Сегодня: 01.10.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья по теме: "Гражданско-патриотическое воспитание как условие формирования личности на уроках музыки"

СКАЧАТЬ (33.0 Kb) 28.03.2023, 22:28
Филатова Юлия Вячеславовна
учитель музыки, МОУ СШ № 1 Тракторозаводского района г. Волгограда
Воспитание и развитие юного поколения всегда считалось актуальной проблемой общества. Оно устанавливает перед педагогами задачу воспитания гармонично развитой личности, что может достигаться на уроках музыки. Музыкальное искусство, становится важнейшим звеном в процессе воспитания личности. При этом формирование личности невозможно без развитого гражданско-патриотического воспитания. Музыка формирует эмоциональную сфер у человека, но самое главное совершенствует его личность. Главным условием формирования личности на уроках музыки, является гражданско-патриотическое воспитание через эмоционально – чувственное воспитание школьников. Воздействие музыкальных произведений на чувства и переживания школьника, которые возникают во время конкретной деятельности на уроке музыке, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как:
 нравственность;
 честность;
 справедливость;
 принципиальность;
 совесть;
 ответственность;
 уважение к старшим;
 сочувствие;
 доброта.

Данные качества помогают расскрыть способность личности любви к матери, к родине,к Матери-Родине, к труду, к родному Отечеству, к родному краю; помогают приобщить к важнейшим ценностям, сохранить народные и духовные традиции.

Всё выше сказанное, обеспечит дальнейшее развитие внутреннего мира человека, создаст способность к сопереживанию и внимательному отношению к окружающим вокруг себя людям. И благотворно повлияет на формирование личности в будущем.

Н а разных исторических этапах становления личности, а также в настоящее время разработка теоретических и практических аспектов проблемы формирования личности опирается на различные подходы.

Понятие «личность» н а самых р ан н их этапах развития рассматривалась, прежде всего, как социокультурный феномен .

Понятие «личность» в философии, трактуется во-первых, как наиболее глубокая сущность человеческого р ода, а во-вторых, предстаёт пред нами как, наиболее существенная индивидуальная особенность конкретного человека.

Понятие «личность» в этике, определяется как высшая ценность, а также рассматривается, как субъект нравственной деятельности, который обладает чувством долга, достоинством и ответственностью, совестью и убеждениями.

Социология изучает общественно значимые аспекты деятельности личности, её социальные функции, как элемента системы общественных отношений.

Личность как предмет проектирования и направленного формирования рассматривалась в отечественной педагогике советского периода, но последствия такого одностороннего технократического подхода, до конца не преодолены в отечественной школе. Ориентация к пониманию самого учебного процесса, как взаимодействие личностей педагога и учащегося, как процесс сотрудничества, получают глобальное распространение.

Понятие «личность» в психологии трактуется, как относительно устойчивая система поведения индивида, которая строится прежде всего, на основе включенности в социальный контекст.

Структура личости, как социального феномена, характеризуется, через важные свойства личности, которые являются главными в сознании определенной культуры. К таким свойствам можно отнести:
• общительность;
• доброжелательность;
• согласие;
• совестливость;
• эмоциональную стабильность;
• сознательность;
• интеллект.

Данные свойства позволяют говорить об общепсихологических законмерностях регуляции поведения людей различных культур и наций.

Структурными единицами личности, которые позволяют проследить и проанализировать всю деятельность человека, истолковать изменчивость его внутренних психологических побуждений, являются ценности, установки и нормы. Ценности и нормы объединяют в себе единую нормативную систему, регулирующую поведение человека в обществе. Ценностно-нормативная система является главенствующим ориентиром при выборе способа действий, она проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели и владеет способом достижения этих целей. Ценности и нормы являются частью культуры, частью сознания, как отдельного человека, так и всего общества.

Понятие "патриотизм" на самых ранних этапах развития гражданско-патриотического воспитания рассматривалось, прежде всего, как социокультурный феномен.
Отечественные исследователи все больше в своих работах по проблеме патриотизма обращаются к социокультурному подходу.

В. А. Ружа следующим образом описывает потребность в новой научной интерпретации патриотизма: «Налицо своеобразный терминологический хаос – сходное понимание разными авторами патриотизма как «любви к Родине» сочетается с разным содержательным наполнением и неадекватной трактовкой «Родины», «любви», характера отношения к Родине, Отечеству, формирования этого отношения. Ситуация усугубляется из-за междисциплинарных различий, когда в ракурсе той или иной науки акцентируются разные аспекты понятия «патриотизм», происходит его «педагогизация» или «психологизация», многогранность патриотического воспитания сводится к военно-патриотическому» .

Среди российских авторов, которые в последние годы небезуспешно обращаются к патриотизму как социокультурному феномену, выделим Н. В. Ипполитову, В. А. Кольцову, Е. А. Кузнецову, М. Б. Кусмарцева, Л. П. Лузика, В. А. Ружу, В. А. Соснина и др.

Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является особое отношение к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, устремления, направленные на защиту родины и своего народа. Патриотизм зачастую рассматривается как нравственный императив, характеризующийся ценностным отношением к Отечеству, побуждающий к патриотически направленной деятельности. Приведенное нами выше определение патриотизма отнюдь не единственное. Слово «патриотизм» (отсюда «патриот» – сын отечества) было введено в оборот П. П. Шифировым в его сочинении «Рассуждения о причинах Свейской войны» (1717). Одним из первых определение патриотизма дал Н. М. Карамзин в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» (1802). «Патриотизм, – писал он, – есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» . Словарь В. Даля определяет патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его…» .

В обществе проявляется огромный интерес к воспитанию патриотизма через сохранение исторической памяти, национальной культуры, идентичности. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовными и нравственными ценностями общества.

В связи с этим, патриотизм как социокультурный феномен включает в себя социально значимые функции:
1. Мировоззренческая функция. Она заключается в определении человека своего места в мире.
2. Ценностная функция проявляется в положениях патриотического содержания, которые являются критериями, обеспечивающие качества и направленность поступков человека.
3. Регулятивная функция тесно связана с ценностной. Она выражена в добровольном выполнении личностью, патриотических норм и указаний. Данная функция определяет границы допускаемого поведения.
4. Интегративная функция состоит в объединении людей для решения наиболее важных задач общественной жизни.
5. Праксиологическая функция состоит в знании, умении и стремлении решать задачи социального свойства на основе патриотических ценностей. Ориентированность на практическую деятельность отражает общие настроения людей, готовность к исполнению гражданского долга.

Обобщая всё выше изложенное, необходимо отметить что, под патриотизмом мы будем понимать неотъемлемый элемент системы ценностей человека, который отражает его отношение к Отечеству, обществу, истории государства, способность соотносить и учитывать коллективные и личные интересы. Ключевым аспектом сущности патриотизма является его направленность на определенную деятельность, тип поведения. С одной стороны, патриотизм – это идеалистическое представление, чувство любви к Родине, нечто иррациональное. Обосновывая эту позицию, отечественный философ И. А. Ильин писал: «По-видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою. Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но, именно поэтому, духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания» . С другой стороны, патриотизм имеет вполне конкретное сочетание когнитивного, эмоционального и практико-ориентированного начал: через ценностное восприятие, формирование установок – к соответствующим поступкам.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки имеет огромное значение, так как молодое поколение должно владеть не только соответствующим объёмом знаний, но и стать зрелыми в первую очередь, духовно и интеллектуально.

Анализируя личность и предпосылки её формирования, необходимо иметь в виду, что её развитие формируется не только психологическими особенностями возраста, но и характерными условиями в процессе музыкального воспитания.

Уроки музыки суггестивно влияют на подсознание (на эмоциональном уровне). На уровне сознания (понимания), а также на уровне эмоций и чувств, происходит воспитательный аспект, средствами музыкальной выразительности. Выбор правильного, музыкального репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), который соответствует конкретному возрастному периоду, воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, воспитывает веру в свои силы, чувство гордости за историю своей страны, будущее своего народа.

Уже с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

Защита Родины всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему так важно сформировать у обучающегося величественный образ защитника Родины. Ведь ему посвящают свои творения и художники, и скульпторы, и поэты, и композиторы.

В течение всего изучения курса «музыки», обучающиеся встречаются с героическими образами, знакомятся с произведениями, раскрывающими темы воинского подвига, патриотизма, верности долгу, преданности, высоким гуманистическим идеалам. Раскрывая характерные черты, особенности, воздействуя ими на детей, эти произведения дети понимают и усваивают гораздо быстрей.

В народных сценах, передаётся история Руси, которая представлена в ее могуществе, с гордыми и бескрайними степями, победными походами дружины, с колокольным звоном и пророческим волхованием, с песнями баяна и эпической речью воинов, и поражения (опера А. Бородина «Князь Игорь»), которое становится главным жизненным уроком для Игоря Святославовича, князя Северского. Храбрость становится высшей добродетелью, олицетворяет патриотическое воодушевление, нежную и тревожную любовь к родной Отчизне.

В Древних былинах была отражена эпоха Киевской Руси, её история и жизненный уклад, даже герои былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) не всегда имели определенную историческую дату. Битвы с кочевниками происходили на протяжении многих веков, но богатыри были наделены лучшими чертами русского национального характера.

С образами богатырей связано воплощение высокой патриотической идеи и героики, чувства долга перед Родиной, а также олицетворение нравственной стойкости и чистоты. Увековечивание образа богатырей, неотделимо от элементов чудесного, фантастического. Таков могучий князь Руслан в жесточайшем поединке с «головой», в битве «не на жизнь, а на смерть» с волшебником Черномором.

Героические подвиги русского народа отражены в операх «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Александр Невский» С. С. Прокофьева.

Определяя возможности музыкального воспитания в аспекте формирования личности, необходимо понимать, что гражданско-патриотическое воспитание является важнейшим компонентом не только учебно-воспитательной деятельности, и представляет собой процесс воспитания гражданина, но и результат этого процесса - духовно-нравственную личность.

Обобщая всё выше сказанное, можно отметить, что гражданско-патриотическое воспитание, как условие формирования личности на уроках музыки актуально и несет в себе важные предпосылки формирования развитой духовно-нравственной личности.


Категория: Блоги | Добавил: FILATOVAIULIIA
Просмотров: 82 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVIII Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
XV Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
XI Всероссийский творческий конкурс "Мастерица Осень"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
III Всероссийский творческий конкурс "Праздник урожая"
XV Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VII Всероссийский творческий конкурс  "Животные забавные - они такие славные!"
XI Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
III Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.10.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог