Преподавание СГ дисциплин в СПО имеет свои особенности. Эти особенности неразрывно связаны с процессами модернизации современного образования и в нашей стране и в мире в целом.
Сущность современной системы образования – это гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса. Гуманизация образования - это обращение к личности, индивидуальности, создание условий для наиболее полного раскрытия и реализации потенциальных, творческих возможностей человека. В проблеме гуманизации образования выделяются два аспекта: индивидуализация обучения и гуманитаризация образования.
Гуманитаризация образования предполагает не только изучение гуманитарных дисциплин, но и расширение гуманитарной составляющей в других учебных дисциплинах. Современный гуманитарный подход к обучению предполагает введение в тематику любой дисциплины проблемы человека, его возможностей, потребностей и познания.
Гуманитаризация технического образования не связана с будущей профессией, но по своей значимости для формирования специалиста, для становления личности она в ряде случаев может оказаться даже более значимой, чем подготовка собственно по основной специальности. Понятие «гуманитаризация» неразрывно связано с понятием «мировая культура». Никто не может точно сказать, что и сколько надо знать инженеру с высшим образованием помимо знания станков, металловедения, сварки и т.д., чтобы претендовать на статус «интеллигента» со всеми присущими этому понятию качествами.
Большинство современных социологов и философов сходятся в том, что в настоящую эпоху происходит переход от одного типа общественного развития к другому. Новое общество получает различные названия: постиндустриальное, постэкономичское, информационное, постсовременное. Но характер его видится в однородных чертах: наука становится главной производительной силой общества, в основе социальной стратификации лежит образование и профессиональная компетентность, а постоянные инновации – технологические и социальные – выходят на первый план общественного развития.
В постиндустриальную эпоху востребован другой тип личности: гибкой, умеющей быстро приспособиться к любым изменениям, самостоятельной, инициативной. Технологическая революция формирует новый тип работника, главное качество которого – мобильность, способность менять профессию, место и род деятельности, умение принимать самостоятельные и нестандартные решения.
Все это заставляет человека соответствовать новым требованиям: в частности, он вынужден, чтобы сохранить свою ценность на рынке труда, непрерывно повышать свой уровень квалификации, адаптироваться к особенностям научно-технического прогресса и гибко менять характер деятельности.
В нынешнюю эпоху ускорения темпов НТП изменения производственных технологий происходят так быстро, что полученные в высшей и средней школе профессиональные знания устаревают за срок, гораздо меньший периода трудовой жизни человека. И каждый работник регулярно встает перед необходимостью обновлять свои профессиональные знания применительно к изменившимся условиям или даже сменить квалификацию.
Следовательно, изменяется и сама задача профессионального образования: наряду с овладением конкретной профессией, студент должен выработать умение переквалифицироваться, получить самостоятельно в короткий срок новую специальность в соответствии с требованиями рынка труда, обрести профессиональную мобильность.
Опыт мирового образования показывает, что повышению мобильности способствуют именно гуманитарные дисциплины. Не давая, казалось бы, конкретных трудовых навыков, они формируют личностные черты, необходимые профессионалу в условиях информационного общества.
Кого призваны готовить вузы и ссузы – узкого специалиста или хорошего адаптированного к изменчивой реальности, активного и успешного человека? В наше время неоценимо важно умение переключаться, совмещая разные профессиональные сферы деятельности, эффективно общаться с другими людьми, управлять собой, видеть перспективы жизни. Именно общественные науки (философия, история, социология, политология, экономика и др.) и гуманитарные (литература, языкознание, культурология и др.) формируют у студентов такие личностные качества, как критичность ума, творчество, компетентность, креативность.
Именно общественные и гуманитарные науки учат анализировать, понимать законы развития общества, определять свое место в этой сложной, противоречивой, а часто жесткой и несправедливой жизни и правильно выстраивать свою жизненную позицию. Вот это, на мой взгляд, и есть основная задача гуманитаризации в технических учебных заведениях.
Поэтому в настоящее время «цели гуманитарной подготовки в инженерно-технических учебных заведениях представляются следующими:
1. Формирование способности к профессиональной мобильности, включающей в себя:
- возможность гибкой адаптации к изменению содержания социальной и профессиональной деятельности;
- осознание необходимости непрерывного самообразования.
2. Развитие творческих способностей и критического мышления:
- знание эвристических приемов мышления;
- гибкость и нестандартность мышления;
- владение методами, необходимыми для создания новых интеллектуальных ценностей;
- способность противодействовать психологической инерции мышления;
- умение находить оригинальные решения в условиях риска;
- умение полноценно усваивать быстро меняющуюся информацию;
- умение ориентироваться в нестандартных условиях, самостоятельно разработать и реализовать план действий;
- умение выдвигать и обосновывать собственные суждения, анализировать и критиковать чужие;
- умение раскрывать взаимосвязи и выявлять противоречия, отличать существенное от второстепенного.
3. Формирование социальных качеств специалиста:
- выработка самодисциплины и инициативности;
- способность к эффективной коммуникационной деятельности;
- способность организовать диалог;
- способность работать в группе.
4. Формирование общекультурных качеств специалиста:
- выработка системы ценностей, норм и привычек, создающих активную личность;
- интегрирование специалиста в современное ему общество;
- осознание современных социально значимых проблем;
- способность к самостоятельному анализу и разрешению принципиальных мировоззренческих вопросов;
- выработка гуманистического стиля мышления.
- устойчивое, осознанное стремление к постоянному личному и профессиональному совершенствованию.
5. Формирование экологической этики:
- преодоление технократического понимания экономических и общественных процессов;
- осознание влияния инженерных решений на природу и общество (как в национальном, так и в глобальном масштабе);
- чувство нравственной и профессиональной ответственности инженера за свою деятельность по отношению к природной и культурной среде».
«Можно считать, что гуманитаризация – это исторически сложившееся отношения между наукой, техникой и миром прекрасного, которые являются обязательными и необходимыми спутниками человека, имеющего творческую ориентацию в своей профессиональной деятельности…
Если укрупнено сформулировать цель гуманитаризации учебного процесса, то за ней видится стремление технику дополнить культурой, а еще лучше – технику объединить там, где это возможно, с культурой, а главным действующим лицом в этой сложнейшей процессе был, есть и всегда будет человек».
Следует учесть и некоторые особенности восприятия гуманитарных знаний в техническом учебном заведении. Специальную информацию студенты воспринимают без особого сопротивления – это нужно для работы. Но кто будет интересоваться на производстве знаниями гуманитарного плана? Не потому ли гуманитарная информация воспринимается студентами избирательно, часто по увлечению, иногда по любознательности, если только в детстве родители и школа привили ребенку интерес к такому знанию. Кроме того, одни люди всю жизнь стремятся овладеть культурой, пополнить свои знания, другие считают, что можно прожить и без этих не всегда понятных сведений из мира прекрасного и успешно проживают жизнь, подтверждая тем самым свою правоту.
Именно поэтому в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин должны учитываться эти особенности. И если не объяснить студентам еще до начала чтения этих курсов их истинную роль в формировании будущего инженера, то, скорее всего, студенты будут воспринимать эти предметы как некий «довесок» к основному профессионально значимому материалу.
На первых же встречах со студентами я пытаюсь раскрыть свою трактовку гуманитаризации, объяснить, чему будет посвящен предмет (философии, социологии, психологии, экономики и т.д.). А главное – сформулировать и донести до студентов цель гуманитаризации технического образования, которая призвана дополнить, обогатить их специальность необходимой, хотя и совершенно иной, информацией.
Это нужно специалисту для его интеллектуального развития, для расширения кругозора, наконец, нужно и для конкретной практики: уметь грамотно писать любые тексты, выразительно излагать свои мысли, правильно анализировать события окружающего мира. Сюда же можно приобщить добропорядочность, честность, почтительность, уважительное отношение к людям, умение общаться с людьми, коллективом. Все это – качества, позволяющие стать не только хорошим специалистом, но и образованным, культурным человеком. Державин очень просто и выразительно определил критерии величия человека: «Ум и сердце человека были гением моим».
Занятия будут успешны и результативны, если в начале, да и в самом процессе изучения гуманитарных и общественных дисциплин будет показана их великая роль в формировании общества в прошлом, настоящем, их важность для будущего. Уже на первом занятии по теме «Философия, ее предмет, функции и роль в обществе» я даю письменное задание на дом: «Для чего людям нужна философия?». Радует то, что студенты дают осмысленные и, в общем-то, верные ответы на этот вопрос: философия учит мыслить, рассуждать; способствует развитию человека и общества; помогает изменить общество к лучшему. В дальнейшем я постоянно подчеркиваю, что, изучая философию, мы воспитываем в себе Человека, человеческое отношение к людям, окружающему мир, учимся его правильно познавать. В этом заключается практическая значимость этой науки для каждого конкретного человека и общества в целом.
Среди общественных дисциплин философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого сознания стоит особняком. Философия рассматривает мир через призму человека, его интересов, потребностей, ценностей, через смысл его жизни.
Между тем, ни одна из специальных наук не учит тому, как, каким способом приобрести нужные для жизни личностные качества, способности, компетентности и т.д., за исключением философии. Именно философии свойственна мировоззренческая составляющая, не характерная для специальных наук.
За 10 школьных лет в сознание каждого человека насильственно закладываются разнообразные и разнокачественные знания, но практически не дается инструментарий для их классификации и не указываются области практического применения. Ученики имеют представления о чем угодно, но что такое Человек, его взаимосвязь с миром, его место в мире – этому почему-то уделяется мало места.
Каждый предмет для молодого человека существует сам по себе, а мир воссоздается мозаично, фрагментарно. Одни и те же понятия - атомы, молекулы, например, - изучают со своей колокольни физика, химия, биология. Между тем, именно философия призывает изучать мир и человека целостно, взаимосвязано.
Философия и общественные науки находятся в привилегированном положении по сравнению с другими науками, т.к. при изучении физики или химии никого не интересует личная точка зрения студента. А мировоззренческие позиции каждого при изучении общественных и философских проблем интересны всем собеседникам, вызывают споры. А в итоге это для общественных дисциплин самое главное – человек учится мыслить, рассуждать, критически оценивать действительность.
Курс философии неразрывно связан с другими учебными дисциплинами, прежде всего с естественнонаучными (физикой, биологией, химией), с общественными (социологией, историей, политологией, психологией), гуманитарными (литературой, культурологией) и т.д. Изучая вопросы происхождения мира и его устройства невозможно обойтись без знаний по физике, астрономии. Проблемы возникновения человека, его взаимоотношение с природой, техникой заставляют обращаться к биологии, химии, техническим наукам. Ребят очень интересуют проблемы искусственного интеллекта, смысла жизни и смерти, будущего человечества, глобальных катастроф, особенностей религиозного мировоззрения, психологические проблемы манипулирования сознанием людей, функции человеческого мозга, и потому они часто готовят рефераты и с интересом их обсуждают.
Лекции как одна из традиционных форм занятий по философии имеют, на мой взгляд, некоторые особенности. Новые сведения должны сообщаться студентам в соответствии с образовательными стандартами, но при этом обязательно должны оцениваться студентами, обсуждаться в ходе беседы, решения проблемных вопросов и познавательных задач. Я поощряю на своих уроках вопросы от студентов, высказывания по той или иной проблеме, их личный опыт, наблюдения, следуя принципу М.Монтеня «Философствовать – значит сомневаться». Я считаю, что студент имеет право на свое мнение, но при этом учу, что это мнение надо отстаивать убедительно, доказательно, кроме того, надо уважать и мнение других. И потому на уроках философии и других общественных дисциплин преобладающей формой работы должен является диалог, беседа о проблемах. Большую помощь оказывает знаменитый сократовский метод майовтики – искусства задавать наводящие вопросы в ходе беседы.
В ходе уроков я постоянно использую различные приемы для активизации мыслительной познавательной деятельности ребят.
• Перед объяснением нового материала (например, в темах «Проблема антропогенеза», «Основные законы диалектики», «Общество и законы его развития») ставится задание: поставить вопросы к данной теме, или определить проблемы.
• Недописанный тезис:
Быть человеком – это…
Смысл жизни человека в том, чтобы …
Наивысшая ценность для человека –
Свобода человека – это …
• Постановка проблемного задания, вопроса.
Например, в теме «Общественный прогресс». Студенты в процессе беседы заполняют таблицу «Факты, свидетельствующие о прогрессивном и регрессивном развитии общества». В итоге ставится вопрос: какова же направленность общественного развития? В каком направлении развивается человечество? В ходе дальнейшего изучения материала мы должны решить эту проблему.
В теме «Философская антропология». На греческом слово «человек» звучит как «антропос», т.е. «устремленный вверх, в небо». А вот слово «гуманус» - латинское, однокоренное со словом «гумус», что означает «перегной, почва», и потому обозначает человека, связанного с землей, почвой. Двойная этимология слова означает два начала в человеке: созерцательное и деятельное, земное и небесное. Проблема урока – определить, что же такое «человек», какое слово полнее отражает сущность человека.
• Домашние письменные задания на сравнение, обобщение.
- определите положительные и отрицательные последствия НТП; ценности и антиценности;
- сходство и различия в деятельности человека и животных; познавательного процесса человека и животных; отличия религиозного сознания от научного.
• Решение познавательных задач.
По темам «Сознание», «Познание» каждому даются небольшие задания для устного ответа, например:
- «Какой принцип действия сознания присущ животным, а какой – человеку: а) «Я вижу», «Я чувствую»; б) «Я вижу, что я вижу», «Я чувствую, что я чувствую».
- «Могут ли «дети-маугли» сказать: «Я поступил нечестно»?
- Почему годовалый ребенок не боится собак, высоты, электрической розетки?
В теме «Древневосточная философия»:
- Как конфуцианство сказалось на формировании национальных черт китайцев, таких, как трудолюбие, миролюбие, постоянство, уважение к законам, почитание родителей, предков.
• Творческие задания.
- подготовка реферата, сообщения, выступление с ними.
- выполнение заданий по своему реферату, например: выделить главные мысли реферата, выделить проблемы в данной теме, подготовить выступление по какой-либо проблеме или вопросу реферата, найти в реферате ответы на мною поставленные вопросы.
Старые рефераты я тоже использую в своей работе со студентами, давая их для самостоятельной работы слабоуспевающим ученикам (сделать тезисы, конспект, найти ответы на вопросы, подготовить сообщение, найти определения и поработать с ними и т.д.).
- творческие домашние задания, например:
«Напишите, какие вопросы, по-вашему, можно считать философскими».
«Охарактеризуйте проблемы современной культуры»
«Опишите проявление трех законов диалектики на примере жизни человека»
- письменные и устные задания, связанные с пониманием и объяснением высказываний выдающихся людей, например: «Свобода – это познанная необходимость» (Г.Гегель), «Человек – не закрытый сосуд, а открытая дверь» (Мирандола), «Я мыслю, следовательно – существую» (Декарт) и т.д.
- создание презентаций
Студентами подготовлены презентации на темы: «Материя и ее свойства», «Философия, ее роль и функции в обществе», «Имидж – дело серьезное».
• Беседа.
Тема «Философия истории» начинается с беседы:
1. Что такое история?
2. Нужна ли людям история? (рассказ о манкуртах)
3.Зачем люди хранят историческую память?
4. Чему учит история?
5. Что такое историческое сознание?
С элементами беседы проходят лекции и уроки по теме «Сознание», «Общество и законы его развития», «Происхождение человека», «Философский анализ природы и техники» и др.
• Работа с тестовыми заданиями:
- для закрепления нового материала в конце урока даю задание самостоятельно составить несколько тестовых вопросов по теме или проблеме и совместно с группой ответить;
- даю на дом задание составить тесты определенных типов;
- использую тесты для контроля и проверки знаний и т.д.
Завершая вопрос о значении таких наук в воспитании студента, важно помнить слова Демокрита: воспитать человека – значит научить его делать хорошо три вещи: думать, говорить и делать. Именно это и является целью гуманитаризации образования на современном этапе. Гуманитаризация – проблема вечная, от нее зависит, какую смену мы подготовим, какое поколение специалистов вырастим, какое общество сформируется в стране в целом.
|