Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Судьба фольклорных сказок и особенности их перехода в литературу

СКАЧАТЬ (18.6 Kb) 19.04.2023, 10:25
Корнева Оксана Валерьевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ Бимская СОШ Агрызского муниципального района, Республики Татарстан
Сказки рассказывают ребенку, как только он научится понимать слова и говорить. Чтение и изучение сказок входит в школьную программу. На сказочные темы художники пишут картины, писатели – произведения, композиторы – музыку, а киноработники ставят фильмы. Сказочный вымысел всегда привлекал человека, и теперь в русской литературе сказка не потеряла своего обаяния. Всё идущее от лучших народных традиций пережило в сказках века и еще долго будет занимать ум, чувства и воображение человека. Эти мудрые и прекрасные рассказы дороги каждому, дороги так, как дорога родина, народ и его история. 

А.С. Пушкин в 1824 году из Михайловской ссылки писал: «Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Но великий поэт не просто слушал по вечерам сказки Арины Родионовны; он был одним из первых, кто стал записывать их, а позднее создал свои знаменитые сказки-поэмы.

Устная народная литература потому и называется устной, что веками, из поколения в поколение передавалась из уст в уста, хранилась лишь в памяти народа. Русская литература не знала бы ни русских былин и легенд, ни мудрых пословиц, если бы они не были записаны, собраны. В России такими первопроходцами-собирателями фольклора были А.С. Пушкин, и писатели пушкинской поры Н.В. Гоголь, В.И. Даль, А.Н. Кольцов. С тех пор на протяжении более чем полутора веков собиратели продолжают записывать и издавать сокровища народного творчества. Большой вклад в собирание и издание сокровищ народного творчества внесли В.И Даль и А.Н. Афанасьев. «Толковый словарь живого великорусского языка» и «Пословицы русского народа» В.И. Даля сохранили на века богатства языка, пословичную мудрость народа. Также впервые были собраны и изданы в 19 веке образцы детского народного творчества, загадки, исторические песни, причитание и другие жанры фольклора. Этот век по праву называют золотым, имея в виду высочайшие достижения литературы. Он был золотым и для собирания, изучения, издания русского фольклора. Именно в это столетие фольклор стал обретать новую жизнь в литературе – в сказках А.С. Пушкина, «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Былях и небылицах казака Луганского» В.И. Даля, «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова, «Коньке-горбунке» П.П. Ершова.

Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. Сказочный мотив начинается с первых незамысловатых сюжетов о животных, он есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки – художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией. Но эта энциклопедия художественная, воплощенная в образах и сюжетах. Любое нравоучение достигается здесь ненавязчиво, как бы само по себе. Такая скрытая назидательность заключена почти во всех детских сказках, смысл которых предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из лужицы, нельзя быть жадным.
        
Еще в середине 19 века известный собиратель народных сказок, демократ И.А. Худяков должен был отметить, что сказочники «вполне верят тому, что рассказывают».  «Вера в языческое чудесное, - писал И.А. Худяков, - еще в высшей степени распространена в народе…» «В Жолчине одна баба, - рассказывал собиратель, - на могиле только что похороненного родственника кричала, что он летал к ней змеем. Это было летом нынешнего года». Наряду с этой нетронутой верой в чудеса сказочники умели рассказать старую волшебную сказку с нарочитой волшебной интонацией. О том, что волшебные чудеса часто осознавались как выдумка, говорит и та ироническая концовка, которой сказочники стали кончать свои басни: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». В записях более позднего времени встречаются и прямые, не оставляющие никаких сомнений в их значении концовки: Вот и сказка вся, жаль, что больше врать нельзя».

          
О том, что сказка придумывалась, говорят и любопытные сверхчудесные зачины такого типа: «Начинается сказка от сивки от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове на Буяне стоит Бык печеный, возле него лук толченый, и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дольше идут похваляются, сами собой забавляются6 были –то мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста. Это присказка, сказка будет впереди». Такие зачины и концовки могли появиться только в те времена, когда сказочные чудеса уже не воспринимались как боль.

        
Осознание сказочного вымысла как особой поэтической условности определенно отразилось на сказках: «Не любо – не слушай, а врать не мешай». Каких только чудес нет в сказках?! Веселой выдумкой сказочник потешал слушателей. Но в сказочные чудеса то верили, то не верили. Н. А. Добролюбов уже в цитированной рецензии на сборник сказок А.Н. Афанасьева писал по этому поводу: «Здесь верят в одно и не верят в другое; тут рассуждают больше, там- меньше; в одном месте верование тусклее и холоднее, чем в другом; для одних уже превращается в забаву то, что для других служит предметом серьезного любопытства и даже уважения и страха. Собрать и указать подобные оттенки было бы необходимо для того, чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания». Итак, сказочная фантастика с ее новыми чертами развивалась не только в привычных фольклорных условиях, но и в иных формах художественного творчества. Дело в том, что фольклорная сказка, жившая в устной форме среди народа, нашла дорогу в литературу.

        
Мир русской народной сказки, мир чудесных предметов и происшествий – это своеобразный мир. Недаром во вступлении к поэме «Руслан и Людмила», о котором много лет спустя А.М. Горький сказал, что здесь сказки «бабушки и няньки были чудесным образом сжаты в одну», А.С. Пушкин передал ощущение русского сказочного эпоса, обратившись к чудесам русской сказки. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», - сказал о них поэт. Складывавшаяся веками в тесной связи с историей народа, его бытом и всей его жизнью сказочная фантастика не может не быть самобытной у каждого народа. Самобытность сказочного вымысла объясняется качествами народа, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет фантастика в народной жизни. Всем известная сказка о Золушке, особенно прославившаяся в обработке Шарля Перро, попав в Россию, подверглась самой серьезной обработке. Из сказки исчезла добрая волшебница-старуха, чудесной палочкой обратившая тыкву в позолоченную карету, а грязное платье Золушки – в роскошный наряд. В русских сказках чудеса преображения творят в одном случае голубка, в другом – рыбка, которую Золушка отпустила на волю.

          
Сказка служила русскому, советскому народу и продолжает служить. Даже в годы самых тяжелых испытаний войны, в это суровое время наш народ не мог жить без выдумки, без сказки. Об этих годах П.П. Бажов как-то сказал: «В начале войны было сомнение, следует ли в такое время заниматься сказкой. Но с фронта ответили и в тылу поддержали: старая сказка нужна. В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом. Недаром говорится: молодая лошадка по торной дороге легко с возом идет и о том не думает, как тяжело пришлось тем коням, которые первыми по этим местам проходили. То и в людской жизни: что ныне всякому ведомо, то большим потом и трудом прадедам доставалось, да и выдумки требовало, да еще такой, что и теперь дивиться приходится».

Русская литература богата и разнообразна. Актуальность в литературе есть следствие глубокой внутренней связи писателя и народа, писателя и современности, и все жанры русской литературы в этом отношении хороши. Опыт русской классической литературы учит, что обращение к сказочному вымыслу не мешало широкому изображению жизни, а помогало этому. А.С. Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» в главе «Мятежная слобода» заставил Емельяна Пугачева рассказать Гриневу старую калмыцкую сказку об Орле и Вороне. Сказка делает еще понятным облик мятежного Пугачева. Вместе с тем она – средство поэтизации народного вождя и особый прием, средство оценки Пугачева с точки зрения народа. Н.А. Некрасов для своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» взял ряд сказочных положений и композиций, и эта сказочность нисколько не уменьшила реалистической силы поэмы. В сказочном Данко А.М. Горьким сделано широкое и верное обобщение жизненных фактов, говорящих о нарастании восстания. Создав сказку, писатель также не ушел в сторону от реализма. «Писатель, - говорил Борис Полевой на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, - должен помнить, что сказка всегда, во все времена давала образное выражение лучшим духовным качествам народа, воздавала славу народной мудрости и несла в поэтических образах мечты и мысли передовых людей».
        
Вся история литературы, творческие поиски Пушкина, Горького и многих других русских классиков, искания ряда замечательных писателей своего времени – все свидетельствует о том, что обращение к жанру сказки вызывается стремлением найти такую поэтическую форму, такой жанр, в котором писатель мог открыто, прямо писать от имени народа, чувствуя себя неотделимой его частицей, говорить его устами, его речью, его слогом и складом.

    
        Список литературы:
  1. Аникин В.П. Русская народная сказка, М., 1959
  2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994
  3. Бажов П.П. Дневниковые записи. Собрание сочинений в трех томах, т.3, стр. 312
  4. Богатырев П. Г., Гусев В. Е. и др. Русское народное творчество. М., 2000
  5. Газета «Комсомольская правда» от 3 февраля 1952г., стр. 2-3
  6. Горький А.М. Литературно-критические статьи, М., 1937, стр.32
  7. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1999
  8. Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений в шести томах, ГИХЛ, т.1, стр.434
  9. Фольклор народов России, М., 2002
  10. Худяков И.А. Великорусские сказки, вып.1, М.,1860, стр.148


Категория: Блоги | Добавил: 89053734934
Просмотров: 205 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог