Ежегодно в России наблюдается тенденция увеличения количества поступающих на обучение в школу детей с грубыми степенями нарушения интеллекта. Ведущим направлением обучения и воспитания детей с грубыми интеллектуальными нарушениями (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) является социальная адаптация и интеграция детей в общество. Пути доступной социализации не представляются возможными без привития детям минимальных адекватных форм поведения, без трудовых навыков и навыков самообслуживания, без средств коммуникации. Все социально-значимые виды деятельности формируются у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с большим трудом. Одним из самых труднодоступных навыков для данной категории детей является навык коммуникации, поскольку на фоне грубого полиморфного когнитивного расстройства у детей отмечаются отсутствие средств установления межличностного контакта, отсутствие потребности в каком-либо общении.
Произведя анализ научно-методической литературы, анализ педагогического опыта, было выявлено, что имеющиеся методики, схемы обследования детей представленной категории ориентированы на определение особенностей развития различных сторон речи (Л.Б. Баряева, С.Д. Забрамная). В то время как особенности развития коммуникативных навыков детей данной нозологии не подвергаются исследованию и качественной оценке. В то время, как успешность коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью во многом зависит от понимания особенностей протекания, развития коммуникативной деятельности данной категории детей. Поэтому важно определить перспективные возможности младших школьников (оценить уровень развития коммуникативных навыков).
Таким образом, цель организованного нами констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью.
Поставленная цель определила задачи:
1. Определить структурные компоненты, подлежащие обследованию;
2. Подобрать/разработать набор диагностических заданий;
3. Провести обследование сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью;
4. Проанализировать полученные результаты.
Для проведения диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков были определены структурные компоненты, подлежащие обследованию. Данные структурные компоненты понятия «коммуникативная деятельность» разработаны М.И. Лисиной, и впоследствии адаптированы М. Е. Баблумовой. Каждый представленный компонент соотносится с тем или иным коммуникативным навыком.
1) Выделять партнера по коммуникации;
2) Самостоятельно вступать в контакт;
3) Общаться, имея различные мотивы коммуникации;
4) Планировать свои действия в процессе акта коммуникации;
5) Использовать доступные средства коммуникации (вербальные или невербальные);
6) Анализировать результаты коммуникации.
Для определения уровня сформированности коммуникативных навыков был разработан набор диагностических заданий по каждому структурному компоненту коммуникации. По итогам проведенного обследования давалась количественная и качественная оценка. Качественная оценка представляет собой три уровня сформированности коммуникативных навыков, выделенные М. Е. Баблумовой (средний, низкий уровни и уровень ниже среднего). Количественная оценка представляет собой бальную и процентную системы.
Исследование проводилось на базе ГКОУ УР «Школа №75» г. Ижевска. Нами был обследован уровень сформированности коммуникативных навыков у 29 младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Произведя обследование набранной группы детей, нами были получены следующие результаты.
К среднему уровню сформированности коммуникативных навыков относится 48% обследованных детей. На данном уровне дети могут быть инициаторами коммуникации, самостоятельно выделяют собеседника, понимают условия текущей ситуации общения. Дети имеют признаки наличия мотива коммуникации (выражение согласия либо несогласия с ситуацией, наличие просьбы или нужда в помощи и т.д.). С трудом определяют порядок действий в процессе акта коммуникации, но способны считывать эмоциональное состояние собеседника, и в зависимости от этого изменять свою деятельность. Средством коммуникации является речь, но иногда данное средство требует дополнительной стимуляции и помощи со стороны собеседника.
К уровню ниже среднего были отнесены 14% обследованных детей. Инициатором коммуникации на данном уровне является не ребенок, а собеседник. Дети выделяют партнера по коммуникации, выдают адекватную эмоциональную реакцию на собеседника. Но в процессе коммуникации с трудом могут сосредоточить свое внимание на собеседнике, выслушать его и дать ответную реакцию. Внутренние мотивы коммуникации проявляются крайне слабо, и чаще всего мотивация к общению бывает внешней. Порядок и рациональные способы выполнения коммуникативных действий у них нарушены, непоследовательны. Дети не анализируют эмоциональное состояние собеседника, не изменяют свои действия в зависимости от него. Средствами коммуникации являются жесты, резко ограниченная в объеме и содержании экспрессивная речь.
К низкому уровню были отнесены 38% детей. На данном уровне развития коммуникативных навыков дети с трудом, либо вообще не выделяют собеседника. Не являются инициаторами коммуникации и даже при инициации со стороны собеседника, ответная реакция может полностью отсутствовать. Дети могут проявлять неадекватную реакцию на собеседника. Мотивы для коммуникации у детей практически полностью отсутствуют. Единичными случаями невербальной коммуникации с взрослыми являются выражение физиологических потребностей. Коммуникация со сверстниками полностью отсутствует. Дети данной категории отстранены от коллектива, пассивны, зачастую с выраженными эмоциональными расстройствами. Порядок действий в процессе акта коммуникации грубо нарушен. Речь не является средством общения, её заменяют небольшое количество жестов, вокализаций.
Таким образом, нам удалось выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Было выявлено, что классы, в которые зачислены обучающиеся, разнородны по уровню развития коммуникативных навыков. Это ставит перед педагогом задачу адаптации учебного материала под каждого ребенка. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной только в том случае, когда будет учтен уровень сформированности коммуникативных навыков у каждого ребенка.
Список источников
1.Баблумова, М Е. Экспериментальное изучение уровня сформированности коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью / М.Е. Баблумова //Вестник Череповецкого государственного университета – 2013. - №4. – С. 162 – 164.
2.Баряева, Л.Б., Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков. – М.: Владос, 2013. – 181 с.
3.Вечер, М.В. Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью / М.В. Вечер // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №2. – С. 81 – 85.
4.Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И. А Емельянова // Образование и наука. - 2009. - № 1. – С. 85 – 94.
5.Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Изд. Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
|