Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья: Приобщение подростков к семейным ценностям средствами курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

СКАЧАТЬ (17.0 Kb) 11.01.2024, 14:09
Бондарева Ольга Леонидовна
учитель истории и обществознания, МКОУ "Ш-И №18" Анжеро-Судженского ородского округа
Бондарева Ольга Леонидовна,
учитель истории и обществознания,
МКОУ «Ш-И №18»,
Анжеро- Судженского городского округа.

Приобщение подростков к семейным ценностям средствами курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»

Все более важными становятся вопросы, касающиеся семейных отношений. Известно, что проблемы семьи как базовой ячейки общества всегда находились в сфере интересов государства и образования. Государственная семейная политика направлена на поддержку, укрепление и защиты семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально - ценностному, духовно-нравственному развитию. Недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы [2].

Одной из приоритетных задач современного образования является формирование у молодого поколения отношения к семье как социально значимой ценности. Это нашло отражение в нормативных образовательных документах: Федеральный закон «Об образовании Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», определяющим стратегию развития современного образования, содержанием духовно - нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных и социальных традициях. Они осмысляются как духовно-нравственные ценности и как «Источники нравственности и человечности» [2].

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Он имеет большую возможность в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют светскость и религиозность [1].

Важно отметить, что целенаправленная деятельность по совершенствованию духовно-нравственного воспитания школьников невозможна без проведения обследования представлений о семейных ценностях. Преимуществом предложенной методологии М.С. Константинова, М.В. Мартынова [3] является возможность определить для подростков блоки ценностей, представление которых находятся на низком и среднем уровне. На основании результатов качественного анализа запланировать дальнейшую работу по теме «Семья – хранитель духовных ценностей». Для этого необходим поиск эффективных путей взаимодействия школы и семьи для решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей. Работу на уроке, важно строить, опираясь на комплекс методологических подходов, закономерностей, педагогических принципов и этапов воздействия на эмоциональную, ценностно-ориентационную и поведенческую сферу личности школьника. Приобщать учеников к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к нравственным заповедям традиционных российских религий, произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору русских народов (притчи, былины, сказки, поговорки и пословицы). Помимо этого в процессе обучения огромное внимание необходимо уделять использованию активных и интерактивных методов работы для воспитания нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Заслуживают быть отмеченными приемы критического мышления: «Толстые и тонкие вопросы», «Облако слов», «Кластер», «Групповое обсуждение», которые успешно позволяют формировать у школьников универсальные учебные действия, а также собственную нравственную позицию на роль семьи в жизни человека. Применение метода дискуссии предоставляет ученикам возможность мыслить, решать проблемные ситуации, имеющие отношение к семейной жизни. Рефлексия один из методов внутреннего контроля на уроке, эффективными являются: «Метод пяти пальцев», «Незаконченное предложение», «Карусель впечатлений». Они помогают ученикам самостоятельно оценить свое состояние, эмоции, осмыслить и понять социальную значимость семьи. Обеспечение качественного ведения курса возможно при наличии визуальных источников и наглядных средств, посредством интерактивной доски или онлайн-доски, видеофрагмента, презентаций, как способа развития познавательных и информационных компетенций школьников. К примеру, при помощи графического редактора предложить создать фотоколлаж «Семейные традиции», «Семейные праздники», «Семейные реликвии», что позволит укрепить родственные связи и улучшить взаимопонимание в семье. Групповая работа является эффективной формой организации урока. Целесообразно распределить участников творческой группы таким образом, чтобы исключить избирательность, например, по номеру в классном журнале с помощью программы генератора случайных чисел. Учебный курс содействует развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Практика получения информации показывает, что в этом процессе решающую роль играет семейное воспитание. Целью семейного проекта должен служить не конечный продукт, а укрепление связи поколений, соучастие в деятельности. Совместно с родителями пятиклассники составляют генеалогическую таблицу семейных древ, создают символику семьи, описывают семейные реликвии, оформляют выставку семейных альбомов. В условиях ограниченного объема отведенных часов на изучение темы, исходя из важности рассматриваемого материала, необходимо провести ученическую конференцию по защите проектной работы «Мои семейные ценности и традиции» с приглашением родителей. Только совместными усилиями школы и семьи, возможно, обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка, создать оптимальные условия для формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, укреплению института семьи в обществе.
Таким образом, с уверенностью можно констатировать тот факт, что курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит вклад в духовную и материальную культуру общества. Предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействие сохранению и упрочению семьи.

Список использованных источников
1. Виноградова Н.Ф. Программа к курсу учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
2. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: Учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: «Просвещение», 2009 - 24 с.
3. Константинова М.С. Диагностические материалы по теме «Семейные ценности». Учебно - методическое пособие / М.С. Константинова, М.В. Мартынова // Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков. - СПб.: Свое изд-во,2014.- С.49-67.
4. Основы социальной концепции Русской православной церкви: [Электронный ресурс] // «Азбука веры».


Категория: Блоги | Добавил: 334d920c07
Просмотров: 61 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог