Сегодня: 01.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Зачем нужны школьникам ценности религиозной культуры?"

СКАЧАТЬ (19.3 Kb) 27.04.2023, 18:58
Саплина Евгения Игоревна
студент-магистр, ННГУ
Религия является одной из важнейших форм общественного сознания, проявляющейся в разнообразной религиозной деятельности, осуществляемой на основе теологических (богословских) догматов, принципов, идей и правил поведения. Религия наряду с правом, моралью, наукой определяет правильную организацию общества и направляет его движение, развитие. Общества, достигшие определенной ступени развития, как правило обладают развитым религиозным сознанием. Примером могут служить общества, подчиняющиеся таким вероучениям, достигшим высокой степени развития, как христианство, ислам, иудаизм и др. В рамках этих вероучений формируются направления воспитания подрастающего поколения. Цель – воспитание личности, самоидентифицирующейся, способной к саморазвитию и интериоризации национальных и общемировых культурных ценностей.

Религия как социальное явление выполняет в обществе ряд важных функций, таких как компенсационная (терапевтическая), регулятивная, мировоззренческая, коммуникативная, интегрирующая. Сущность религии можно понять, опираясь на эти функции.

Компенсационная функция отражает необходимость восполнения в сознании человека жизненных недостатков и несовершенств. Французский философ, писатель и педагог Жан- Поль Сартр сказал: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может». Возможно это намек на отсутствие Бога, но можно интерпретировать и по-другому. Мы можем заполнять эту пустоту в душе различными вещами, которые могут оказаться вредными для тела и души. А можем обратиться к Богу. И Он примет нас и утешит. Ведь Он только ждет нашего обращения к Нему и радуется спасению каждой заблудшей овцы, каждого блудного сына. Все мы для Него дети и Он прощает нам наши ошибки и заблуждения тогда, когда мы становимся достойными прощения и утешения.

Регулятивная функция связана с понятием регулирования общественных отношений. В недрах развитых вероучений рождается система норм поведения человека в форме предписаний и запретов. Таким образом, человек, находящийся в лоне церкви, безусловно принимает «правила игры». Выполнение религиозных правил, в отличие от норм права, обеспечивается силой веры, а не силой государственного принуждения.

Мировоззренческой функции религии отведена роль формирования и развития сознания человека. Поэтому так важно начать формирование религиозного сознания ребенка с раннего возраста. Мировоззренческая роль религии дает представление о том, как был создан мир и как он функционирует. То обстоятельство, что мир и человек в нем создан Богом, не отменяет догматов науки и не противоречит ей. В сознании ребенка наука и религия должны мирно сосуществовать, объединяясь и взаимно проникая друг в друга. Мир, созданный Богом, способен развиваться и эволюционировать, так как Творцом заложена возможность вечного движения материи.

Коммуникативная функция проявляется в общении между собой людей, объединенных общей религиозной верой и общей религиозной деятельностью. Налаженное общение людей, принадлежащих к одной церкви, развивает представления и понятия о религии, на основании которых складывается система ценностей.

Интегрирующая функция происходит от такие понятий как «восполнение», «соединение». Она означает соединение людей между собой многочисленными связами на базе одной, в данном контексте религиозной, системы ценностей.

В условиях современного общества для успешного воспитания детей необходимо приобщение их к сокровищам мировой и национальной религиозной культуры. Основная проблема нам видится в достаточно низком уровне духовной культуры современного общества, низком уровне нравственности и отсутствии основных ценностных ориентиров у современного человека. В этих условиях вектор нравственного развития общества задает религиозное воспитание. Именно религия может сформировать те человеческие ценности, которых не хватает современному человеку.

Важным шагом в формировании духовной культуры и нравственности российского общества стало введение в школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Мы считаем, что это нововведение является целесообразным и эффективным и хотим дальше работать в этом направлении, т. е. формировать и развивать у школьников знания и ценностное отношение к религиям разных народов, а также культуре и этике поведения в обществе.

По нашему мнению религиозное образование нужно ввести с первого класса общеобразовательных школ. Это является целесообразным, так как чем младше ребенок, тем чувствительнее он к воспитательным воздействиям, тем эффективнее будет проходить процесс духовного развития.

Религиозное образование должно быть организовано так, чтобы планомерно формировать мировоззрение, духовную картину мира, ценностно-ориентационные установки, толерантность к культуре других народов, развивать положительные личностные качества, такие как любовь к своей родине и уважение к традициям своего народа у школьников.


Категория: Блоги | Добавил: 73777
Просмотров: 264 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 01.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог