Использование групповой технологии для осуществления адресной работы в начальной школе.
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой.
Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.
Начинаю использовать этот методический приём со 2 класса. Пробовала применять его в 1 классе, но не достигла желаемых результатов. Первоклассники ещё не готовы самостоятельно выполнять многие задания. Мешают низкий уровень техники чтения, развития речи, а главное отсутствие опыта продуктивного общения. Лучше затратить время и усилия в 1 классе на организацию игр, совместных дел на переменах, праздниках, во внеклассной работе исподволь обучая детей бесконфликтно сотрудничать.
Для проведения уроков делить обучающихся на группы целесообразнее учителю, так как здесь много подводных камней. Во-первых, для успешной работы удобнее иметь равносильные по знаниям группы, во-вторых, нужно учесть психологическую совместимость, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Следует не забыть об индивидуальных особенностях детей, особенно в тех случаях, когда в урок включены задания творческого характера. Если урок проводится в первом полугодии 2 класса, нужно обратить внимание на то, чтобы в каждой группе были хорошо читающие дети, быстро пишущие, а также те, у которых лучше развита устная речь.
Строю урок таким образом, чтобы чередовать устные и письменные задания, серьёзные и шуточные, стараюсь избежать однообразия.
Допустим задания, ставящие целью проверить конкретные знания по теме, могут быть или в форме вопросника, или теста, или кроссворда, или двух списков, между которыми нужно установить соответствие, или загадок, которые нужно отгадать. Такие задания выполняются детьми письменно.
При этом учу детей распределять роли. Кто-то из них зачитывает другим вопрос, кто-то, после обсуждения, записывает ответ. На следующее задание роли меняются. Отчитывается группа, просто сдав учителю выполненное задание.
Второклассники же, а тем более, старшие ребята, вполне в состоянии действовать сообща, работают в группах с удовольствием. Они часто воспринимают уроки, организованные с применением группового метода, как игру, как праздник.В типовых уроках могут присутствовать все части обычного урока: и проверка домашнего задания, и создание проблемной ситуации, и разрешение проблемы, и исследование, и отработка приобретённых навыков, и так далее. Всё то, что запланировано. Сразу оговорюсь, что использование группового метода должно быть обусловлено самим содержанием урока, возможностью приготовить для детей такие задания, которые действительно требуют совместной работы нескольких человек. Иначе есть риск того, что одни дети будут работать, а другие наблюдать.
Не забываю хвалить за правильные устные ответы, благодарить за удачные творческие выступления, поощрять проявления инициативы, поддерживать ученика (особенно слабого) в его попытке выступить от имени команды с устным рассказом, оценкой каких-либо событий.
Подводя итог всего урока, стремлюсь прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.
Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Выставляет же оценки сама группа (команда) после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно запланировать минутку в конце урока. Учитель оставляет за собой право скорректировать эти отметки или отменить ту, что по каким-то соображениям не устроила её обладателя.
Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.
|