Сегодня: 28.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья на тему "Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения"

СКАЧАТЬ (18.5 Kb) 22.11.2022, 14:34
Сухаранова Дарья Романовна
учитель начальных классов, ГАПОУ СО "НТПК №1"
Аннотация: в данной статье автор рассматривает актуальность проблемы читательского интереса в начальной школе, для решения проблемы были рассмотрены особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формировании читательского интереса обучающихся, методы и приёмы, которые позволяют повысить читательский интерес у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: читательский интерес, младший школьный возраст, особенности младшего школьного возраста, роль семьи в формировании читательского интереса, методы и приёмы, повышающие читательский интерес.

В XXI веке снижение интереса детей к чтению является значимой проблемой. Вследствие всеобщей компьютеризации, изобилия гаджетов, отсутствия образца в виде читающих родителей дети перестали читать. В следствии обучающиеся младшего школьного возраста затрудняются грамотно сформулировать свою точку зрения и аргументировать её, а также у них возникают трудности в анализе прочитанного произведения и понимании его смысла. Это создает большие затруднения в образовательной деятельности. Перед учителем стоит сложная, но важная задача – воспитать у обучающихся устойчивый интерес к чтению книг. Поэтому актуальна разработка специальных приёмов, оказывающих благотворное влияние на развитие читательского интереса. Помимо этого, устойчивый интерес к чтению, в соответствие с ФГОС НОО, относится к личностным результатам освоения программы начального общего образования.

Приобщая обучающегося к чтению немаловажно, чтобы ребёнок читал без принуждения, поскольку насилие и давление имеют все шансы навсегда отбить тягу к книге [1, с. 8].

Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно, и гордятся тем, что их детям нравится читать книги для взрослых. Очень часто такое чтение не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, не вникая в подробности, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение формирует дурную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением обучающихся, крайне важно в обязательном порядке стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно пристальное внимание следует обращать внимание на развитие у младших школьников интереса к научно-популярной литературе.

Рассмотрим некоторые приёмы, помогающие научить обучающихся самостоятельно читать.
1. Покупайте книги с самого рождения малыша. Вместе с ним смотрите на иллюстрации, проговаривайте вслух, что на них изображено. Читайте ему каждый день, но понемногу, чтобы не утомлять его. В этом случае ребёнок будет знать, что книга – это неотъемлемый атрибут жизни, она занимательна и поучительна.
2. Подбирайте книги, соответствующие возрасту ребёнка. Самым маленьким подойдут детские книжки, детсадовскому возрасту – яркие и красочные сказки, обучающимся начальной школы – рассказы о животных и природе, приключения, детские рассказы для обучающихся начальной школы.
3. Обеспечьте детей теми книгами, которые им интересны. Развитие у всех разное: одни в 12 лет все еще могут увлекаться сказками, а другие в 9 лет зачитываются приключенческими романами. Кому-то хочется узнать о динозаврах, другим – о привидениях, а третьим – о диких животных. Уточните, чем интересуется ваш ребёнок, и купите ему книги на данную тематику, тем самым развивая его кругозор и прививая любовь к чтению.
4. Применяйте различные хитрости для пробуждения интереса к чтению. Например, посмотрите мультфильм и предложите ребёнку почитать сказку, по мотивам которой он снят. Читайте увлекательные книжки по ролям, превращая это занятие в занимательную игру.
5. Проводите аналогии между жизнью и книгой. Отведите ребёнка в зоопарк, а по пути домой купите книгу о животных и предложите малышу подробнее узнать о только что увиденных животных. На выходные планируете посетить в океанариум – заинтересуйте этим ребёнка и прочитайте ему книгу о рыбах [1].

Работа родителей по приобщению ребёнка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребёнок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять заинтересованность к чтению. Существует ряд научно подтвержденных технологических приёмов, которые помогают овладевать навыками беглого чтения. К ним относятся ежедневные тренировки – важна не длительность, а частота, самозамеры, чтение перед сном.

Аспект, определяющий оптимальное чтение, – это выразительность. Иногда бывает, что ребёнок с выразительной речью читает невыразительно. Это указывает на то, что он либо плохо ориентируется в тексте, либо имеет артикуляционные затруднения.

Чтобы устранить их, необходимо в первом случае использовать повторное чтение маленького отрывка, во втором – читать в темпе скороговорки. После таких тренировок обучающийся с легкостью может добиться не только выразительности, но и повышенной скорости чтения [3].

В младшем школьном возрасте наблюдается необычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению у обучающихся начальной школы.

На основе положительных эмоциональных переживаний рождаются и закрепляются человеческие потребности и интересы. Именно в младшем школьном возрасте накапливаются чувства и переживания. Поэтому младшие школьники ищут в чтении следующее:
1. Занимательные, сильные эмоциональные переживания; воображение детей захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия.
2. Для детей младшего школьного возраста необходимы произведения, которые учат их удивляться, ведь способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка обязательна: из удивления рождается интерес к жизни, жажда знаний, умение видеть прекрасное и дорожить им [5].

Следовательно, одним из ключевых моментов в формировании положительного отношения младших школьников к чтению является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы, используемых на уроке и во внеурочной деятельности.

Внимание обучающихся ориентировано на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, приобретение необходимого уровня читательской компетентности.
Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы, учитель с первых дней пребывания первоклассников в школе начинает активно знакомить обучающихся с захватывающим миром детских книг.

Среди многообразия способов и средств формирования устойчивого читательского интереса наиболее значимые для младших школьников – увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование передовых форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию, когда в учебный процесс внедряются нетрадиционные методические приемы работы с текстом:

1. Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Для более успешной адаптации во взрослой жизни, обучающихся необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно не представляется возможным (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

2. Прием «Чтение с остановками».
Данный прием предусматривает несколько стадий:
1 стадия – вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе, младшие школьники должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, обучающиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления – стадия осмысления – одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?».
3 стадия – рефлексия и заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с обучающимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

«Такая работа с текстом развивает умение анализировать, выявлять связь отдельных элементов текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению [4]».

Результатами приобщения обучающихся младшего школьного возраста к чтению может являться:
1. Увлечённость чтением: обучающийся с желанием включается в различные проекты, связанные с чтением, с интересом выполняет учебные задания, связанные с чтением, продолжает читать книги вне рамок выполнения обязательных заданий (показатели – количество книг, проектов, творческих работ с опорой на книги; методики - оценка и самооценка).
2. Позитивное отношение: обучающийся, имея возможность выбора, предпочитает задания (проекты), связанные с чтением, позитивно воспринимает читающие группы, связывает свою успешность с качеством чтения (показатели - негативные или позитивные оценки; методика - оценочные и самооценочные высказывания). школьников к чтению: устойчивая позитивная динамика осознанного выбора школьником
3. Интегративный критерий приобщённости более ценных текстов для удовлетворения читательских потребностей.

Результатом успешного объединения внешнего и внутреннего процессов приобщения к чтению является сформированная устойчивая потребность в регулярном чтении. Именно в этой потребности и будет формироваться контекст читательской деятельности [2].

Список источников:
1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников / А.Т. Алексеевская. – Москва, 2008.
2. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю / Т.Г. Галактионова. – Москва, 2011.
3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению» / В.Н. Зайцев. – Москва: Просвещение, 2001.
4. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С 13 –17.
5. Савенков А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения / А.И. Савенков // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 54-61.


Категория: Блоги | Добавил: DaryaPoz
Просмотров: 128 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог