Су-джок-терапия – помощь для дефектолога
Подготовила : Пучкова И.А.,учитель-дефектолог ГБДОУ д/с №368 г.о.Самара
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности дефектолога.Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
На фоне комплексной логопедической и дефектологической помощи нетрадиционные методы терапии оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса. Альтернативные методы и приёмы помогают организовывать занятия (индивидуальные, групповые, подгрупповые) интереснее и разнообразнее.
Анализ литературы показывает: нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребёнка. Использование традиционных приёмов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приёмов,
на мой взгляд, оказывается недостаточным и снижает эффективность логопедической работы.
На сегодня методов нетрадиционного воздействия известно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, воскотерапия и др.), но мне хочется остановиться на су-терапии. На мой взгляд, она является наиболее целесообразным и эффективным методом в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, так как метод направлен на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.
Цели
• Нормализация мышечного тонуса.
• Опосредованно стимулировать речевые области воспитанников в коре головного мозга.
Су-джок-акупунктура (су – кисть, джок – стопа) – последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су-джок-терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это своеобразное дистанционное управление, созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определённые точки.
Су-джок-терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи. С помощью колец («ёжиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали: морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием на коррекционных занятиях я использую су-джок-терапию, целью которой является активизация речевой деятельности ребёнка.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
При организации коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с особенностями психофизического развития я использую игровые упражнения с элементами су-джок для массажа и самомассажа рук и пальцев.
• Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сна- чала на правой руке, затем на левой.
– Ёжик, ёжик, хитрый ёж, На клубочек ты похож.
(Дети катают су-джок между ладонями.)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца) Очень-очень колкие.
(Массажные движения указательного паль- ца.)
Хоть и ростом ёжик мал
(массажные движения среднего пальца),
Нам колючки показал
(массажные движения безымянного паль- ца),
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
На ежа похожи
(дети катают су-джок между ладонями).
• Пальчиковая игра «Черепаха»
(У детей в руках су-джок.)
Описание: упражнение выполняется сна- чала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха И кусала всех от страха
(дети катают су-джок между ладоней):
«Кусь, кусь, кусь, кусь
(су-джок расположен между большим пальцем и остальными, которые ребёнок держит щепотью. Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в ру- ку),
Никого я не боюсь».
(Дети катают су-джок между ладоней.)
• Тема «Дикие животные»
Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится – убегает от лисицы.
(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.
(Дети катают cу-джок между ладонями.)
•Тема «Мебель»
Мебель я начну считать. Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет.
(Поочерёдно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Вот сколько мебели назвал!
(Дети катают су-джок между ладонями.)
• Массаж фаланг пальцев
Массаж (самомассаж) фаланг пальцев. Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев.
На каждый слог – разминание одной фаланги, начиная с мизинца, заканчивая большим пальцем.
Левая рука
1-й вариант
По-пу-гай – мизинец.
Во-ро-бей – безымянный. Пе-ли-кан – средний.
Со-ло-вей – указательный. Пти-цы – большой.
2- й вариант
Са-мо-лёт – мизинец.
Теп-ло-ход – безымянный. Вер-то-лёт – средний.
Вез-де-ход – указательный.
Транс-порт – большой.
А-на-нас – мизинец.
|