Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья на тему: "Формирование экологической культуры младших школьников"

СКАЧАТЬ (23.4 Kb) 20.11.2020, 11:18
Корелина Ксения Алексеевна
Учитель, «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
Формирование экологической культуры младших школьников

На сегодняшний период проблема взаимодействия человека и природы, и действия человека на окружающую среду стала весьма острой и приняла большие масштабы. При всем при этом безгранично увеличились практические возможности как положительного, так и неблагоприятного воздействия человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Вероятность исправить данную ситуацию заложена в системе воспитания и образования. Современный этап развития системы воспитания и образования характеризуется направленностью создания условий для формирования экологической культуры у младших школьников.

Для раскрытия темы статьи рассмотрим такие понятия, как экологическая культура, экологическое образование и экологическое воспитание.

Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей.

Экологическое образование – это непрерывный процесс, обучения, воспитания и развития личности, направленной на формирование систем знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение природной среды.

Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. [6, с.102]

Эти понятия взаимосвязаны, так как сформированная экологическая культура – это тот результат, который должен быть получен в процессе экологического воспитания и экологического образования.

Формирование экологической культуры предполагает преобразование общественной необходимости сохранения природы во внутренние потребности и интересы школьника. Его планируемым результатом является сформированность ответственного отношения к природной среде, умений понимать и ценить красоту и богатство родной природы, осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость проявлением безответственного отношения к окружающей среде.
И.В.Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры.[7, с.68]

Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски неба, закат солнца и т.д.).

Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, походы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.

Третий уровень формирования экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип уважительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.

Структурными этапами формирования экологической культуры является:
- выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды;
- определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;
- выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;
- выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы;
- характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;
- практическая деятельность учащихся по оценке окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоению норм и правил ответственного отношения к природе. [1, с.324]

В соответствии с этими этапами подбираются соответствующие методы, формы и средства формирования экологической культуры.

Метод обучения – это совместная деятельность учителя и учения по освоению содержания и достижению цели образования и воспитания. Для достижения целей экологического образования и воспитания используются следующие методы:

1. Наглядные методы: наблюдение; использование наглядно-иллюстративного материала; моделирование.
2. Практические: игры; элементарные опыты; труд в природе.
3. Словесные методы: беседа; рассказ; чтение экологических сказок.

В формировании экологической культуры у младших школьников широко используются все указанные методы, а наблюдение - один из основных и ведущих наглядных методов - играет важную роль в воспитании и обучении школьников.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.[5, с.156]

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Метод наблюдения в формировании у учащихся экологической культуры является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям начальной школы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению важнейших задач умственного воспитания.

Наглядно-иллюстративный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон). Наглядно-иллюстративный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях. С его помощью удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

В педагогике моделирование как наглядный метод получает все больше распространение в частности в ознакомлении школьников с природой. Моделированием называют такой метод исследования, при котором на искусственно созданных условиях воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и труд в природе. Их применение позволяет уточнять представления детей, углублять их, приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении полученных знаний.

Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. Игра пробуждает интерес к природе и развивает ценное отношение к ней; формирует мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; представляет возможность для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, можно использовать элементарные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. В процессе опытно-экспериментальной работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение. Опытническая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Задача педагога подвести детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Труд – это одно из направлений экологической работы с детьми. Он формирует у них устойчивую потребность в практической деятельности в природе, деятельности, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание условий, максимально приближенных к удовлетворению всех потребностей каждого конкретного живого организма.

Следует отметить и тот фактор, что использование перечисленных выше методов невозможно без применения словесных методов, т.к. они решают следующий ряд задач: конкретизация, пополнение, уточнение знаний об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе, какой-либо деятельности. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. [4, с.319].

В непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми педагоги часто используют рассказы о природе. Рассказ – вид творческой деятельности воспитателя, требующий от него определённых знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними.[3, с.173].

Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном раньше объекте, явлении природе. Очень важно учитывать интересы детей.

Наряду с рассказами в процессе развития экологической культуры у детей используется такой метод как - беседа. Беседа используется педагогом для возбуждения детского интереса к предстоящей деятельности; для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей об окружающем мире, формирования отношения к природе.
Экологическая сказка - это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам. [2, с.216]

Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию об окружающем учащихся мире природы. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей.

Таким образом, формирование экологической культуры младших школьников является актуальной педагогической проблемой, решение которой возможно только через систему воспитания и образования школьников. Для этого необходимо определиться с методами, формами и средствами формирования экологической культуры. Формирование экологической культуры личности возможно только через организацию ее деятельности. Разные виды деятельности обучающегося дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия природы и общества; игра формирует опыт понятия экологических решений; общественная деятельность служит приобретению опыта принятию экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем.

Список литературы
1. Буковская Г.В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности/ Г.В. Буковская. – Москва: Просвещение, 2015. - 132 с.
2. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 360 с.
3. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Кождаспиров . – Москва: Академия, 2014. - .326с.
4. Мир природы и ребенок : методика экологического воспитания дошкольников / под ред. П. Г. Саморуковой. – Москва, 2011. – 319 с.
5. Норинт С. А. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Норинт, Г. И. Кузнецов. - : Санкт-Петерберг: Питер, 2013. - 489 с.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва: Просвещение, 2011. - 102 с..
7. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. – Москва: Просвещение, 2010. – 136 с.


Категория: Блоги | Добавил: kkorelina
Просмотров: 1022 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог