Воспитание и развитие юного поколения всегда считалось актуальной проблемой общества. Оно устанавливает перед педагогами задачу воспитания гармонично развитой личности, что может достигаться на уроках музыки. Музыкальное искусство, становится важнейшим звеном в процессе воспитания личности. При этом формирование личности невозможно без развитого гражданско-патриотического воспитания. Музыка формирует эмоциональную сфер у человека, но самое главное совершенствует его личность. Главным условием формирования личности на уроках музыки, является гражданско-патриотическое воспитание через эмоционально – чувственное воспитание школьников. Воздействие музыкальных произведений на чувства и переживания школьника, которые возникают во время конкретной деятельности на уроке музыке, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как:
нравственность;
честность;
справедливость;
принципиальность;
совесть;
ответственность;
уважение к старшим;
сочувствие;
доброта.
Данные качества помогают расскрыть способность личности любви к матери, к родине,к Матери-Родине, к труду, к родному Отечеству, к родному краю; помогают приобщить к важнейшим ценностям, сохранить народные и духовные традиции.
Всё выше сказанное, обеспечит дальнейшее развитие внутреннего мира человека, создаст способность к сопереживанию и внимательному отношению к окружающим вокруг себя людям. И благотворно повлияет на формирование личности в будущем.
Н а разных исторических этапах становления личности, а также в настоящее время разработка теоретических и практических аспектов проблемы формирования личности опирается на различные подходы.
Понятие «личность» н а самых р ан н их этапах развития рассматривалась, прежде всего, как социокультурный феномен .
Понятие «личность» в философии, трактуется во-первых, как наиболее глубокая сущность человеческого р ода, а во-вторых, предстаёт пред нами как, наиболее существенная индивидуальная особенность конкретного человека.
Понятие «личность» в этике, определяется как высшая ценность, а также рассматривается, как субъект нравственной деятельности, который обладает чувством долга, достоинством и ответственностью, совестью и убеждениями.
Социология изучает общественно значимые аспекты деятельности личности, её социальные функции, как элемента системы общественных отношений.
Личность как предмет проектирования и направленного формирования рассматривалась в отечественной педагогике советского периода, но последствия такого одностороннего технократического подхода, до конца не преодолены в отечественной школе. Ориентация к пониманию самого учебного процесса, как взаимодействие личностей педагога и учащегося, как процесс сотрудничества, получают глобальное распространение.
Понятие «личность» в психологии трактуется, как относительно устойчивая система поведения индивида, которая строится прежде всего, на основе включенности в социальный контекст.
Структура личости, как социального феномена, характеризуется, через важные свойства личности, которые являются главными в сознании определенной культуры. К таким свойствам можно отнести:
• общительность;
• доброжелательность;
• согласие;
• совестливость;
• эмоциональную стабильность;
• сознательность;
• интеллект.
Данные свойства позволяют говорить об общепсихологических законмерностях регуляции поведения людей различных культур и наций.
Структурными единицами личности, которые позволяют проследить и проанализировать всю деятельность человека, истолковать изменчивость его внутренних психологических побуждений, являются ценности, установки и нормы. Ценности и нормы объединяют в себе единую нормативную систему, регулирующую поведение человека в обществе. Ценностно-нормативная система является главенствующим ориентиром при выборе способа действий, она проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели и владеет способом достижения этих целей. Ценности и нормы являются частью культуры, частью сознания, как отдельного человека, так и всего общества.
Понятие "патриотизм" на самых ранних этапах развития гражданско-патриотического воспитания рассматривалось, прежде всего, как социокультурный феномен.
Отечественные исследователи все больше в своих работах по проблеме патриотизма обращаются к социокультурному подходу.
В. А. Ружа следующим образом описывает потребность в новой научной интерпретации патриотизма: «Налицо своеобразный терминологический хаос – сходное понимание разными авторами патриотизма как «любви к Родине» сочетается с разным содержательным наполнением и неадекватной трактовкой «Родины», «любви», характера отношения к Родине, Отечеству, формирования этого отношения. Ситуация усугубляется из-за междисциплинарных различий, когда в ракурсе той или иной науки акцентируются разные аспекты понятия «патриотизм», происходит его «педагогизация» или «психологизация», многогранность патриотического воспитания сводится к военно-патриотическому» .
Среди российских авторов, которые в последние годы небезуспешно обращаются к патриотизму как социокультурному феномену, выделим Н. В. Ипполитову, В. А. Кольцову, Е. А. Кузнецову, М. Б. Кусмарцева, Л. П. Лузика, В. А. Ружу, В. А. Соснина и др.
Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является особое отношение к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, устремления, направленные на защиту родины и своего народа. Патриотизм зачастую рассматривается как нравственный императив, характеризующийся ценностным отношением к Отечеству, побуждающий к патриотически направленной деятельности. Приведенное нами выше определение патриотизма отнюдь не единственное. Слово «патриотизм» (отсюда «патриот» – сын отечества) было введено в оборот П. П. Шифировым в его сочинении «Рассуждения о причинах Свейской войны» (1717). Одним из первых определение патриотизма дал Н. М. Карамзин в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» (1802). «Патриотизм, – писал он, – есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» . Словарь В. Даля определяет патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его…» .
В обществе проявляется огромный интерес к воспитанию патриотизма через сохранение исторической памяти, национальной культуры, идентичности. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовными и нравственными ценностями общества.
В связи с этим, патриотизм как социокультурный феномен включает в себя социально значимые функции:
1. Мировоззренческая функция. Она заключается в определении человека своего места в мире.
2. Ценностная функция проявляется в положениях патриотического содержания, которые являются критериями, обеспечивающие качества и направленность поступков человека.
3. Регулятивная функция тесно связана с ценностной. Она выражена в добровольном выполнении личностью, патриотических норм и указаний. Данная функция определяет границы допускаемого поведения.
4. Интегративная функция состоит в объединении людей для решения наиболее важных задач общественной жизни.
5. Праксиологическая функция состоит в знании, умении и стремлении решать задачи социального свойства на основе патриотических ценностей. Ориентированность на практическую деятельность отражает общие настроения людей, готовность к исполнению гражданского долга.
Обобщая всё выше изложенное, необходимо отметить что, под патриотизмом мы будем понимать неотъемлемый элемент системы ценностей человека, который отражает его отношение к Отечеству, обществу, истории государства, способность соотносить и учитывать коллективные и личные интересы. Ключевым аспектом сущности патриотизма является его направленность на определенную деятельность, тип поведения. С одной стороны, патриотизм – это идеалистическое представление, чувство любви к Родине, нечто иррациональное. Обосновывая эту позицию, отечественный философ И. А. Ильин писал: «По-видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою. Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но, именно поэтому, духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания» . С другой стороны, патриотизм имеет вполне конкретное сочетание когнитивного, эмоционального и практико-ориентированного начал: через ценностное восприятие, формирование установок – к соответствующим поступкам.
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки имеет огромное значение, так как молодое поколение должно владеть не только соответствующим объёмом знаний, но и стать зрелыми в первую очередь, духовно и интеллектуально.
Анализируя личность и предпосылки её формирования, необходимо иметь в виду, что её развитие формируется не только психологическими особенностями возраста, но и характерными условиями в процессе музыкального воспитания.
Уроки музыки суггестивно влияют на подсознание (на эмоциональном уровне). На уровне сознания (понимания), а также на уровне эмоций и чувств, происходит воспитательный аспект, средствами музыкальной выразительности. Выбор правильного, музыкального репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), который соответствует конкретному возрастному периоду, воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, воспитывает веру в свои силы, чувство гордости за историю своей страны, будущее своего народа.
Уже с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
Защита Родины всегда считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему так важно сформировать у обучающегося величественный образ защитника Родины. Ведь ему посвящают свои творения и художники, и скульпторы, и поэты, и композиторы.
В течение всего изучения курса «музыки», обучающиеся встречаются с героическими образами, знакомятся с произведениями, раскрывающими темы воинского подвига, патриотизма, верности долгу, преданности, высоким гуманистическим идеалам. Раскрывая характерные черты, особенности, воздействуя ими на детей, эти произведения дети понимают и усваивают гораздо быстрей.
В народных сценах, передаётся история Руси, которая представлена в ее могуществе, с гордыми и бескрайними степями, победными походами дружины, с колокольным звоном и пророческим волхованием, с песнями баяна и эпической речью воинов, и поражения (опера А. Бородина «Князь Игорь»), которое становится главным жизненным уроком для Игоря Святославовича, князя Северского. Храбрость становится высшей добродетелью, олицетворяет патриотическое воодушевление, нежную и тревожную любовь к родной Отчизне.
В Древних былинах была отражена эпоха Киевской Руси, её история и жизненный уклад, даже герои былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) не всегда имели определенную историческую дату. Битвы с кочевниками происходили на протяжении многих веков, но богатыри были наделены лучшими чертами русского национального характера.
С образами богатырей связано воплощение высокой патриотической идеи и героики, чувства долга перед Родиной, а также олицетворение нравственной стойкости и чистоты. Увековечивание образа богатырей, неотделимо от элементов чудесного, фантастического. Таков могучий князь Руслан в жесточайшем поединке с «головой», в битве «не на жизнь, а на смерть» с волшебником Черномором.
Героические подвиги русского народа отражены в операх «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Александр Невский» С. С. Прокофьева.
Определяя возможности музыкального воспитания в аспекте формирования личности, необходимо понимать, что гражданско-патриотическое воспитание является важнейшим компонентом не только учебно-воспитательной деятельности, и представляет собой процесс воспитания гражданина, но и результат этого процесса - духовно-нравственную личность.
Обобщая всё выше сказанное, можно отметить, что гражданско-патриотическое воспитание, как условие формирования личности на уроках музыки актуально и несет в себе важные предпосылки формирования развитой духовно-нравственной личности.
|