Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Сенсорные игры для детей с РАС"

СКАЧАТЬ (20.0 Kb) 27.10.2024, 20:12
Дементьева Ольга Ивановна
учитель-дефектолог, ГБОУ школа-интернат, Слуба ранней помощи
У аутичных детей отсутствует стойкий интерес к игрушке, они не пытаются обследовать её при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами. Наблюдается также неадекватное использование игрушек. Спонтанная игра не получается.

Начальный этап проводится в виде игротерапии, направленной на несложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с игрушками. На этом этапе специального обучения игре с ребёнком взаимодействуют взрослые. И лишь после долгой и кропотливой работы подключают ребёнка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть комфортна для ребёнка: знакомая обстановка, знакомые дети.

В начале коррекционной работы основой построения взаимодействия с аутичными детьми должна быть стереотипная игра. Педагоги поначалу лишь наблюдают, затем осторожно подключаются к играм ребёнка, делая это тактично и ненавязчиво. Взаимодействие не торопят. Сначала выделяют цикл повторяющихся действий, прислушиваются к бормотанию ребёнка во время игры. Когда ребёнок привыкает к нашему присутствию, пробуют организовать взаимодействие с ним. Стараются много не говорить, не совершать активных действий. В нужный момент подают нужную ему деталь, чем обращают его внимание на наше присутствие. Негромко повторяют за ребёнком его слова.

Когда дети привыкают к педагогам и начинают чувствовать себя комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадает и дети реже обращаются к своей стереотипной игре. Параллельно предлагают сенсорные игры. Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребёнком дают новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.

– Зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
– Слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
– Тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
– Двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
– Обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
– Вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности.
Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.

В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. Приходилось наблюдать, как ребенок с синдромом аутизма увлеченно пытался согнуть приборы из кукольной посуды, но не использовал их по прямому назначению.

Играя с ребенком в такие игры, научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.

Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации. Для того чтобы педагог получил представление о ходе дальнейшей работы, при описании игр кратко упомянуты возможные варианты их развития (использование разнообразных материалов, внесение элементов сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей жизни и т.д.).
ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ИГР

1. ИГРЫ С КРАСКАМИ
- СМЕШИВАЕМ КРАСКИ
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего -фиолетовый.

2. ИГРЫ С ВОДОЙ
Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги...
- ОТКРЫВАЙ! - ЗАКРЫВАЙ!
Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
- ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.

3. ИГРЫ СО ЛЬДОМ
- ЛЬДИНКИ
Пусть мама заранее приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: "Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая". Погрейте кусок льда в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду".

4. ИГРЫ С КРУПАМИ
Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.
- ПРЯЧЕМ РУЧКИ
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: "Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?"
Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.
На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
- ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
- РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: "Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту".

5. ИГРЫ СО ЗВУКАМИ
- ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ
Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.
- ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!
Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.
При проведении игр следует соблюдать следующие рекомендации:
 если ребёнок не включается в игру, не обращает внимания на действия взрослого, не настаивайте;
 если видите, что ребёнку понравилась игра, но он остаётся пассивным, не останавливайте игру;
 предлагайте новое постепенно и маленькими порциями;
 повторяйте понравившуюся игру, не осложняя сюжет игры;
 развивайте сюжет игры, предлагайте различные варианты.


Категория: Блоги | Добавил: NIKA3636
Просмотров: 43 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог