Работа с историческими понятиями является основополагающей для учителя. Понять и разобраться для обучающегося, как правильно выстроить термин вне зависимости от школьного предмета, относится к развитию познавательных универсальных учебных действий, а именно умения работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную и второстепенную. На уроках, начиная с первого класса, дети уже начинают работать с первыми понятиями. Обучающиеся часто заучивают термины к определенному дню, чтобы получить хорошую оценку, но через пару дней эти слова уже замещаются другой информацией. В ВПР, Олимпиадах, ОГЭ и ЕГЭ как по истории, так и по обществознанию, добавлены отдельные задания, которые показывают навыки работы школьников с терминами. При допущении орфографической ошибки теряется балл.
Каждый педагог задумывается, как выстроить урочную и внеурочную деятельность по своему предмету так, чтобы работа с терминами была системной. Я собрала кейс различных приемов изучения и повторения понятий, которые можно использовать не только на гуманитарных предметах, но и естественно-научных. Многие методы с терминами взяты из советской педагогической науки, но получили уже новое название и импульс в современности.
Приемы работы с терминами:
• Прием «Составь рассказ по историческим словам». Здесь обучающиеся могут на практике применять свои знания терминов, собирая их в связное повествование. Можно использовать как в устной, так и в письменной формах.
• Аббревиатуры для запоминания терминов. Данный прием поможет старшеклассникам сгруппировать термины и расставить их в хронологическом порядке. Примеры: 1) ТЯП (это первые буквы трех конференций Второй мировой войны – Тегеранская 1943г., Ялтинская 1945г., Потсдамская 1945 г., где они расставлены по годам); 2) МСК (это первые буквы трех основных битв Великой Отечественной войны – Московская 1941-1942 гг., Сталинградская 1942-1943 гг., Курская 1943г.).
• Английские слова и знание английского языка. Некоторые сложные исторические термины включают в себя английские слова, поэтому их перевод поможет запоминанию. Примеры: 1) либерализм (liberty - свобода); 2) протекционизм (protection - защита) 3) абсолютизм (absolute – абсолютный, совершенный, полный) и др.
• Разбор слова на части. Знания по русскому языку помогут школьнику разобрать слово на части, выделить приставки и корни, дать значение терминам. Примеры: 1) Интернационал (приставка «интер» в значении «над», «сверх», наци – корень) 2) деколонизация, денационализация (приставка «де» - противоположное значение) и пр.
• Игра «Обратный кроссворд». Школьникам необходимо вспомнить значение слов и не говоря ответ, дать вопрос, как из кроссворда. Остальные обучающиеся должны отгадать. Такой метод можно использовать на уровне 5-6х классов в качестве закрепления темы или рефлексии.
• Игра «Да/ нет». Это проверенный способ, которые за короткое время поможет понять, усвоены термины школьниками или нет.
• Анаграмма. В качестве повтора в начале урока можно дать такую игру, которая поможет не только проверить знания слов, но и их правильное написание.
• Приём «Алфавит». В качестве закрепления большой темы можно использовать этот прием. На каждую букву нужно подобрать историческое или обществоведческое слово. Пример тем: Правление Ивана IV; Смутное время; Правление Екатерины II; Россия в XIX веке и пр.
• Игра «Четвертый лишний». В данном задании необходимо найти общий признак для трех слов, вспомнить их значение и исключить лишнее. Примеры: 1) Тюдоры, Габсбурги, Рюриковичи, Большевики 2) Абсолютизм, конституционная монархия, республика, реформация 3) Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Мартин Лютер
• Игра «Неправильный термин» Здесь ученики видят само слово и его значение. Задача: найти ошибку и исправить ее.
Целостный подход к историческим словам необходимо начинать еще в 5-6 классах, так как здесь закладывается основы исторической науки. В дальнейшем на уровне 8-11 классов используются отдельные приемы, но в системе. Эти методы помогают не только запоминать термины, но и сложные географические названия, которые встречается на многих предметах. При использовании приёмов из данного кейса в течение обучения, учитель поможет детям структурировать их знания по разным темам, а так же удачно подготовить к различным Олимпиадам и экзаменам.
Список литературы:
1. Головатенко А. Ю. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя / А.Ю. Головатенко – М.: «Первое сентября», 1999. – 336с.
2. Дайри Н. Г. Основное усвоить на уроке: Книга для учителя / Н. Г. Дайри. – М.: Просвещение, 1987. – 121 с.
3. Литвинов А.В. «зарядка», «перестрелка» и еще много способов вызвать интерес / А.В.Литвинов // Народное образование – 1994, №2,3. – С.47–53.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование,1998.–119с.
5. Трофимова, Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания / Е. Д. Трофимова. // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 98-106.
6. Формирование системного мышления в обучении / под ред. З.А. Решетовой // Единство. - 2002 – 344 с.
|