Аннотация: В статье раскрывается роль проектной деятельности в обучении и развитии детей младшего школьного возраста. Охарактеризовано функциональное значение проектной деятельности применительно к младшим школьникам. Определены возможные варианты развития младших школьников в процессе использования учителем метода проектов.
Ключевые слова: инновации, компетентностный подход, метод проектов, мотивация, проект, проектная деятельность, творческое развитие.
Zemzyulina L.V.
The role of project activities in the education and development of primary school children
Abstract: The article reveals the role of project activities in the education and development of primary school children. The functional significance of project activity in relation to younger schoolchildren is characterized. The possible options for the development of younger schoolchildren in the process of using the project method by the teacher are determined.
Keywords: innovation, competence approach, project method, motivation, project, project activity, creative development.
Актуальность метода проектов значительно возрастает при переходе современной системы образования от управления процессом образования, которое было направлено на формирование знаний, умений и навыков, в компетентностный подход, связанного с воспитанием и развитием компетентностной личности, то есть личности, способной действовать осмысленно, ориентируясь в быстро меняющемся окружающем мире с выработанными ценностями.
Такой переход оправдан социальным заказом общества, который стремительно меняется и требует довольно стремительных изменений и от системы образования.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможностей рассуждать, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей, выработанных наукой, собственных наблюдениях, опыте, умении проектировать и реализовывать собственные учебные проекты, творчески и нестандартно решать учебные проблемы, быть толерантными к другой точке зрения. При таких условиях формирование компетенции различных уровней – ключевых, общепредметных – средствами содержания образования являются основными задачами каждого педагога. Одним из методов компетентностного обучения является метод проектов.
Сегодня проектирование в образовании развивается по трем направлениям – Т.Г. Новикова [3, с. 85]:
1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения школьников и школьников, основанный на их самостоятельной, творческой, глубоко мотивированной, целесообразной, познавательной деятельности.
2. Социальное проектирование с учащимися, которое начало активно использоваться в системе общего и дополнительного образования, и представляет собой особую деятельность учащихся над решением конкретных социальных проблем.
3. Проектирование как особая деятельность педагога, содержание которой – поиск и создание новых видов педагогически деятельности, моделей образования и тому подобное.
Современные условия жизни требуют, чтобы человек мыслил и работал творчески, а также умел принимать нестандартные решения. Именно этим обусловлено сейчас внимание педагогов к инновациям. Сегодня метод проектов считается одним из самых перспективных методов обучения, ведь он создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к обучению и способствует развитию интеллектуальных способностей, формирует навыки поисково-исследовательской деятельность.
Американский педагог и психолог Дж. Дьюи отмечал, что «с точки зрения ребенка самый большой недостаток школы заключается в невозможности свободно, в полной мере применить опыт, который был приобретенный вне школы, и наоборот: неспособность применить в повседневной жизни то, чему научилась в школе. В этом – оторванность школы от жизни» [1, с. 102]. В основе учебного процесса, по мнению Дж. Дьюи, должно быть трудовая деятельность, выполняя которую ребенок привыкает к преодолению препятствий, развивает свою способность к творчеству, терпение, настойчивость, энергичность, любознательность [1, с. 105]. Необходимо, чтобы знания вырастали из живого опыта работы.
Целью метода проектов является создание условий, при которых младшие школьники самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач, совершенствуют коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают исследовательские умения и аналитическое мышление.
Выполнение проекта предусматривает связь с реальной жизнью, необычность формы и самостоятельность изготовления, создания материалов, которые по сути являются разными видами документирования (фото-, аудио-, видеоотчет, анкета, таблица и т.п.).
Проектная деятельность напрямую влияет на развитие младшего школьника. Она дает возможность учителю тесно влиять на внешние мотивы (любопытство, стремление быть взрослым, активное восприятие нового) и внутренние мотивы (чувство долга, желание учиться, любовь к книге, стремление к самообразованию, стремление к успеху и тому подобное) школьника, дает возможность соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации ученика. Именно из-за этого в наше время работа по методу проектов стала чрезвычайно актуальной.
Метод проектов, считает Ю.Г. Кублицкая, имеет огромную ценность, ведь благодаря его реализации младшие школьники [2, с. 12]:
- учатся хорошо выполнять работу, испытывая при этом радость и гордость за результаты;
- любят школу, избавляясь от проблем с дисциплиной;
- становятся оптимистами;
- учатся мыслить, их мысли основаны на фактах, а не на предположениях;
- учатся учиться, знают, где и как нужно находить материал, как толковать факты, как их обосновывать;
- приобретают навыки работы в коллективе;
- учатся ставить цель, учитывать мнение товарищей;
- учатся эффективно работать, планировать свой труд на каждом этапе, знают, где найти средства для достижения цели и как их внедрить;
- учатся анализировать собственный труд;
- всесторонне тренируют свои ум и мышление;
- заинтересовываются самостоятельной работой;
- благодаря изучению и исследованию темы погружаются в атмосферу дружеской конкуренции;
- учатся рассчитывать свои силы в процессе учебных занятий.
Этот перечень можно продолжать, потому что на практике метод проектов рассматривается как инновация, целью которой является создание для ребенка условий, при которых он овладеет умением активно приобретать, обновлять и развивать свои знания, сможет их творчески применить.
При подготовке и проведении урока с использованием метода проекта важно владеть искусством коммуникаций, не давить на детей своим авторитетом, не навязывать собственного мнения, дать возможность детям самим почувствовать желание исследовать и изучить определенный вопрос; уметь устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой; контролировать правильные отношения учащихся при групповом взаимодействии; способствовать равноценной участия членов группы в решении поставленных задач; психологически и эмоционально настраивать рабочую группу на положительное решение проблемы.
Представляется, что решение проблемных вопросов заключается в педагогическом мастерстве учителя, а также в знании различных методик, поскольку основой метода проектов является интерактивный метод, а именно -- групповая технология. Кроме того, этот метод опирается на личностно ориентированное обучение и воспитание и никак не может обойтись без направлений гуманной педагогики.
Объединяя в себе главные в наше время методические течения, метод проектов становится значимой инновационной технологии, работа по которой не так уж и легко начать.
Основные задачи проектной технологии в начальной школе на современном этапе можно представить следующим образом:
1. Формирование навыков самостоятельной деятельности, применение знаний в нестандартных ситуациях.
2. Формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков.
3. Формирование навыков научно-исследовательской работы.
Успешная организация проектирования как особого типа интеллектуальной деятельности младших школьников требует:
- наличие образовательной проблемы, достаточно сложной и актуальной, чтобы удовлетворить учебные запросы и жизненные потребности учащихся;
- исследовательского характера поиска решения проблемы; выдвижения и проверки гипотез; обоснования выводов;
- эмоциональной окрашенности учебного процесса; создание ситуации успеха (заинтересованности, удивления, желания исследовать поставленный вопрос);
- активизации психической деятельности учащихся (мышления, внимания, памяти, речи, воли);
- структурирование деятельности в соответствии с классических стадий проектирования, адаптированные к особенности начального обучения;
- моделирование учителем условий для выявления учащимися учебной проблемы;
- самодеятельный характер творческой активности учащихся;
- практического и теоретического значения результата и готовности к практическому применению этого результата;
- широкого использования на уроках парной и групповой форм организации учебной деятельности учащихся;
- гуманизации взаимодействия учителя и ученика;
- межличностного общения; поддержания отношений открытости, доверия, уважения друг к другу; создание социально – педагогических условий для самоутверждения каждого ребенка в ученическом коллективе;
- стимулирование учащихся к выдвижению альтернативных предположений и догадок;
- создание учащимся условий применения новых знаний и представлений к осмыслению широкого круга ситуаций и явлений для оценки их прикладного значения;
- подведение итогов проектной деятельности, цель которой – осознание учениками своих успехов и недостатков.
Таким образом, метод проектов является инновационной педагогической методикой. Он позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, то есть реализовать личностно ориентированный подход в обучении, основанный на личностных характеристиках, предшествующий опыту, уровню интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать позитивную атмосферу обучения, научить детей применять свои знания на практике для решения жизненных и личностных проблем.
Список и литературы
1. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – М.: Лабиринт, 2017. 471 с.
2. Кублицкая Ю.Г. Развитие познавательной компетентности обучающихся: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кублицкая Юлия Геннадьевна; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева]. – Красноярск, 2018. – 24 с.
3. Новикова Т.Г. Инновационные процессы в образовании: теория и практика. – М.: АПК и ПРО, 2016. – 493 с.
|