Слайд 2
Многие учителя, проработавшие в школе хотя бы несколько лет, задают себе вопрос: «Почему в наше время в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?» Приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Вопросы мотивации учащихся к обучению волновали и волнуют многих педагогов и родителей на протяжении многих лет.
Слайд 3
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?
Слайд 4
Как мотивировать познавательную деятельность школьников?
Слайд 5
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Над этой проблемой настойчиво работают учителя, ученые, методисты, психологи.
Слайд 6
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола двигать, приводить в движение, толкать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Слайд 7
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Слайд 8
Вспомните произведение Марка Твена «Приключение Тома Сойера», тот момент, когда Том Сойер, превратил принудительную покраску забора в увлекательное занятие, для участия в котором его друзья отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель, техника исполнения остались прежними, но как изменились мотивы, а следом за мотивацией эффективность и качество всей работы.
Слайд 9
Следовательно, чтобы добиться успехов в обучении школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Учителю при построении своей профессиональной деятельности следует помнить, что развитие отдельных сторон мотивационной сферы и различные интересы детей зависят от возраста обучающихся.
Слайд 10
В младшем школьном возрасте преобладает познавательный мотив, ученик хочет понять, что такое учиться (активно проявляет интерес к первым написанным буквам, к получаемым отметкам и т.д.) и освоить новую социальную позицию в качестве школьника (сидение за партой, ношение портфеля, посещение занятий и др.).
Слайд 11
В среднем школьном возрасте преобладают социальные мотивы, активно выражено стремление занять определенное место в коллективе одноклассников, получить и освоить навыки взаимодействия и общения с другими людьми в учебном процессе.
Слайд 12
Старшему школьному возрасту наиболее интересы познавательные мотивы самообразования, активно формируются мотивы, способствующие выбору будущей профессии, укрепляются социальные мотивы (включение в группу сверстников).
Слайд 13
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить кропотливую и целенаправленную работу.
Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения.
Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу на уроке, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Слайд 14
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем и одноклассниками.
Основное направление деятельности учителя – создать атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения, обеспечить доброжелательные отношения в команде, продемонстрировать педагогический оптимизм по отношению к школьникам, а именно то, что учитель ожидает высоких результатов от каждого ребенка, возлагает надежды на детей и верит в их способности.
Слайд 15
В учебной деятельности с учащимися по формированию устойчивых положительных мотивов важнейшее значение имеет – личность учителя. Учитель, ориентированный на личные достижения, верящий в себя, является примером у учащихся и доказательством состоятельности методов его работы.
Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным определен демократический стиль общения.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
Слайд 16
Для поддержания интереса необходимо в урок привнести элемент неожиданности, возможность переключения с одного вида деятельности на другой.
Хорошо начинать урок с создания проблемной ситуации. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо описан в методической литературе. Суть его заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.
Создание проблемной ситуации применимо к любому предметному содержанию, на любой ступени обучения и даже на любом этапе урока.
Слайд 17
Важно не допускать усложненности учебного материала, а также его упрощенности. Предлагаемая на уроке информация должна быть адаптирована под психофизиологические особенности и возрастные способности учащихся. Несоблюдение данной рекомендации часто приводит к перегрузке учащихся и снижению общего интереса к школьной деятельности. Помните, что поставленные учебные задачи не должны быть легкими, они должны вызывать определенные трудности. Это поможет осознать ощущение вложенного труда и способность к преодолению препятствий. Однако чрезмерно трудные задачи будут вызывать отрицательные переживания неуспеха.
Необходимо делать акцент учащихся на положительные результаты в работе. Даже незначительное улучшение в качестве выполняемых задач следует поощрять, тем самым, вы даете стимул к дальнейшему стремлению и усердию в учебной деятельности. Однако не стоит захваливать школьников, так как этим вы обесцените ценность похвалы.
Слайд 18
Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих проектов, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Слайд 19
Повышению учебно-познавательной мотивации школьников также будут способствовать дифференцированные задания.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Слайд 20
Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся. Это и задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, поиск и ознакомление с интересными фактами, разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов, использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм проведения урока, юмористических минуток.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого можно использовать творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек.
Слайд 21
Нельзя не коснуться значения оценки для формирования положительной мотивации учебной деятельности. Включайте школьников в процесс оценивания, что будет формировать самоконтроль и поможет повысить интерес к выполняемой деятельности. Важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин недостатков. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Для оценки моих учеников я использую такие фразы: «Самым догадливым на этом уроке был…», «Самым активным был…», «Самым уверенным…», «Лучшим помощником учителя …» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.
Оценивайте не только итог работы, а также пути и способы ее решения. Это будет способствовать удовлетворению ученика учебной работой, повышению самооценки, уверенности в своих возможностях.
Слайд 22
Старайтесь активно использовать воспитательную роль классного коллектива, но не стоит перебарщивать с элементом соперничества, так как столкновение с неудачами снижает познавательную активность. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав класса. Очень важно внимательно отнестись к уже имеющимся взаимоотношениям в коллективе. При наличии конфликтов среди учеников, необходимо их своевременное разрешение, так как это может повлиять на общее психоэмоциональное состояние как одного учащегося, так и всего класса и привести к снижению учебной активности.
Слайд 23
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я пойму» – эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке. Поэтому, необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей: материал каждого урока должен быть интересен и доступен детям.
Слайд 24
А своевременное чередование и применение на разных этапах урока учителем разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепит желание детей овладевать знаниями.
Слайд 26
Спасибо за внимание!
|