Формирование экологической культуры младших школьников
На сегодняшний период проблема взаимодействия человека и природы, и действия человека на окружающую среду стала весьма острой и приняла большие масштабы. При всем при этом безгранично увеличились практические возможности как положительного, так и неблагоприятного воздействия человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Вероятность исправить данную ситуацию заложена в системе воспитания и образования. Современный этап развития системы воспитания и образования характеризуется направленностью создания условий для формирования экологической культуры у младших школьников.
Для раскрытия темы статьи рассмотрим такие понятия, как экологическая культура, экологическое образование и экологическое воспитание.
Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей.
Экологическое образование – это непрерывный процесс, обучения, воспитания и развития личности, направленной на формирование систем знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение природной среды.
Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. [6, с.102]
Эти понятия взаимосвязаны, так как сформированная экологическая культура – это тот результат, который должен быть получен в процессе экологического воспитания и экологического образования.
Формирование экологической культуры предполагает преобразование общественной необходимости сохранения природы во внутренние потребности и интересы школьника. Его планируемым результатом является сформированность ответственного отношения к природной среде, умений понимать и ценить красоту и богатство родной природы, осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость проявлением безответственного отношения к окружающей среде.
И.В.Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры.[7, с.68]
Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски неба, закат солнца и т.д.).
Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, походы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.
Третий уровень формирования экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип уважительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.
Структурными этапами формирования экологической культуры является:
- выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды;
- определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;
- выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;
- выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы;
- характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;
- практическая деятельность учащихся по оценке окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоению норм и правил ответственного отношения к природе. [1, с.324]
В соответствии с этими этапами подбираются соответствующие методы, формы и средства формирования экологической культуры.
Метод обучения – это совместная деятельность учителя и учения по освоению содержания и достижению цели образования и воспитания. Для достижения целей экологического образования и воспитания используются следующие методы:
1. Наглядные методы: наблюдение; использование наглядно-иллюстративного материала; моделирование.
2. Практические: игры; элементарные опыты; труд в природе.
3. Словесные методы: беседа; рассказ; чтение экологических сказок.
В формировании экологической культуры у младших школьников широко используются все указанные методы, а наблюдение - один из основных и ведущих наглядных методов - играет важную роль в воспитании и обучении школьников.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.[5, с.156]
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Метод наблюдения в формировании у учащихся экологической культуры является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям начальной школы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению важнейших задач умственного воспитания.
Наглядно-иллюстративный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон). Наглядно-иллюстративный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях. С его помощью удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.
В педагогике моделирование как наглядный метод получает все больше распространение в частности в ознакомлении школьников с природой. Моделированием называют такой метод исследования, при котором на искусственно созданных условиях воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и труд в природе. Их применение позволяет уточнять представления детей, углублять их, приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении полученных знаний.
Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. Игра пробуждает интерес к природе и развивает ценное отношение к ней; формирует мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; представляет возможность для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, можно использовать элементарные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. В процессе опытно-экспериментальной работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение. Опытническая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Задача педагога подвести детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Труд – это одно из направлений экологической работы с детьми. Он формирует у них устойчивую потребность в практической деятельности в природе, деятельности, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание условий, максимально приближенных к удовлетворению всех потребностей каждого конкретного живого организма.
Следует отметить и тот фактор, что использование перечисленных выше методов невозможно без применения словесных методов, т.к. они решают следующий ряд задач: конкретизация, пополнение, уточнение знаний об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе, какой-либо деятельности. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. [4, с.319].
В непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми педагоги часто используют рассказы о природе. Рассказ – вид творческой деятельности воспитателя, требующий от него определённых знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними.[3, с.173].
Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном раньше объекте, явлении природе. Очень важно учитывать интересы детей.
Наряду с рассказами в процессе развития экологической культуры у детей используется такой метод как - беседа. Беседа используется педагогом для возбуждения детского интереса к предстоящей деятельности; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей об окружающем мире, формирования отношения к природе.
Экологическая сказка - это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам. [2, с.216]
Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию об окружающем учащихся мире природы. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей.
Таким образом, формирование экологической культуры младших школьников является актуальной педагогической проблемой, решение которой возможно только через систему воспитания и образования школьников. Для этого необходимо определиться с методами, формами и средствами формирования экологической культуры. Формирование экологической культуры личности возможно только через организацию ее деятельности. Разные виды деятельности обучающегося дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия природы и общества; игра формирует опыт понятия экологических решений; общественная деятельность служит приобретению опыта принятию экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем.
Список литературы
1. Буковская Г.В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности/ Г.В. Буковская. – Москва: Просвещение, 2015. - 132 с.
2. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 360 с.
3. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Кождаспиров . – Москва: Академия, 2014. - .326с.
4. Мир природы и ребенок : методика экологического воспитания дошкольников / под ред. П. Г. Саморуковой. – Москва, 2011. – 319 с.
5. Норинт С. А. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Норинт, Г. И. Кузнецов. - : Санкт-Петерберг: Питер, 2013. - 489 с.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва: Просвещение, 2011. - 102 с..
7. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – Москва: Просвещение, 2010. – 136 с.
|