Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Устное народное творчество как средство развития речи и творческого воображения детей в условиях реализации ФГОС ДО"

СКАЧАТЬ (17.0 Kb) 06.05.2021, 15:31
Кушнир Н.В., Иванова-Павлова Р.М.
воспитатели, МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №223" г.Саратова
Статья
«Устное народное творчество как средство развития речи и творческого воображения
детей в условиях реализации ФГОС ДО»

 
Кушнир Наталья Владимировна, Иванова–Павлова Римма Маратовна
Воспитатели МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №223» г. Саратова

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования задачи образовательной области «Речевое развитие» направлены на «обогащение активного словаря детей, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы».

В своей работе мы эффективно используем произведения устного народного творчества для развития речи и творческого воображения у детей.

В младшей группе знакомим ребят с произведениями малых фольклорных жанров: потешками, песенками, загадками, считалками, закличками, пословицами и поговорками, а также со сказками. Сначала мы предлагаем вниманию детей русские народные сказки о животных, например, «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Лисичка – сестричка и волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и заяц» и др. Затем, в средней группе, к народным сказкам подключаем литературные сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», «Телефон», «Муха – цокотуха», «Тараканище» и др., М. Горького «Воробьишко», В. Осеевой «Волшебная иголочка» и других авторов.

Дети пятого года жизни внимательно слушают и рассказывают сказки, запоминают считалки, потешки, заклички, стихотворения, поют песенки, отгадывают несложные загадки.

В старшей группе детского сада продолжаем ознакомление с малыми фольклорными жанрами, а также проводим углубленную работу по привитию интереса к сказкам. Почему же именно этому жанру было отдано предпочтение? Чем объяснить то глубокое воздействие, которое оказывают сказки на детей?

В сказках дети знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями (Крошечка – Хаврошечка», «Царевна – Лягушка», «Сивка – Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.). За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и красочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. В различных жанрах народных повествований фантастика имеет свои отличительные особенности. Животный эпос очеловечивает зверей, птиц и насекомых. Волшебные сказки наряду с этим приписывают человеческие качества всему миру живой и неживой природы, ее стихиям, создают образы сказочных существ. А сам человек в них легко превращается в любое сказочное существо. В сатирико – бытовой сказке нет волшебных помощников героя. Он побеждает своих врагов благодаря уму, смелости, находчивости.

Каждый из этих жанров понятен дошкольникам. Как отмечал известный психолог А.В. Запорожец, «ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку: мысли и чувства, вызванные ею, долго не угасают, они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании детей».

В реальной жизни ребенок сам постоянно создает свой полуфантастический мир: в деятельности, в играх он создает мир, похожий на сказочный, наделяет окружающие его предметы, игрушки волшебными качествами. А себя представляет гораздо более сильным, смелым и значительным, чем есть на самом деле, похожим на любимых сказочных персонажей.

Для дошкольника, кроме практического контакта с действительностью, становится возможной и внутренняя деятельность воображения. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемой обстановке, но и в воображаемой.

Воображение – это своеобразное творческое отражение действительности. Его развитие требует накопления соответствующего опыта и выработки умения мысленно объединять образы в новые сочетания и комбинации.

Сказка, по нашему мнению, является образцом, эталоном проявления человеком творческого воображения. Поэтому важно глубокое изучение опыта народа ребенком. При этом условии сказка будет являться хорошим подспорьем в овладении приемами и способами создания нового, неординарного.

Несомненна ценность сказки и в языковом отношении. Язык народных сказок очень ярок и выразителен. Яркие эпитеты, меткие образные выражения доступны ребенку в контексте содержания сказки. Пересказывая сказку, у детей развивается память, мышление и речь.

Мы убедились, что устное народное творчество – это эффективное средство развития речи и творческого воображения детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей яркими поэтическими образами и художественными средствами выразительности, вызывают у ребят положительные эмоции.
Все это вместе повышает эффективность работы по речевому развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой, мелодичной.

Литература:
1. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 1992г.
2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995 г.
3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9.
4. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» // «Дошкольное воспитание» – 1990 г. – № 10
5. Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста», // Дошкольное воспитание. – 1987 г. - №11.
6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005 г. - №1.


Категория: Блоги | Добавил: smail
Просмотров: 281 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог