В рамках профессиональной деятельности педагог-психолог дошкольного учреждения проводит работу, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения.
Специалист взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками раннего и дошкольного возраста из полных, неполных, многодетных семей; педагогами (воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, педагогами дополнительного образования) и родителями.
В процессе работы осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса:
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- психологическую экспертизу комфортности и безопасности образовательной среды;
- психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
- коррекционно-развивающую работу с детьми;
- психологическую диагностику воспитанников;
- психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
- психопрофилактику, направленную на сохранение и укрепление психологического здоровья детей в процессе обучения и воспитания.
К сожалению, в последние годы увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации. И работа педагога-психолога заключается в оказании им психолого-педагогической помощи.
В процессе психологической диагностики специалист изучает индивидуальные эмоционально-личностные особенности воспитанников, определяет причины нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации, выявляет уровень и особенности развития познавательной сферы.
В рамках коррекционно-развивающей работы организует и проводит индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с воспитанниками на протяжении всего дошкольного возраста.
Специалист оказывает помощь детям раннего возраста в прохождении адаптации к условиям дошкольного учреждения: проводит занятия с воспитанниками, осуществляет консультационную работу с родителями и воспитателями по оптимизации этого процесса.
Коррекционно-развивающие занятия помогают воспитанникам младшего и среднего дошкольного возраста успешнее осваивать образовательные программы.
Педагог-психолог дошкольного учреждения уделяет большое внимание подготовке детей к школьному обучению. Использование различных заданий, упражнений и игр обеспечивает их необходимым базовым уровнем знаний, умений и навыков, которые помогут в дальнейшем успешно учиться в школе, помогает развивать восприятие, память, внимание, мышление, воображение, произвольность, формировать правильную речь, развивать мелкую моторику.
Специалист проводит психологическое консультирование родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам и проблемам освоения детьми образовательных программ, личностного развития и межличностного взаимодействия воспитанников, информирует педагогов и родителей (законных представителей) об основных закономерностях и условиях благоприятного психического развития детей, оказывает помощь в организации эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Методическая работа педагога-психолога включает в себя оформление отчетной документации, подбор материалов для проведения консультативной и диагностической работы, разработку программ для реализации коррекционно-развивающей деятельности, подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, предусматривает участие в указанных мероприятиях.
Большое значение в профессиональном развитии специалиста имеет повышение квалификации. Современная образовательная среда предъявляет высокие требования к профессиональным компетенциям педагога-психолога, и необходимо им соответствовать. Нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперед, развиваться в профессиональном плане, идти в ногу со временем. В настоящий момент имеются безграничные возможности для профессионального роста. Это большое количество программ высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования, направленных на обучение педагогов-психологов. В последнее время стали актуальными онлайн-мероприятия: конференции, лекции, семинары, вебинары, участие в которых в дистанционном формате позволяет обогащать профессиональные знания. Возможность обмениваться научной и практической информацией предоставляют профессиональные сообщества. Все это является ресурсом для совершенствования педагога-психолога.
Таким образом, можно отметить, что профессиональная деятельность педагога-психолога очень разнообразна и играет важную роль в целостном психическом развитии ребенка дошкольного возраста, в создании социально-психологических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Использованные источники: Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н
|