Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Метод «синквейн» также:
• Способствует речевому развитию: уточнение, активизация словаря, закреплению знаний о частях речи.
• Подготавливает к краткому пересказу.
• Развивает мышление, внимание, память, воображение.
• Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.
• Содержит игровой момент.
• Структура синквейна проста и доступна детям дошкольного возраста.
Таким образом, использования метода «синквейн» позволит повысить эффективность работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).
Графическая схема синквейна представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 Графическая схема синквейна
С детьми я использую другую схему синквейна.
Метод «синквейн» направлен на повышение речевой активности детей в образовательной деятельности.
Он эффективен на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста для уточнения, расширения, активизации словаря, а также на занятиях по познавательному развитию, художественно-эстетическому развитию и физическому развитию для проведения рефлексии.
Дети знакомятся с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета».
Метод «синквейн» помогает формировать умение подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы.
Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине.
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой.
Использование метода «синквейн» осуществляется в рамках реализации календарно-тематического планирования в образовательной деятельности (подгрупповой и групповой), в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.
Для реализации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я поставила цель и определила задачи.
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода «синквейн».
Задачи:
• Создать условия для закрепления понятий: предмет, признак предмета, действие предмета.
• Способствовать формированию умения самостоятельно составлять синквейн с опорой на схему синквейна.
• Побуждать к самостоятельному использованию моделей существительного, прилагательного и глагола в составлении предложений.
• Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода «синквейн».
Освоение детьми метода «синквейн» проходило поэтапно.
Первый этап. Подготовительный.
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому на подготовительном этапе мы выполняли игровые упражнения («Подбери определение», «Кто что делает?», «Узнай предмет по определению» и др.) направленные на активизацию словаря. Мы подбирали «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие» к знакомым игрушкам.
Дети отвечали на вопросы: Кто или что это? Какая? Что делает? Например: Слово-предмет Что это? (Кукла), Слово-определение Какая? (Красивая, нарядная), Слово-действие Что делает? (Сидит, радует); Слово-предмет Что это? (Машина),Слово-определение Какая? (Легковая, белая), Слово-действие Что делает? (Едет, сигналит).
Второй этап. Основной
На основном этапе происходило знакомство и обогащение словаря дошкольников словами – понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», введение символов этих слов.
Я также знакомила детей с понятием «предложение» и «слово-ассоциация». Я создавала условия для формирования умения дошкольников составлять распространенные предложения. Формировала умение детей подбирать слова слова-ассоциации, связанные по смыслу с описываемым предметом. В этом нам помогали игрушки и сюжетные картинки.
Мы составляли свою графическую схему, учитывая то какие графические символы используют в школе при разборе предложения.
Рисунок 2 Схема синквейна
Мы знакомились с алгоритмом составления синквейна. Я подводила детей к пониманию того, что обозначают элементы схемы синквейна, предлагала детям воспроизводили схему по памяти. На этом этапе много внимания уделялось составлению распространенных предложений по предметным, сюжетным картинкам. Я помогала детям подбирать слова-ассоциации, связанные по смыслу с описываемым предметом или картиной, задавая наводящие вопросы, побуждала детей подбирать слова-ассоциации самостоятельно.
Далее происходило формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Я организовывала игровые образовательные ситуации, в которых предлагала детям составить синквейн по определенней теме, побуждала детей самостоятельно подобрать слова, при затруднении задавала наводящие вопросы. Дети составляли синквейн, опираясь на графическую схему.
На рисунке представлен пример образовательной ситуации: составление синквейна на тему «Овощи». Ребенок воспроизводит алгоритм синквейна на доске, выкладывая по очереди графические символы, называя, что обозначает каждый символ. Затем, мы по схеме составляем синквейн, отвечая на вопросы, составляя предложения, подбирая слова-ассоциации.
Рисунок 3 Составление синквейна на тему «Овощи»
Хочу отметить, что такая форма организации деятельности позволяет задействовать одновременно несколько детей: каждый имеет возможность принять участие в составлении схемы, а также предложить свое слово для создания синквейна.
Третий этап. Практический
На этом этапе деятельность была направлена на формирование умения и совершенствование навыка составления синквейна по заданным темам.
Дети уже самостоятельно выкладывали и рисовали опорные схемы синквейна, самостоятельно подбирали «слова-определения», «слова-действия» по теме синквейна, продолжали тренироваться в составлении предложений, высказывая свои мысли, подбирали «слова-ассоциации».
В процессе реализации образовательной деятельности у нас возникла идея создать книжки-малышки по разным темам. Дети рисовали рисунки на заданную тему, а затем составляли синквейны, которые я за ними записывала, и в дальнейшем оформляла книжки-малышки. У нас получились чудесные книжки.
Рисунок 4 Составление синквейна по теме «Осень»
Родители прониклись нашей идеей и экспериментировали в создании книжек-малышек дома.
Синквейн используется мной не только занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста для уточнения, расширения, активизации словаря, но и на занятиях по познавательному развитию, художественно-эстетическому развитию и физическому развитию для проведения рефлексии. Также в режимных моментах: в беседах и на прогулках.
Мы составляли синквейны не только индивидуально или малыми подгруппами, но и все группой, подбирая прилагательные и глаголы, придумывали все вместе предложения. Вместе выбирали самые красивые и интересные слова. Из понравившихся слов составляли общий синквейн.
Например, на прогулке, закрепляя представления детей о живой и неживой природе, мы составляли синквейны.
Рисунок 5 Составление синквейнов на прогулке
В процессе освоения метода «синквейн» у детей сформировались понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.
У детей сформировалось умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на схему.
Дети стали самостоятельно использовать условные обозначения существительного, прилагательного и глагола, составлять предложения, подбирать слова ассоциации.
Повысилась педагогическая компетенция родителей в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода «синквейн».
Метод «синквейн» не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и активизации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу, оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Таким образом, метода «синквейн» является эффективным средством развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Литература.
Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии»- Ростов н/Д., Феникс, 2011г.
Акименко В.М. «Новые педагогические технологии» - Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008г.
Акименко В.М. «Речевые нарушения у детей» - Ростов н/Д., 2008г.
Баннов А. «Учимся думать вместе» - Материалы для тренинга. —
М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
Гин А. «Приемы педагогической техники» – Москва: Вита-Пресс, 2003г.
Душка Н. Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» - журнал
« Логопед», № 5, 2005г.
Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»». Журнал «Первое сентября», №4 (2006)
Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников ». – Т.Ц. Сфера, 2005.
Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010.
|