Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья «Опытно–экспериментальная деятельность в группе раннего возраста с ЗПР»

СКАЧАТЬ (19.1 Kb) 19.05.2021, 19:42
Дементьева Ольга Ивановна
воспитатель, ГБОУ школа-интернат СРД г.о.Отрадный, Самарская область
Статья
«Опытно–экспериментальная деятельность
в группе раннего возраста с ЗПР»

Ребенок раннего возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития детей. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.

Задача педагога – помочь малышу в проведении опытов, исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения.

В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

Дети с задержкой психического развития имеют особенности, которые нужно учитывать в работе. А именно: нарушения всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания), недостаточная гибкость мышления. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается низкая работоспособность, быстрая утомляемость, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия.

В связи с этим можно говорить о специфике организации экспериментирования с детьми с ЗПР. Подготовка и проведение опытов будет отличаться от таковых в общеобразовательных группах детского сада (простые эксперименты, меньшая самостоятельность детей, соблюдение четкой последовательности действий и пр.)

Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.

При правильной организации процесса экспериментирования, от характера стимулирования познавательной активности детей со стороны взрослого, возможно преодоление задержки психического развитии.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но и сопровождать их речью, т. е. включать речевое сопровождение в предметно-практическую деятельность. Дети воспроизводят в речи все увиденное, обнаруживает закономерности. Это повышает самооценку детей, развивает их коммуникативно-речевые умения, соответственно, позволяет детям с ЗПР стать более самостоятельными, более наблюдательными и любознательными.

Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, наблюдения, самостоятельную деятельность.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что опытно-экспериментальная деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения.

Это путь формирования познавательной деятельности, который реально запускает механизм саморазвития ребенка.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». (Конфуций)

Привожу перечень экспериментирования с водой:
1.«Вода теплая – холодная». Закрепить понятия «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой.

2. «Окрашивание воды». Использовать разноцветную гуашь.

3. «Рябь на воде». Тренировать дыхательный аппарат.

4. «Круги на воде». Налить воду и дожидатся, чтобы поверхность успокоилась. Дотронуться до поверхности воды пальцем, по воде пойдут круги. Наблюдаем, как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя «круги на воде».

5. «Дождик». Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.

6. «Веселые пузыри». Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.

7. «Тонет- не тонет». Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы тяжелее или легче воды.

8. «Следы на доске». Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.

9. «Ловим рыбу сачком и удочкой». Начинать эту игру следует с наиболее простого задания - поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом.

Список использованной литературы:
1. Поддъяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников. Вопросы психологии, 1998 - №5.
2. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира. Владимир, ВОИУУ, 2001.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игры – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2001 

 
Воспитатель СРД: Дементьева Ольга Ивановна


Категория: Блоги | Добавил: NIKA3636
Просмотров: 414 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог