Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья на тему: Методика использования фитбол-гимнастики в физическом воспитании дошкольников и младших школьников с нарушением зрения.

СКАЧАТЬ (39.4 Kb) 08.09.2023, 08:59
Турищева Яна Игоревна
учитель АФК и Ритмики, КГОБУ Владивостокская КШ IV вида
Особенности методики использования упражнений фитбол-гимнастики.
Физическое воспитание слепых и слабовидящих является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.

Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения.

У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слепых и слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. Отмечаются выраженные нарушения координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук. У многих детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микроориентировка в пространстве.

При нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей. Установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах.

Отсутствие или снижение зрения как бы сдерживает естественный ход физического развития таких детей.

Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей должно быть направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, формирование двигательных качеств. Это достигается путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. Все это направлено на коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства, качественное выполнение двигательных действий. Физическое воспитание предусматривает преодоление таких недостатков физического развития у детей, как асимметрия и непропорциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоординированность и скованность движений и координационной неловкости.

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio - взаимоупорядочение. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющихся условий.

Формирование координации - это длительный процесс, поскольку в нем задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.

Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:
а) пространственную ориентировку;
б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
в) статическое и динамическое равновесие. [1]

В плане формирования координационных способностей у детей с нарушением зрения интересна новая форма занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей, фитбол - гимнастика.

Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях. Данная методика заинтересовала меня тем, что упражнения на фитболах создают оздоровительный эффект, который подтверждается опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров России и Европы. Они позволяют решать различные задачи в комплексе за счет включения в работу одновременно двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного и обонятельного анализаторов, тем самым, позитивно влияют на физическое и психо - эмоциональное состояние занимающихся и вызывают большой интерес у детей.

 Она носит практическую и коррекционную направленность, влияет на развитие двигательных умений, координации движений, функций равновесия. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык координации. Что является актуальным для детей с нарушением зрения.

Общие методические требовании при занятиях фитбол-гимнастикой следующее:
1. Воздействие всех форм должно быть всесторонним - образовательным, воспитательным, оздоровительным и лечебным.
2. В занятиях следует избегать методических шаблонов, необходимо разнообразить содержание и методику проведения занятий.
3. Необходимо ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и специфические воздействие на организм.
4. Необходимо соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно организуя подготовительную, основную и заключительную части. В начальном периоде (он составляет 10-15% продолжительности всего занятия) необходимо создать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке, способствовать формированию правильной осанки и правильной установки стоп. В основном периоде занятий (70-80% времени) решаются задачи развития двигательных навыков и умений, формирования физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, воспитания воли, решительности, дисциплинированности, активности. В заключительном периоде занятий (10-15% времени) необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма, подготовиться к переключению на последующую деятельность.
5. Следует учитывать зрительный диагноз и рекомендации врача офтальмолога и тифлопедагога. Особое внимание уделять детям с миопией отслойкой сетчатки. Исключить резкие наклоны-перекаты и резкие прыжки.
6. Следует рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным количеством повторений, темпом выполнения, изменения площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, сменой исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, средств наглядного воздействия на детей.
7. Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма, что достигает соблюдением принципов обучения и воспитания (сознательности, активности занимающихся, систематичности, доступности занятий, прочности овладения необходимыми умениями и навыками). Профилактика травматизма достигает также тщательной дозировкой физических упражнений, хорошей дисциплиной занимающихся, обеспечением необходимыми санаторно-гигиенических условий. Кроме того, необходима предварительная проверка инвентаря, безопасное размещение детей при выполнении упражнений (на одного занимающегося Фитбол- гимнастикой необходима площадь не менее 5 кв.м).

Следует обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма. Ни один метод обучения, воспитания и лечебной коррекции не даст должных результатов, если он применяется без индивидуального подхода.

Фитбол-гимнастика позволяет решать самые разные оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи. Поэтому фитбол-гимнастика как современная форма занятий, безусловно, имеет преимущество перед традиционными подходами.
В процессе занятий фитбол-гимнастикой следует:
  • ознакомить учеников с разными видами фитболов;
  • научить правильно сидеть на фитболах;
  • научить покачиваться и прыгать на фитболах;
  • научить выполнять упражнения в разных И.п.: сиды на фитболе; лежа на фитболе на спине; лажа на фитболе на груди; лежа на спине на полу, ноги на фитболе и т.д.;
  • укреплять мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку;
  • формировать и закреплять навык правильной осанки;
  • тренировать способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику, проприоцептивную чувствительность;
  • научить выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные упражнения с использованием фитболов;
  • поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами, учить детей оценивать свои движения и ошибки других;
  • побуждать учащихся к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности, формировать привычку к здоровому образу жизни.
Для решения поставленных задач на занятиях фитбол гимнастикой, необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Подбирать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой угол 90 градусов. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
2. Перед занятием убедитесь, что рядом отсутствуют какие- либо острые предметы.
3. Надевать удобную одежду, не мешающую движениям и нескользящую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и И.п., постепенно переходя к более сложным, решая задачу создания «мышечного корсета» и улучшения качества управления движениями.
5. Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло боль и не вызывало дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручивания в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, осевая нагрузки повреждают межпозвонковые диски, играющие роль амортизаторов. Чрезмерное движение (на уровне анатомического барьера подвижности) увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов. Интенсивное напряжение мышц может вызывать нарушение вертебо-бизилярного кровообращения.
7. При выполнении упражнений лежа не задерживать дыхание. Не злоупотреблять статическими упражнениями в И.п. лежа на животе, так как длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает кровообращение.
8. При выполнении упражнений лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составить одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперед- назад, что связано с усилением шейного лордоза и появлением симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей. По этой причине нельзя «увлекаться» прыжками на фитболе.
9. При выполнении упражнений Фитбол на должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
10. При выполнении упражнений лежа на животе с упором руками на полу ладони должны быть параллельны и располагаться на уровне плечевых суставов.
11. Физическая нагрузка по времени должна обязательно учитывать возраст занимающихся, так как дети младшего школьного возраста быстро утомляются.
12. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать примеры страховки и учить самостраховке.
13. Упражнения должны использоваться детьми с целью самосознания для уточнения представлений о строении своего тела (называть части тела и их движения, проводить игры «Запрещенное движение», «Коснись названной части тела» и пр.).
14. Упражнения могут проводиться в течение целого занятия, однако с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать эти упражнения в качестве фрагмента занятия; так, например, в основной части - подвижные игры с фитболами. В целом, время использования фитболов не должно превышать 40-60 % общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только упражняться с ними, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, метать, танцевать.
15. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого радостного настроения. Поэтому одним из эффективных средств является музыкальное сопровождение. Кроме того, необходимо обращать внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя для примера детей, правильно выполняющих упражнения.
16. Упругие свойства фитбола можно использовать в качестве сопротивления для развития силы; массы фитбола равна примерно 1 кг, что позволяет применять его для отягощения. Однако упражнения на силу обязательно должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.
17. Каждое упражнение повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц в разных исходных положениях. В основной части занятия целесообразно использовать 5 минут для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключительной период занятия целесообразно включать игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабления.
18. С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
19. Для постепенного правильного освоения упражнений рекомендуется организовать обучение детей по этапам, то есть от простых упражнений и облегченных исходных упражнений к сложнокоординационным заданиям.

 Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике, медицине. Так и в школьной педагогике одной из новых форм работы по физическому воспитанию является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. На занятиях использую фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Для занятий с детьми школьного возраста мяч должен быть не сильно упругим. Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребёнка со зрительной патологией. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Авторы практического пособия «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного возраста» Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова раскрывают вибрационный эффект фитбол-гимнастики. Механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы ребёнка со зрительной патологией. Непрерывная вибрация действует на нервную систему детей со зрительной депривацией успокаивающе. Колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается способность к самоконтролю и самоанализу. С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка).

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора.

Упражнения на мячах могут проводиться в течение целого занятия, но начиная обучение, более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия, так, например, в основной части дать комплекс общеразвивающих упражнений, а в заключительной - подвижные игры с мячом.

Если на подготовительном этапе основное внимание уделялось работе над тонусом, статической координацией и сохранением заданной позы, то в дальнейшем главная задача - обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развития двигательной координации.

Многие исследователи (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова) указывают на тесную связь между психомоторным и двигательным развитием. Эта связь на столько сильна, что разнообразная недостаточность психических и психомоторных процессов прямо отражается на формировании двигательной сферы. Поэтому показатели развития двигательной сферы могут служить одним из показателей при проведении психолого-педагогической диагностики детей.

Для того чтобы оптимизировать образовательный процесс и решить задачу оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ физического состояния занимающихся детей в начале и конце учебного года, констатируя произошедшие изменения.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом, но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования. Представленный материал дает информацию о многообразии средств нового современного вида фитбол-гимнастики, овладение упражнениями которой позволит укрепить здоровье и физическую подготовленность детей, а также повысить профессионализм инструкторов по физическому воспитанию.

Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с учётом здоровья, роста. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

Содержание занятия
Оборудование: мячи по количеству человек в классе (мяч подбирается с учётом ростовых параметров), коврики по количеству учеников, магнитофон, диски, флэшка с музыкой.
Подготовительный этап
Задачи этапа и их реализация.
  • Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
  • Рекомендуемые упражнения (см. приложение 1).
  • Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
Ходьба вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и т.д. В исходном положении сидя на мяче можно делать дыхательную гимнастику. А затем выполняют упражнения на мяче в исходном положении – сидя на мяче, выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится по весёлую ритмичную музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

Упражнения:
1. Наклоны головы вперёд-назад и вправо-влево. Темп медленный.
2. Повороты головы направо-налево. Темп медленный.
3. Круговые вращения руками вперёд и назад. Темп средний.
4. Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.
5. Повороты туловища направо-налево. Темп средний.
6. «Лестница» - поднимать руки поочерёдно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочерёдно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно тем упражнений можно увеличивать.
7. Ходьба сидя на мяче вперёд-назад (не отрывая ягодицы от мяча).  Пройти как можно дальше. Спина прямая.
8. Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча).  Пройти как можно дальше. Спина прямая.
 9. Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола.
10.Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная этап
Задачи этапа и их реализация:
  • Научить сохранению правильной осанки при выполнении.
    упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
  • Научить сохранению правильной осанки при уменьшении.
    площади опоры (тренировка равновесия и координации).
  • Обучать ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
  • Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).
Упражнения стоя:
1. Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз).
2. Стоя на коврике, мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди).
3. «Маятник». Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево наверх.
4. Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходитьпо кругу, а можно «змейкой», постепенно то увеличивая, то уменьшая темп.
5. Отбивание одной рукой, двумя руками и поочерёдно на месте и в движении.
6. Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.
7. Катание мяча друг другу.
8. Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удерживание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны.
9. Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперёд – назад и (или) право – влево.
10. Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседание 5 раз. Руки в стороны.  Ноги в коленях прямые. 
11. Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатыванием мяча вперёд и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше.

Упражнения сидя на мяче:
  1. Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.
  2. Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу). Ноги оторвать от пола и удерживать равновесии как можно дольше. Руки в стороны.
  3. Ходьба вперёд, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч. Лёжа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад.
  4. Упражнения, лёжа на коврике на спине:
  5. Лёжа на коврике на спине, мяч под ногами. Катание мяча вперёд назад, сгибая и выпрямляя ноги.
  6. Лёжа на коврике на спине, мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочерёдно. Ноги прямые.
  7. Лёжа на коврике на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.
  8. Лёжа на коврике на спине, мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза.
  9. Упражнения лёжа на коврике, на животе:
  10.  Лёжа на коврике, на животе, руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности поднимать как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд.

Упражнения, лёжа на мяче, на животе:
  1. «Качалочка». Стоя на коленях, перекат на мяче вперёд на прямые руки и вернуться обратно на колени.
  2. Лёжа на животе, на мяче, руками опереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.
  3. Лёжа на животе, на мяче, руками опереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочерёдно и одновременно. Ноги не касаются пола.
  4. Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперёд и назад. Ноги прямые параллельно полу.
  5. «Самолёт». Лёжа на животе прямыми ногами опереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд.
Упражнения лёжа на спине, на мяче:
  1. «Звёздочка». Лежа на спине на мяче, опереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд.
  2. Перекаты на спине вперёд-назад. Лёжа на спине на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.
  3. «Мостик». Мостик на мяче, выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка. Вовремя выполнения упр. нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. В начале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.
Заключительный этап
Задачи этапа и их реализация:
  • Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с
  • использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
     Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
  • Совершенствовать технику выполнения упражнений.
В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче, на релаксацию в сопровождении медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей и подвижные игры с фитболом. Внедрение фитбол-гимнастики в образовательный процесс дошкольного звена и начальной школы для детей с нарушением зрения вписывается довольно легко. В результате данной работы повышается уровень физического развития и здоровья у обучающихся.
           
В каждом возрасте занятия с использованием фитбол – мячей имеют свои особенности.

Мяч - фитбол начинаю использовать с младшей группы. Постепенно ввожу его в игры. Провожу занятия-сказки.  Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Например, я рассказываю сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков, звукоподражание). При обучении физическим упражнениям на фитболах у малышей, в большей мере, я использую показ и упражнения имитационного характера (например, действия зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах, Мишу с бочонком меда и др.). Приглашаю родителей на совместное занятие.

С детьми среднего дошкольного возраста комплексы фитбол - гимнастики использую уже более основательно, в занятие включаю до 4 различных упражнений. Учу правильно сидеть, покачиваться, не теряя контакта с мячом. Развиваю способность поддерживать равновесие. Общая продолжительность работы с мячом в этом возрасте не более 5 минут.
Движения детей старшего дошкольного возраста более точны. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения. При работе с детьми старшего дошкольного возраста главной моей задачей является обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации с использованием гимнастических мячей. При работе с детьми подготовительной группы я добиваюсь выразительного, энергичного выполнения упражнений. 

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, я выделила основные правила фитбол-гимнастики:
  1.  Подбирать фитбол каждому ребенку по росту.
  2.  Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
  3.  Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
  4.  Начинать занятия необходимо с простых исходных положений и упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  5.  Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
  6.  Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.
  7.  Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.
  8.  При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
  9.  Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
  10.  Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
  11.  На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  12.  Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.
  13.  С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики как: амортизатор и тренажер мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия (см. приложение 6).
При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с мячом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидд, лежа и др.), а также броски, ловлю, удары об пол (ведение) и т. д.
Мяч как опора применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных исходных положениях лежа (мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами и т. д.). Можно использовать мяч и как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать мяч и т. д.), а также при выполнении таких упражнений, как: наклон назад прогнувшись из положения стоя на коленях до касания руками мяча или наклон вперед из положения в седе ноги врозь и т. д. Мяч как отягощение (в руках, ногах, на голове) применяется в различных исходных положениях: стоя, лежа, сидя и т. д., для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры. Мяч можно использовать как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатываний на нем (на животе — вперед и назад, в седе — вправо и влево). Фитболы применяются и в качестве массажера при выполнении упражнений в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера (прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и т. д.).
Фитбол- гимнастика включает в себя следующие разделы:
  • Фитбол - атлетика;
  • Фитбол - коррекция;
  • Фитбол - игра;
  • Фитбол - танец.
Упражнения фитбол - атлетики имеют общеукрепляющую направленность. Я включаю упражнения направленные на формирование и укрепление различных мышечных групп (рук, ног, туловища). Использование данных упражнений кроме радостного настроения, свободного выражения своих эмоций и мышечной нагрузки, дает возможность ребенку повысить уровень физической подготовленности, проявить упорство, терпение и выдержку.
В раздел фитбол-коррекция я включаю упражнения профилактико - корригирующей направленности, упражнения способствующие быстрому восстановлению после физической нагрузки (на формирование осанки, дыхательные упражнения, самомассаж).

В любимый всеми детьми раздел фитбол - игра подбираю игры подвижные и спокойные, творческие задания, эстафеты с музыкальным сопровождением.

Детей восхищает раздел фитбол–танец. Обретая свободу движений, дети самореализовываются. Упражнения являются основой для развития чувства ритма.
В раздел фитбол-гимнастики входят так же упражнения и комплексы общеразвивающей направленности, которые служат базой для овладения ребенком основных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, а также развития основных физических качеств. Все эти упражнения в зависимости от характеристик я включаю в водную, основную или заключительную части занятия.
К ним относят:
  • Строевые.
  • Общеразвивающие упражнения ( с предметами и без предметов).
  • Общие виды движений для шеи, рук , ног и туловища.
  •  Прыжки.
  •  Акробатические упражнения, включающие элементы самостраховки.
  •  Упражнения в равновесии.
  • Упражнения « школы мяча» (перекаты, броски, ловля, отбивание).
  • Упражнения на растягивание, стретчинг и релаксация.
При подборе игр и упражнений следует внимательно изучить индивидуальные и медицинские  карты детей, учесть рекомендации офтальмолога, ортопеда, педиатра, психолога, тифлопедагога. Таким образом на занятиях четко осуществляется индивидуальный подход к детям, учитываются зрительные диагнозы.


Категория: Блоги | Добавил: yana_chan
Просмотров: 111 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог