Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Педагогические методы и приёмы стимулирования мотивации учения"

СКАЧАТЬ (66.0 Kb) 31.07.2024, 11:02
Тимофеева Жанна Александровна
учитель, МБОУ "Гимназия №4"
Слайд 2
Многие учителя, проработавшие в школе хотя бы несколько лет, задают себе вопрос: «Почему в наше время в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?» Приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Вопросы  мотивации учащихся к обучению волновали и волнуют многих педагогов и родителей на протяжении многих лет.

Слайд 3
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?

Слайд 4
Как мотивировать познавательную деятельность школьников?

Слайд 5
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Над этой проблемой настойчиво работают учителя, ученые, методисты, психологи.

Слайд 6
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола двигать, приводить в движение, толкать.  Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Слайд 7
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Слайд 8
Вспомните произведение Марка Твена «Приключение Тома Сойера», тот момент, когда Том Сойер, превратил принудительную покраску забора в увлекательное занятие, для участия в котором его друзья отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель, техника исполнения остались прежними, но как изменились мотивы, а следом за мотивацией эффективность и качество всей работы.

Слайд 9
Следовательно, чтобы добиться успехов в обучении школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Учителю при построении своей профессиональной деятельности следует помнить, что развитие отдельных сторон мотивационной сферы и различные интересы детей зависят от возраста  обучающихся.

Слайд 10
В младшем школьном возрасте преобладает познавательный мотив, ученик хочет понять, что такое учиться (активно проявляет интерес к первым написанным буквам, к получаемым отметкам и т.д.) и освоить новую социальную позицию в качестве школьника (сидение за партой, ношение портфеля, посещение занятий и др.).

Слайд 11
В среднем школьном возрасте преобладают социальные мотивы, активно выражено стремление занять определенное место в коллективе одноклассников, получить и освоить навыки взаимодействия и общения с другими людьми в учебном процессе.

Слайд 12
Старшему школьному возрасту наиболее интересы познавательные мотивы самообразования, активно формируются мотивы, способствующие выбору будущей профессии, укрепляются социальные мотивы (включение в группу сверстников).

Слайд 13
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить кропотливую и целенаправленную работу.
Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения.
Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу на уроке, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Слайд 14
Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем и одноклассниками.
Основное направление деятельности учителя – создать атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения, обеспечить доброжелательные отношения в команде, продемонстрировать педагогический оптимизм по отношению к школьникам, а именно то, что учитель ожидает высоких результатов от каждого ребенка, возлагает надежды на детей и верит в их способности.

Слайд 15
В учебной деятельности с учащимися по формированию устойчивых положительных мотивов важнейшее значение имеет – личность учителя. Учитель, ориентированный на личные достижения, верящий в себя, является примером у учащихся и доказательством состоятельности методов его работы.
Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным определен демократический стиль общения.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

Слайд 16
Для поддержания интереса необходимо в урок привнести элемент неожиданности, возможность переключения с одного вида деятельности на другой.
Хорошо начинать урок с создания проблемной ситуации. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо описан в методической литературе. Суть его заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образ­но и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличают­ся высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и дос­тупно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они гото­вы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.
Создание проблемной ситуации применимо к любому предметному содержанию, на любой ступени обучения и даже на любом этапе урока.

Слайд 17
Важно не допускать усложненности учебного материала, а также его упрощенности. Предлагаемая на уроке информация должна быть адаптирована под психофизиологические особенности и возрастные способности учащихся. Несоблюдение данной рекомендации часто приводит к перегрузке учащихся и снижению общего интереса к школьной деятельности. Помните, что поставленные учебные задачи не должны быть легкими, они должны вызывать определенные трудности. Это поможет осознать ощущение вложенного труда и способность к преодолению препятствий. Однако чрезмерно трудные задачи будут вызывать отрицательные переживания неуспеха.
Необходимо делать акцент учащихся на положительные результаты в работе. Даже незначительное улучшение в качестве выполняемых задач следует поощрять, тем самым, вы даете стимул к дальнейшему стремлению и усердию в учебной деятельности. Однако не стоит захваливать школьников, так как этим вы обесцените ценность похвалы.

Слайд 18
Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих проектов, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Слайд 19
Повышению учебно-познавательной мотивации школьников также будут способствовать дифференцированные задания.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Слайд 20
Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся. Это и задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, поиск и ознакомление с интересными фактами, разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов, использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм проведения урока, юмористических минуток.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого можно использовать творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек.

Слайд 21
Нельзя не коснуться значения оценки для формирования положительной мотивации учебной деятельности. Включайте школьников в процесс оценивания, что будет формировать самоконтроль и поможет повысить интерес к выполняемой деятельности. Важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин недостатков. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Для оценки моих учеников я использую  такие фразы: «Самым догадливым на этом уроке был…»,  «Самым активным был…», «Самым уверенным…», «Лучшим помощником учителя …» и т. д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.
Оценивайте не только итог работы, а также пути и способы ее решения. Это будет способствовать удовлетворению ученика учебной работой, повышению самооценки, уверенности в своих возможностях.

Слайд 22
Старайтесь активно использовать воспитательную роль классного коллектива, но не стоит перебарщивать с элементом соперничества, так как столкновение с неудачами снижает познавательную активность. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав класса. Очень важно внимательно отнестись к уже имеющимся взаимоотношениям в коллективе. При наличии конфликтов среди учеников, необходимо их своевременное разрешение, так как это может повлиять на общее психоэмоциональное состояние как одного учащегося, так и всего класса и привести к снижению учебной активности.

Слайд  23
«Скажи мне – и  я забуду, покажи  мне  – и я запомню, дай сделать самому – и я пойму» – эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке. Поэтому, необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей: материал каждого урока должен  быть интересен и доступен детям.

Слайд  24
А своевременное чередование и применение на разных этапах урока учителем разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепит желание детей овладевать знаниями. 

Слайд  26
Спасибо за внимание!


Категория: Блоги | Добавил: TimJany
Просмотров: 77 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог