Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей.
Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи.
Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.
Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий проблема развития речи учащихся приобретает всё большую и большую остроту. Недооценивать значение слова в нашей жизни нельзя. А если вспомнить, что развитие речи теснейшим образом связано с развитием мышления, становится понятно, почему эта проблема является одной из забот современной школы.
Сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвлённую сеть взаимодействия по следующим линиям: учитель – ученик, ученик – ученик, обще групповое взаимодействие учеников.
Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – это сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда.
С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову. Убедить своих учеников в необходимости постоянной работы с толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучить происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Показать, как живёт и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Как можно раньше и всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, познакомить ребят со значениями слов, которые связаны с нашей повседневной жизнью: настроение, чувство, интуиция, фантазия, образ, доброта, авторитет… Постараться связать слово с конкретной речевой ситуацией. И, конечно же, на помощь придёт игра. Разнообразные игры со словом должны быть частью каждого занятия, так как они развивают у детей природное языковое чутьё, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткое задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.
Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку до 4 класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки:
«Словарная работа – это не эпизод в работе педагога, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный учёный – методист А.В. Текучев.
Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроке. Поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.
Методические приёмы развития связной речи младших школьников
Формирующий этап – цель, которого подобрать комплекс упражнений, направленных на развитие связной речи младших школьников.
В первую группу упражнений направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность относятся следующие упражнения:
- Составь текст по рисунку. (устно).
2. Составь из слов два предложения.
Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.
3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.
Весной, в, купаются, воробьи, лужах.
Составь ещё одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.
4.Прочитай. Составь из слов два предложения.
На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.
Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь? Почему?
5. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.
Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:
- Прочитай текст.
Подруги.
Оля часто болела. А её школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.
Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.
- Рассмотри рисунки. Составь текст на тему «Мы любим спорт».
- Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.
Есть, театр, в Москве, удивительный.
На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.
Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.
Актёров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.
4. Прочитай начало сказки.
В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки. Однажды
к мастеру пришёл…
Придумай продолжение сказки.
- Составь текст из трёх – четырёх предложений на тему «Дятел – полезная птица». Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.
- Прочитай и сравни два заголовка: «Наш класс», «Наш класс дружный». Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни. Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три – четыре предложения.
- Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)
Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко. Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.
Прежде чем развивать связную речь, необходимо использовать различные приёмы и методы, направленные на развитие связной речи младших школьников.
Таким образом, речь – это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.
Основными положениями развития речи являются: связь работы по развитию речи с мышлением и взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.
Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста – это овладение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Развитие речи в процессе обучения – это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.
Специфическая структура уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике, направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т. д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе, и подготовить детей к дальнейшему освоению языка в последующие годы обучения в школе.
В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:
- она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;
- в ней точно передано содержание высказываний;
- в неё учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.
Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его – задача каждого человека.
|