются и закрепляются человеческие потребности и интересы. Именно в младшем школьном возрасте накапливаются чувства и переживания. Поэтому младшие школьники ищут в чтении следующее:
1. Занимательные, сильные эмоциональные переживания; воображение детей захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия.
2. Для детей младшего школьного возраста необходимы произведения, которые учат их удивляться, ведь способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка обязательна: из удивления рождается интерес к жизни, жажда знаний, умение видеть прекрасное и дорожить им [5].

Следовательно, одним из ключевых моментов в формировании положительного отношения младших школьников к чтению является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы, используемых на уроке и во внеурочной деятельности.

Внимание обучающихся ориентировано на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, приобретение необходимого уровня читательской компетентности.
Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы, учитель с первых дней пребывания первоклассников в школе начинает активно знакомить обучающихся с захватывающим миром детских книг.

Среди многообразия способов и средств формирования устойчивого читательского интереса наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование передовых форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию, когда в учебный процесс внедряются нетрадиционные методические приемы работы с текстом:

1. Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Для более успешной адаптации во взрослой жизни, обучающихся необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно не представляется возможным (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

2. Прием «Чтение с остановками».
Данный прием предусматривает несколько стадий:
1 стадия – вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе, младшие школьники должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, обучающиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления – стадия осмысления – одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?».
3 стадия – рефлексия и заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с обучающимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

«Такая работа с текстом развивает умение анализировать, выявлять связь отдельных элементов текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению [4]».

Результатами приобщения обучающихся младшего школьного возраста к чтению может являться:
1. Увлечённость чтением: обучающийся с желанием включается в различные проекты, связанные с чтением, с интересом выполняет учебные задания, связанные с чтением, продолжает читать книги вне рамок выполнения обязательных заданий (показатели – количество книг, проектов, творческих работ с опорой на книги; методики - оценка и самооценка).
2. Позитивное отношение: обучающийся, имея возможность выбора, предпочитает задания (проекты), связанные с чтением, позитивно воспринимает читающие группы, связывает свою успешность с качеством чтения (показатели - негативные или позитивные оценки; методика - оценочные и самооценочные высказывания). школьников к чтению: устойчивая позитивная динамика осознанного выбора школьником
3. Интегративный критерий приобщённости более ценных текстов для удовлетворения читательских потребностей.

Результатом успешного объединения внешнего и внутреннего процессов приобщения к чтению является сформированная устойчивая потребность в регулярном чтении. Именно в этой потребности и будет формироваться контекст читательской деятельности [2].

Список источников:
1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников / А.Т. Алексеевская. – Москва, 2008.
2. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю / Т.Г. Галактионова. – Москва, 2011.
3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению» / В.Н. Зайцев. – Москва: Просвещение, 2001.
4. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С 13 –17.
5. Савенков А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения / А.И. Савенков // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 54-61.


Категория: Блоги | Добавил: DaryaPoz
Просмотров: 386 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог