Сегодня: 06.12.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Особенности работы педагога-психолога по психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья"

СКАЧАТЬ (30.0 Kb) 06.11.2022, 11:11
Чуева Мария Владимировна
педагог-психолог, МАДОУ №81 "Солнышко" комбинированного вида
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Инклюзия в дошкольном образовании – это стремление придать уверенность в собственных силах детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которые имеют заключения ПМПК и их состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Дети с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна:
• дети с нарушениями опорно - двигательного аппарата;
• дети с нарушениями интеллектуального развития;
• дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;
• дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;
• дети с нарушениями слуха;
• дети с нарушениями зрения;
• дети с тяжелыми нарушениями речи.

Особую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-развивающая работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка. Любая коррекционная работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе. При предоставлении родителями заключения ПМПК, составляется АОП (адоптированная образовательная программа) в которой принимают участия все специалисты: педагог – психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и воспитатель. Специалисты выявляют трудности ребёнка и составляют пути решения их.

Важнейшими направлениями в моей работе с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями. Содержание программы коррекционной работы организуется по следующим принципам: соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и реалистичность. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей.

В своей работе я оказываю помощь в создании комфортных условий для нахождения такого ребёнка в детском саду, организую психологически комфортную образовательную среду в соответствии с возможностями ребенка, провожу работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимаю участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого. Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей. В связи с этим важнейшая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает:
• своевременное выявление детей с ОВЗ;
• выявление образовательных потребностей детей с ОВЗ;
• планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт-терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление, работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организация взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ является важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с ОВЗ и его особыми образовательными потребностями, организация психолого-медико-педагогических консилиумов с участием учителей-дефектологов, учителей-логопедов, музыкальных работников, инструкторов по физическому воспитанию, врачей – специалистов; подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы, психологические гостиные и т.д.

На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОУ, к обучению в школе). Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.

Индивидуальные занятия, которые проводятся, два раза в неделю позволяют решить ряд задач:
• Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в групповых занятиях. Постепенное увеличение самостоятельности ребёнка.
• Приближение к более формальной обучающей среде, а также к дальнейшей интеграции детей в общество.
• Формирование собственной мотивации детей, направленной на участие в различных видах групповой деятельности.
• Постепенное обучение совместной деятельности. Формирование у детей системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.

Основой целью психологического сопровождения данной категории детей в моей работе является преодоление имеющихся у детей трудностей в познавательном, эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками, взрослыми и цель эта направлена на укрепление психического здоровья, подготовку детей к школьному обучению. В основном с дошкольниками с ОВЗ я провожу индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую работу. Решая проблему индивидуализации коррекционно - развивающего процесса с «особыми детьми» я учитываю их психофизическое развитие и индивидуальные возможности, полагаясь на принципы обучения. К ним относятся:
• принцип единства диагностики и коррекции,
• принцип учета возрастно - психологических и индивидуальных особенностей ребенка,
• принцип системности,
• принцип комплексности коррекционного воздействия,
• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно - развивающем процессе.

Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку сюжетно-ролевая игра является той доступной для ребёнка моделью реальной жизни, где он может самостоятельно принимать решения и планировать свои действия.

Работу по психологическому сопровождению с детьми с ОВЗ я организую поэтапно.
1. Наблюдение: наблюдение за детьми в условиях ДОУ в организованной взрослым и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами и родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);
2. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); подбор методик, определение методов и приемов работы.
3. Создание банка данных на детей с ОВЗ.
4. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы: построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий; связь с родителями и педагогами; домашние задания; корректировка задач, методов работы с ребенком.
5. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями: повышение психологических знаний родителей и педагогов через индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях, педсоветах. Путем организации круглых столов, с помощью информации в родительских уголках и на общем стенде.
6. Контроль: итоговая диагностика; представление работ ребенка на мероприятиях детского сада.

Организационно–методическое направление. Данное направление деятельности педагога–психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОУ. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.

Таким образом, для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль в моей работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья отводится психологической диагностике.

Диагностику я осуществляю в двух формах - групповая, индивидуальная диагностика. Организую, обследование три раза в год на начало учебного года, середину и на конец. Использую следующие методы диагностики – беседу с ребенком, адаптированные диагностические методики, направленные на выявление нарушений в интеллектуальном развитии, эмоционально-волевой сфере (Например: «Разрезные картинки», «Серия сюжетных картинок», «Страхи в домиках», «Лесенка» и т.д.). Кроме того, беседа проводится и с взрослыми, которые воспитывают данных детей. Ежегодно мною проводится мониторинг с целью сбора необходимой информации и осведомленности родителей о психологических особенностях детей с ОВЗ. Мониторинг организую в форме анкетирования или тестирования (Например «Анкета для родителей», «Особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ» и т.д.). По результатам диагностического обследования детей, я планирую коррекционно-развивающая (индивидуальную) работу с ними. Реализация индивидуальной работы с детьми зависит от проектирования индивидуального образовательного маршрута. Коррекционное – развивающую работу стараюсь проводить в зависимости от темы проекта в группе.

В моей работе и в работе педагогов выделяются основные направления индивидуального образовательного маршрута: организация движения (развитие общей и мелкой моторики); развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных); формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования); развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); формирование представлений о пространстве, времени и количестве и др. Индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от диагноза детей предполагает использование в коррекционной работе психогимнастику, релаксацию, дыхательнау гимнастику, цветомедитацию, игры направленные на концентрацию внимания (метание в цель по типу дартс и т.д.); игры на развитие внимания: «Найди отличие», «Запрещенное движение», «Колокольчик», «Послушаем звуки»; игры на развитие контроля двигательной активноси: «Разговор с руками», «Море волнуется раз…», «Минута тишины, минута «можно», «Слушай хлопки», «Ловим комаров», «Черепаха»; игры на развитие контроля импульсивности: «Съедобное-несъедобное», «Замри», «Рыбак рыбку лови»; пальчиковые игры, игры за столом «Многоножки», «Двуножки», игры на развитие мелкой моторики «Шнуровки», «Игры с прищепками», «Пуговицы» и т.д. Так же, в коррекционной работа с детьми я практикую применение ИКТ. Согласованные результаты по построению индивидуального маршрута фиксируются в индивидуальной карте прогноза физического развития ребёнка. В индивидуальной карте прогноза физического развития ребенка обязательно указывается фамилия и имя ребенка, его возраст.

В целом организованная мною работа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно оценить с положительной стороны. За прошедший период коррекционно-развивающей работы в 2021 – 2022 учебном году с данной категорией детей (ККР) произошли значительные изменения в динамике развития детей. Сформировалась позитивная самооценка у детей, отмечен благоприятный эмоциональный настрой, расширился круг общения детей со сверстниками, дошкольники ощутили свою значимость, поддержку и любовь от окружающих. Зафиксированы положительные изменения в интеллектуальном развитии.

Итак, доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.


Категория: Блоги | Добавил: efufor46
Просмотров: 54 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Символ года - Кролик!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
IV Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VII Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 06.12.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог