Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Повышение уровня речевого развития учащихся на уроках литературного чтения"

СКАЧАТЬ (22.8 Kb) 06.01.2023, 09:48
Морозова Елена Федоровна
учитель начальных классов, КГУ "Гимназия отдела образования Житикаринского района"
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.

В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей.

Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. 

Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.

Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий проблема развития речи учащихся приобретает всё большую и большую остроту. Недооценивать значение слова в нашей жизни нельзя. А если вспомнить, что развитие речи теснейшим образом связано с развитием мышления, становится понятно, почему эта проблема является одной из забот современной школы.

Сотрудничество в учебном процессе представляет собой разветвлённую сеть взаимодействия по следующим линиям: учитель – ученик, ученик – ученик, обще групповое взаимодействие учеников.

Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – это сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда.

С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову. Убедить своих учеников в необходимости постоянной работы с толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучить происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Показать, как живёт и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Как можно раньше и всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, познакомить ребят со значениями слов, которые связаны с нашей повседневной жизнью: настроение, чувство, интуиция, фантазия, образ, доброта, авторитет… Постараться связать слово с конкретной речевой ситуацией. И, конечно же, на помощь придёт игра. Разнообразные игры со словом должны быть частью каждого занятия, так как они развивают у детей природное языковое чутьё, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткое задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.

Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку до 4 класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки:

«Словарная работа – это не эпизод в работе педагога, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный учёный – методист А.В. Текучев.


Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроке. Поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.

Методические приёмы развития связной речи младших школьников
Формирующий этап – цель, которого подобрать комплекс упражнений, направленных на развитие связной речи младших школьников.
В первую группу упражнений направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность относятся следующие упражнения:
  1. Составь текст по рисунку. (устно).

2. Составь из слов два предложения.

Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

Составь ещё одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

4.Прочитай. Составь из слов два предложения.

На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.

Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь? Почему?

5. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.

Во вторую группу упражнений направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:

  1. Прочитай текст.

Подруги.
Оля часто болела. А её школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.

Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.
  1. Рассмотри рисунки. Составь текст на тему «Мы любим спорт».
  2. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.
Есть, театр, в Москве, удивительный.
На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.
Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.
Актёров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.

4. Прочитай начало сказки.
В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки. Однажды
к мастеру пришёл…
Придумай продолжение сказки.
  1. Составь текст из трёх – четырёх предложений на тему «Дятел – полезная птица». Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.
  2.  Прочитай и сравни два заголовка: «Наш класс», «Наш класс дружный». Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни. Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три – четыре предложения.
  3. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)
Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко. Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.
Прежде чем развивать связную речь, необходимо использовать различные приёмы и методы, направленные на развитие связной речи младших школьников.

Таким образом, речь – это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.

Основными положениями развития речи являются: связь работы по развитию речи с мышлением и взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста – это овладение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Развитие речи в процессе обучения – это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.

Специфическая структура уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике, направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т. д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе, и подготовить детей к дальнейшему освоению языка в последующие годы обучения в школе.

В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:
  1. она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;
  2. в ней точно передано содержание высказываний;
  3. в неё учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.
Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его – задача каждого человека. 
 

Категория: Блоги | Добавил: Elena_M
Просмотров: 216 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог