Религия является одной из важнейших форм общественного сознания, проявляющейся в разнообразной религиозной деятельности, осуществляемой на основе теологических (богословских) догматов, принципов, идей и правил поведения. Религия наряду с правом, моралью, наукой определяет правильную организацию общества и направляет его движение, развитие. Общества, достигшие определенной ступени развития, как правило обладают развитым религиозным сознанием. Примером могут служить общества, подчиняющиеся таким вероучениям, достигшим высокой степени развития, как христианство, ислам, иудаизм и др. В рамках этих вероучений формируются направления воспитания подрастающего поколения. Цель – воспитание личности, самоидентифицирующейся, способной к саморазвитию и интериоризации национальных и общемировых культурных ценностей.
Религия как социальное явление выполняет в обществе ряд важных функций, таких как компенсационная (терапевтическая), регулятивная, мировоззренческая, коммуникативная, интегрирующая. Сущность религии можно понять, опираясь на эти функции.
Компенсационная функция отражает необходимость восполнения в сознании человека жизненных недостатков и несовершенств. Французский философ, писатель и педагог Жан- Поль Сартр сказал: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может». Возможно это намек на отсутствие Бога, но можно интерпретировать и по-другому. Мы можем заполнять эту пустоту в душе различными вещами, которые могут оказаться вредными для тела и души. А можем обратиться к Богу. И Он примет нас и утешит. Ведь Он только ждет нашего обращения к Нему и радуется спасению каждой заблудшей овцы, каждого блудного сына. Все мы для Него дети и Он прощает нам наши ошибки и заблуждения тогда, когда мы становимся достойными прощения и утешения.
Регулятивная функция связана с понятием регулирования общественных отношений. В недрах развитых вероучений рождается система норм поведения человека в форме предписаний и запретов. Таким образом, человек, находящийся в лоне церкви, безусловно принимает «правила игры». Выполнение религиозных правил, в отличие от норм права, обеспечивается силой веры, а не силой государственного принуждения.
Мировоззренческой функции религии отведена роль формирования и развития сознания человека. Поэтому так важно начать формирование религиозного сознания ребенка с раннего возраста. Мировоззренческая роль религии дает представление о том, как был создан мир и как он функционирует. То обстоятельство, что мир и человек в нем создан Богом, не отменяет догматов науки и не противоречит ей. В сознании ребенка наука и религия должны мирно сосуществовать, объединяясь и взаимно проникая друг в друга. Мир, созданный Богом, способен развиваться и эволюционировать, так как Творцом заложена возможность вечного движения материи.
Коммуникативная функция проявляется в общении между собой людей, объединенных общей религиозной верой и общей религиозной деятельностью. Налаженное общение людей, принадлежащих к одной церкви, развивает представления и понятия о религии, на основании которых складывается система ценностей.
Интегрирующая функция происходит от такие понятий как «восполнение», «соединение». Она означает соединение людей между собой многочисленными связами на базе одной, в данном контексте религиозной, системы ценностей.
В условиях современного общества для успешного воспитания детей необходимо приобщение их к сокровищам мировой и национальной религиозной культуры. Основная проблема нам видится в достаточно низком уровне духовной культуры современного общества, низком уровне нравственности и отсутствии основных ценностных ориентиров у современного человека. В этих условиях вектор нравственного развития общества задает религиозное воспитание. Именно религия может сформировать те человеческие ценности, которых не хватает современному человеку.
Важным шагом в формировании духовной культуры и нравственности российского общества стало введение в школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Мы считаем, что это нововведение является целесообразным и эффективным и хотим дальше работать в этом направлении, т. е. формировать и развивать у школьников знания и ценностное отношение к религиям разных народов, а также культуре и этике поведения в обществе.
По нашему мнению религиозное образование нужно ввести с первого класса общеобразовательных школ. Это является целесообразным, так как чем младше ребенок, тем чувствительнее он к воспитательным воздействиям, тем эффективнее будет проходить процесс духовного развития.
Религиозное образование должно быть организовано так, чтобы планомерно формировать мировоззрение, духовную картину мира, ценностно-ориентационные установки, толерантность к культуре других народов, развивать положительные личностные качества, такие как любовь к своей родине и уважение к традициям своего народа у школьников.
|