Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой"

СКАЧАТЬ (21.7 Kb) 06.05.2021, 11:29
Кушнир Н.В., Иванова–Павлова Р.М.
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида" г. Саратов
Иванова–Павлова Римма Маратовна
Кушнир Наталья Владимировна
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №223» г. Саратов
Воспитатель
Статья
«Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой»

 
Воспитание любви к прекрасному осуществляется в процессе ознакомления с различными видами искусства. Важная роль при этом отводится произведениям народного творчества. Работы талантливых народных умельцев (дымковская глиняная игрушка, изделия из бересты, соломки, кружева) были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. В наши дни традиции народного творчества получили поддержку и дальнейшее развитие. Особенно большого расцвета достигло самобытное искусство мастеров дымковской глиняной игрушки. За сотни лет существования дымковского промысла сложились определенные народные сюжеты и образы, выразительные средства, присущие мягкой, пластической глине, закрепились несложные орнаменты росписи, устоялся и остался характерным только для этих игрушек яркий, звонкий колорит. Наряду с этим дымковская игрушка вбирает в себя и черты нашей современности, стремясь органически слить прошлое с настоящим.

Педагогические исследования прошлых лет показывают, что при ознакомлении детей с произведениями народного творчества у них складываются первые яркие образные представления о Родине, её культуре.

Свою работу мы начали с отбора игрушек для каждой возрастной группы.
В младшей группе яркие, красочные зайчики, медведи, собачки, петушки сразу привлекли внимание детей. Они находили и узнавали в этих игрушках образы знакомых зверей и птиц.
Дымковская игрушка была частым гостем у детей на занятиях по развитию речи, музыкальных, по рисованию, аппликации, на которых она использовалась в качестве игрового и сюрпризного моментов. Игрушка появлялась на НОД по-разному, иногда из «волшебного сундучка». Затем забавные зверюшки катались на карусели, уточки-крылатки пронзительно свистели – перекликались друг с другом. Мы стремились к тому, чтобы игрушка «пела», «говорила», «танцевала» с детьми. Показ всегда сопровождали художественным словом. Например, рассматривая композицию из дымковских игрушек, говорили: «На них посмотреть и то интересно. А знаете, куклы танцуют чудесно: под наши веселые русские пляски они оживают, как будто бы в сказке!»

Дети играли с глиняными красивыми зверюшками, строили для них домики, клетки, поили, катали на машинах, возили в гости. Они называли их: «красный петушок», «смешной козел», конюшок в горошках», «озорной мишутка с грибком».

Постепенно внимание детей сосредоточивали на орнаменте, узоре, которым раскрашена игрушка, учили находить характерные элементы росписи – кольцо, горошки, полоски, обводить их пальцем, называть цвет. Выкладывали дымковский узор из знакомых элементов на доске – круглую, прямоугольную форму, полоски. Вместе с воспитателем дети «наряжали» плоскостную дымковскую барыню на подставке, сделанную из картона: меняли ей юбочки, кофточки, кринолины, фартучки, кокошники.

Мы постепенно подводили детей к изображению элементов дымковской росписи: полоски, клетки, кольца. Сначала дети составляли орнамент из готовых форм в аппликации, затем рисовали знакомые элементы краской. Чтобы не было однообразия и механического повторения, каждый раз ставили новую задачу, например, на одном занятии дети выполняли рисунок для ткани, на другом, сделав узор, они определяли с помощью трафарета, какой дымковской игрушке он больше всего подходит: конюшку, барыне или утице-крылатке.

Таким образом, в младшей группе дети впервые знакомились с дымковской игрушкой, учились находить ее, выделять среди других игрушек, передавать элементы несложного орнамента в аппликации и рисовании.

В средней группе мы старались углублять интерес детей к этим игрушкам. Предлагали не только полюбоваться дымковскими изделиями, но и рассказать о них: как называются, из чего сделаны, как с ними можно играть.

На занятиях по аппликации дети продолжали учиться составлять узоры, но уже более сложные и многокрасочные. Причем выкладывали их не только на полоске, прямоугольнике, круге, но и на бумажных силуэтных фигурках дымковских игрушек, стараясь сочетать элементы по форме и цвету. Интересно проходили занятия-загадки, на которых дети по формам-заготовкам должны были угадать и выполнить элемент узора для силуэтной дымковской игрушки.

В непосредственно-образовательной деятельности по рисованию ставили перед детьми более сложные задачи, например расписать фартучек барыни, силуэты зверюшек, птиц. Сложная форма требовала более совершенных навыков и умений. Надо было не только составить узор из знакомых элементов, но и суметь расположить его на силуэте, т.е. вписать в данную форму. Учили рисовать детей сложные элементы: кружок, внутри которого находится горошек, полоски, разные по ширине. Обращали внимание на цветовое сочетание элементов узора. На первом НОД дети обычно выполняли работу по образцу, на последующих мы предлагали им этот же узор дополнить по своему усмотрению другими элементами росписи, изменить цвет.

Навыки, приобретенные детьми, закреплялись в самостоятельной изобразительной деятельности.

Стараясь расширить круг представлений дошкольников о народной игрушке, знакомили их с традиционными классическими её формами – барыня, индюк; предлагали композиции из 2-3 фигурок, которые отражали бытовые и сказочные темы, например «Курочка Ряба», «Колобок», «Машенька и медведь».

В средней группе дети начинают лепить дымковскую игрушку. Для того чтобы сказочный и красочный мир игрушек становился ближе и понятнее дошкольникам, используем художественное слово: потешки, загадки, частушки. Слушаем потешки, частушки записанные под народную мелодию. Все это способствует более глубокому восприятию детьми цвета, формы дымковской игрушки.

В старшей и подготовительной к школе группах продолжаем знакомить детей с изделиями народных мастеров. Учим их тем способам лепки, которыми пользуются народные умельцы, развиваем стремление самим создавать дымковскую игрушку. В беседах, на экскурсиях дети узнают о «дымках» за рекой Вяткой, которые дали название слободе, где лепили игрушки, о старых мастерах. Непосредственно – образовательная деятельность в этих группах более разнообразные по тематике. После того как дети овладели навыками лепки птичек, мы показали им приемы лепки четвероногих животных – оленей, козлов, конюшков, баранчиков, поросят и т.д., а затем стали учить лепить павлинов, индюков, фигурки людей – барынь, балалаечников, скоморохов, водоносов, кормилиц. Человеческие фигурки и индюшки – самые сложные по технике лепки. Здесь очень много различных деталей, которые придают живость дымковской игрушке: пышные рукава жакетов и кофт барынь, сложные головные уборы вятских модниц, многочисленные и разнообразные оборки на их юбках; украшение на хвостах, крыльях и гребнях индюков. Чтобы научить детей передавать эти детали, мы провели несколько специальных НОД, целью которых было овладение навыками налепов: шарик, лепешечка, гармошка, плетенка единым жгутиком, плетенка с множеством завитков, розетка.

Рассматривая образцы игрушек, дети заметили, что одни куклы высокие, статные, другие – ниже ростом, шире в плечах; по-разному уложены локоны у барынь, неодинаково повернуты рога у козлов. Все это побуждало детей к изобразительному творчеству: они лепили индюков с разными хвостами; барынь – маленьких и больших; оленей, козлов, баранов, у которых по-особому были повернуты рога. Лучшие работы детей служили подарками, демонстрировались на выставках, использовались как образцы.

Работа по совершенствованию приобретенных навыков продолжалась и на НОД по рисованию. Дети расписывали силуэты дымковских игрушек. Помимо кружочка, горошин, прямых линий они вносили более сложные элементы: волнистые линии, сеточки.

Мы обращали внимание детей на красоту орнамента, учили их варьировать элементы «дымки», например, кружок – широкий и узкий, точки – большие и маленькие; точки ставились в кружок по-разному: то выше, то ниже, то посередине. В качестве образца при рисовании давали несколько игрушек на выбор. Одобряли тех детей, которые раскрашивали фигурки по собственному замыслу.

В ходе работы над орнаментом кроме игрушек использовали фотографии, иллюстрации, презентации, слайды. После того как дети усвоили элементы орнамента, перешли к рисованию «дымки» белой гуашью на цветном фоне.

При анализе детских работ обращали внимание на яркость и сочетание цветов, на их чистоту. Учили определять цветовую гамму с точки зрения красоты, объяснять, чем нравится тот или иной цвет, какое чувство он вызывает.

В этих группах использовали и такой сложный вид рисования, как роспись объемных дымковских игрушек, сделанных из бумаги самими детьми на занятиях по конструированию. Этих конюшков, павлинов, барынь обычно дарили мамам и папам к различным праздникам. Детям предлагалось выбрать и украсить игрушку с учетом вкуса того, кому она предназначалась. Такое художественное творчество приносило радость ребенку, раскрывало его способности, умение думать, искать и находить оптимальное решение.

Юмор, присущий глиняной игрушке, вызывал и у старших дошкольников желание поиграть с ней: на столе оживала сказка о царе Салтане, о трех медведях, открывался веселый цирк, где выступали скоморохи, забавные уточки в пелеринах, всадники, лихо скачущие на петухах, поросятах, козлы в штанишках. Если для игр не хватает какого-либо персонажа, дети сами лепили его. Дошкольники не только повторяли знакомые сказки, но и сами придумывали новые сюжеты. Так, например, родилась сказка о дружбе, по которой дети создали рисованный фильм для «телевизионной» передачи «Для вас, малыши».

Таким образом, знакомство с дымковской игрушкой позволили углубить работу по эстетическому воспитанию дошкольников, более полно реализовать задачи подготовки детей к школе.


Категория: Блоги | Добавил: TALIA81
Просмотров: 448 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог