Сегодня: 04.02.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Своя игра "Куликовская битва"

СКАЧАТЬ (915.2 Kb) 18.01.2023, 20:20
Юнцевич Светлана Леонидовна
учитель, МАОУ ООШ №14

 

Ход историко-познавательного мероприятия
Ведущий. Наша интеллектуальная командная игра посвящена одному из самых тяжёлых, но одновременно наиболее выдающихся и славных событий истории Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков 1941—1945 гг. Событие это — Курская битва лета 1943 г. Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней, чем меньше остаётся в живых участников этого сражения, тем труднее сохранить в памяти то, что произошло на Огненной дуге. Во многих книгах о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва вообще не упоминается, или рассматривается вскользь как малозаметное, рядовое событие. Но факты истории — упрямая вещь, и не только для серьёзного исследователя. А они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства СССР и нацистской Германии достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала. В сражения с обеих сторон в ходе битвы было последовательно вовлечено более четырёх миллионов человек, около семидесяти тысяч орудий и миномётов, более тринадцати тысяч танков и самоходных орудий и около двенадцати тысяч боевых самолётов, что было значительно больше, чем это имело место в боях под Москвой и Сталинградом.
Танковая атака на Степном фронте. Август 1943 г.
Танковая атака на Степном фронте. Август 1943 г.

Уже одно это доказывает, что Курское сражение было одним из величайших событий Второй мировой войны, выдающимся проявлением мужества и героизма советских людей. Наш народ одержал не только военную, но морально-волевую победу. Способность к преодолению гигантских трудностей и тяжелейших испытаний, постоянная готовность к подвигу во имя Родины стали нормой поведения советских людей. Об этом нельзя забывать никогда.

За Сеймом, на холмистом берегу,
Незваный гость по нашим сёлам блудит.
Мы не забудем Курскую дугу,
Но трижды враг её не позабудет!
(Геннадий Степанов. «Письмо»)

Нам сегодня предстоит вспомнить драматические и героические события этого тяжелейшего испытания, которые в итоге привели к великой Победе.

Далее ведущий представляет команды, объясняет условия и правила проведения игры.

Ведущий. Наш конкурс состоит из нескольких туров, задания каждого из них посвящены какому-либо событию Курского сражения. Первый этап командной игры содержательно отражает подготовительный период сражения, планы его ведения, поэтому он получил условное название «Затишье перед боем».

Ах, затишье перед боем,
Не баюкай, не морочь.
Нынче криком, свистом, воем
Разразится эта ночь.
(Николай Перевалов. «Перед боем»)

В этом туре команды должны поочерёдно ответить на вопросы ведущего.

1 ТУР
«Затишье перед бурей»

1. 15 апреля 1943 г. Гитлер подписал оперативный приказ № 6. Именно он дал начало крупнейшей немецкой наступательной операции на советско-германском фронте. Каково её кодовое название? (Цитадель).

2. Перед операцией на Курской дуге германское командование перевело 5 авиационных групп с Запада для усиления своего воздушного флота на советско-германском фронте. А на основе какой авиационной группы он был сформирован? (Восток).

3. Советское командование для укрепления обороны и усиления своих войск образовало Резервный фронт. Его части располагались на открытой, безлесной местности. Поэтому позднее он был переименован. Какое название он получил? (Степной).

4. Какому органу принадлежала вся власть в стране в дни подготовки к Курскому сражению? (Государственному комитету обороны).

5. Курская битва включала в себя три крупные операции советских войск — Курскую оборонительную, Белгородско-Харьковскую наступательную и какую ещё? (Орловскую наступательную).

6. Перед Курской битвой велась серьёзная дипломатическая подготовка. Для того, чтобы укрепить антигитлеровскую коалицию, в мае 1943 г. была распущена мощная международная организация, деятельность которой вызывала большое недоверие среди западных союзников. Какая? (Коминтерн).

7. Германское командование рассчитывало после успешного завершения Курской битвы с ходу наступать на юго-восток. Эта операция называлась так же, как и новый образец немецкой военной техники, появившийся на полях Курского сражения. Как? («Пантера»).

8. Менее чем за месяц до начала Курской битвы, И.В.Сталин писал Президенту США Ф.Рузвельту: «Это ваше решение создаёт исключительные трудности для Советского Союза, уже два года ведущего войну с главными силами Германии и её сателлитов с крайним напряжением всех своих сил… Нужно ли говорить о том, какое тяжкое и отрицательное впечатление произведёт оставление нашей армии… без ожидавшейся серьёзной поддержки со стороны англо-американских армий». Что ожидал И.В.Сталин от союзников? (Открытие второго фронта в Европе).
Красная армия под Курском
Красная армия под Курском

9. Существуют данные, что Германия в случае победы в Курской битве намеревалась осуществить вторжение в одну из нейтральных стран Европы. Для этого даже разрабатывалась операция под кодовым названием «Песец». О какой стране шла речь? (Швеция).

10. Готовясь к Курскому сражению, советское командование разработало планы двух контрнаступательных операций. Они были названы фамилиями выдающихся российских полководцев. Одна получила название «Полководец Румянцев». А как называлась вторая? («Кутузов»).

Жюри подводит итоги первого тура игры.
Ведущий. Воспользовавшись стратегической паузой, советская и германская сторона разработали свои планы ведения сражения на Курской дуге. Всю силу первоначального удара немецкое командование решило сконцентрировать на очень узких участках фронта под Курском. Оно рассчитывало мощным таранным ударом быстро прорваться к городу, окружить и уничтожить самую крупную группировку советских войск. А советское военное руководство сумело своевременно вскрыть планы врага и провести огромную работу для отражения нового немецкого удара и подготовки контрнаступления. В таких условиях началась Курская битва.

Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.
(Марк Лисянский)

Так развернулись боевые действия горячего лета 1943 г., так называется и второй тур нашей интеллектуальной игры, посвящённый главным событиям Курской битвы.
Контрнаступление Красной армии под Курском. Схема
Контрнаступление Красной армии под Курском. Схема

Команды получают листы с тестовыми заданиями, где отмечают правильный вариант ответа, а затем сдают лист жюри.

2 ТУР
«Горячее лето 1943 г.»

I. Какое бытовое название получила линия фронта на центральном направлении весной 1943 г.:

1. Курский выступ

2. Харьковская впадина

3. Белгородская дуга

4. Орловский клин

II. Определите направление главных немецких ударов в ходе осуществления операции «Цитадель»:

1. Из Курска на Орёл и Белгород

2. Из Харькова на Курск

3. Из районов Орла и Белгорода на Курск

4. Все выше приведённые варианты неверны

III. Операция «Цитадель» фактически завершилась 12 июля 1943 г.:

1. Захватом Курска

2. Переходом немецких войск к обороне

3. Разгромом советских войск

4. Отступлением немецко-фашистских войск из Орла и Белгорода

IV. Советские полководцы первоначально предлагали два варианта действий на Курской дуге: оборонительный с последующим переходом в контрнаступление; и наступательный — нанесение опережающего удара по германским войскам. Кто выдвигал вариант, который был реализован на практике?

1. К.К.Рокоссовский и Н.Ф.Ватутин

2. Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский

3. А.М.Василевский и Н.Ф.Ватутин

4. Г.К.Жуков и А.М.Василевский

V. Чем завершилась советская военная операция «Кутузов» в ходе Курского сражения:

1. Освобождением Орла

2. Освобождением Белгорода

3. Освобождением Харькова

4. Освобождением Белгорода и Орла

Ведущий зачитывает задания и даёт правильные варианты ответов, а жюри сверяет их с теми, которые указали участники игры, и начисляет соответствующие баллы.

С целью придать игре большую динамичность в то время, пока команды отвечают на тестовые вопросы, организуется состязание болельщиков соревнующихся команд.

Ведущий. Огромную роль в Курской битве сыграло советское полководческое искусство генералов и высших офицеров, которые разработали и осуществили грандиозные стратегические операции по разгрому врага на полях сражений летом 1943 г.

Одна тишина, да изломы траншеи,
Да звёздные каски, да вражеский вал.
И что-то в тиши этой зреет и зреет.
За стрелкой секундной следит генерал.
(Сергей Поделков. «Ожидание»)

3 ТУР
«Полководцы великой битвы»

Этот тур можно провести в двух вариантах. В первом варианте используется компьютерное или проекционное оборудование, интерактивная доска. Тогда в режиме презентации программы Power point болельщикам команд поочерёдно демонстрируются портреты советских полководцев, принимавших участие в подготовке и проведении Курской битвы. Они сопровождаются краткими пояснениями (воинское звание и должность в тот период) без прямого указания фамилии военного деятеля. Ребята должны их назвать.

1. Маршал Советского Союза, заместитель Верховного Главнокомандующего (Г.К.Жуков)

2. Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба (А.М.Василевский)

3. Генерал армии, командующий Центральным фронтом (К.К.Рокоссовский)

4. Генерал армии, командующий Воронежским фронтом (Н.Ф.Ватутин)

5. Генерал армии, командующий Степным фронтом (И.С.Конев)

6. Генерал армии, заместитель начальника Генерального штаба (А.И.Антонов)

7. Генерал, командующий 1-й танковой армией (М.Е.Катуков)

8. Генерал, командующий 5-й гвардейской танковой армией (П.А.Ротмистров)

9. Генерал, командующий 11-й гвардейской армией (И.Х.Баграмян)

10. Генерал, командующий Западным фронтом (В.Д.Соколовский)

Второй вариант проведения третьего тура конкурса без использования видеоаппаратуры включает в себя следующее задание для болельщиков: впишите в таблицу (она выдаётся ведущим или его помощниками) как можно большее количество фамилий советских полководцев и высших военачальников, принимавших участие в подготовке и проведении Курской битвы. После выполнения задания листы сдаются жюри, которое анализирует ответ, подсчитывает число правильно названных рапилий. В копилку победившей команды начисляется количество баллов, равное разнице верных ответов.

Таблица 2
№ п/п
Фамилия советского военачальника
1.
c
...
c

Чаще всего в списке появляются следующие фамилии: И.В.Сталин, Г.К.Жуков, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, Н.Ф.Ватутин, И.Х.Баграмян, А.И.Антонов, М.Е.Катуков, П.А.Ротмистров, В.Д.Соколовский, Н.П.Пухов, М.С.Шумилов, А.С.Жадов, А.Б.Баринов, И.М.Чистяков, М.М.Попов, П.С.Рыбалко, И.И.Федюнинский, А.В.Горбатов.

Жюри подводит итоги, начисляет баллы.
Ведущий. Большой вклад в общую победу над врагом внесли деятели литературы. Многие из них сами участвовали в Курской битве в качестве журналистов и репортёров, бойцов. Они во всех подробностях описали её в своих произведениях, воплотили свои впечатления в стихи. Сами участники битвы тоже оставили свои литературные заметки и мемуары об этом великом сражении. Поэтому эти материалы могут быть использованы в качестве исторических источников. Им посвящён следующий тур нашего интеллектуального мероприятия. Основными действующими лицами в нём будут капитаны команд. Они сойдутся в очном состязании.

Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Юлия Друнина)

Капитанам команд придётся добывать знания о войне, а точнее о Курской битве на основании литературных источников и соотносить их с теми данными, которые у них уже имеются.

4 ТУР
«Историко­литературный» конкурс для капитанов

Ведущий зачитывает капитанам команд фрагменты литературных произведений, а они должны ответить на вопросы к ним. Первым право ответа получает тот, кто раньше поднимет руку. Если ответ неверный, то возможность ответить переходит другому капитану. Участники команд и болельщики не имеют возможности оказать помощь.

1. В стихотворении поэта А.Головкова есть такие строки:
В сорок третьем под Понырями,
Враг пытался в смертельном бою
Бронированными кулаками
Выбить русскую душу мою.

О каком этапе Курской битвы здесь идёт речь? (Попытка осуществления операции «Цитадель».)

2. В стихотворении «Огонь» А.Т.Твардовский писал:
Он мощь свою в борьбе обрёл,
Жестокой и кровавой,
Солдат-народ. И вот Орёл —
Начало новой славы.

Какое название имела операция советских войск о которой говорится в последних двух строках? (Контрнаступательная операция «Кутузов».)

3. Поэт Н.Ушаков так описал этот день в своём произведении:
Харьков слышит гул родных орудий,
Гул всё громче.
Звук разрыва сух.
Превратились в слух
Дома и люди
И деревья
Превратились в слух…
За противотанковыми рвами,
За скрещением дорог
Вдали
Харьков вырастает перед нами.
Мы идём,
Мы входим,
Мы вошли.

Какое название имел план операции, последний день которой описан в данном стихотворении? («Полководец Румянцев».)

4. В боях под Курском немецкие танковые части применили особенную тактику. Вот как её описывает советский писатель А.Ананьев в своём романе: «В центре…двигались лёгкие танки, самоходные пушки и гусеничные тягачи с автоматчиками-десантниками, а по бокам — тяжёлые танки. Они как бы прикрывали своей бронёй всю громадную железную лавину».

Какую геометрическую фигуру напоминал строй немецких танков? (Ромб. А.Ананьев. «Танки идут ромбом».)

5. Генерал армии С.М.Штеменко в своих мемуарах вспоминал: «Генерала Антонова и меня вызвали в Ставку. “Читаете ли военную историю?” — обратился Верховный к Антонову и ко мне. Мы смешались, не зная, что ответить. Вопрос показался странным: до истории ли нам было тогда! А Сталин между тем продолжал: “Если бы вы её читали, то знали бы, что ещё в древние времена, когда войска одерживали победы, то в честь полководцев и их войск гудели во все колокола. И нам неплохо бы как-то отмечать победы более ощутимо, а не только поздравительными приказами”».

Каким образом была отмечена победа советских войск, освободивших Орёл и Белгород? (Салютом в Москве.)

6. От имени этих людей, сражавшихся с врагом в районе Курска, поэт А.Мерков написал следующие строки:

В тылу врага мы бьёмся непреклонно,
Повсюду наши зоркие посты,
Взлетают в небо вражьи эскадроны,
Пылают склады, рушатся мосты.

Каково условное название операции, которую осуществляли эти люди? («Рельсовая война». А.Мерков. Походный марш курских партизан.)

7. Ю.Гончаров в повести «Сто холодных ночей» так описывает немецкий танк, который широко использовался в Курской битве: «По полю, приплюснутый и широкий, покачивая выставленным впереди себя орудийным стволом, движется немецкий “тигр”. Он ещё далёк, но от низкого рычания мощного дизеля, спрятанного внутри его многотонной туши, в моих ушах точно вата… Танк ещё далеко. Да и бесполезно стрелять ему в лоб, спереди у него толстая броня, в ней вязнут снаряды даже полковых пушек… Этот танк сделан из новой сверхпрочной стали».

Какую серьёзную ошибку допустил писатель в описании технических характеристик этого танка? («Тигр» был оснащён не дизельным, а карбюраторным двигателем).

8. В стихотворении А.Т.Твардовского, посвящённого героям Курской битвы, есть такие строки:
И голос праздничный орудий
В сердцах взволнованных людей
Был отголоском наших буден,
Был громче наших батарей.
И каждый дом и переулок,
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этом гуле
Орёл и Белгород — слова.

Какое конкретное событие описано в данном фрагменте стихотворения? (Первый салют в Москве в честь освобождения Орла и Белгорода).

9. Белорусский поэт П.Панченко в 1943 г. написал такие строки в стихотворении «Герой»:
Он крикнул гневно: «Вставай, пехота,
Мы не на пляже, а на войне!»
И лёг на колючку, обвившую доты,
И сотни солдатских сапог — полроты —
Прошли по его спине.
Что означало слово «доты»?

(Аббревиатура — долговременная огневая точка.)

Жюри подводит итоги данного тура.
Ведущий. Чтобы разбить врага, нужны не только храбрость и воинское умение, третье слагаемое победы — оружие. Курское сражение это наглядно продемонстрировало, оно было не только противостоянием людей, но и битвой военной техники.

Дымный ветер эпохи —
Разбойник и мастер.
Непреложное время.
Огонь и беда.
Как магнитом опилки,
Магнитною массой
Всё железо Европы
Притянуло сюда.
(В.Костров)

«Оружие Курской битвы»
Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы ведущего, посвящённые вооружению армий, которое применялось в ходе Курского сражения.

1. Перед началом Курской битвы, чтобы подбодрить свои войска, германское руководство провозгласило лозунг: «Лучшему солдату — ...» Озвучьте вторую часть этого лозунга. (Лучшее оружие.)

2. Советское командование на Курской дуге выстроило глубокоэшелонированную оборону. Против какого рода войск она предназначалась в первую очередь? (Против танков.)

3. На подступах к городу Курску было выстроено более 900 дзотов. А что это такое? (Долговременная земляная огневая точка.)

4. Это оружие, которое активно применялось в Курской битве, немецкие солдаты называли «адская мясорубка», а как его называли советские воины? («Катюша»).

5. Этот шедевр военной техники конструкторов М.И.Кошкина, А.А.Морозова, Н.А.Кучеренко сыграл выдающуюся роль не только в Курской битве, но и во всей Великой Отечественной войне. Что это было? (Средний танк Т-34).

6. На Курской дуге применялся самолет У-2, который с 1944 года после смерти его изобретателя стали называться ПО-2, а как его называли советские солдаты? («Кукурузник»).

7. На некоторых советских самолётах, воюющих в небе над Курской дугой, были изображены два льва с золотой пастью. Кому они принадлежали? (Нашим союзникам — французской авиаэскадрилье «Нормандия»).

8. Если летом 1941 г. немецкие танки были выкрашены в яркий чёрный цвет, то как изменилась их окраска в битве на Курской дуге? (Танки были выкрашены в защитный серо-зелёный цвет).

9. В Курском сражении активно применялись самоходные артиллерийские установки (САУ). Чем отличалась конструкция САУ от танков? (Башня танка вращается, а рубка САУ не поворачивается вокруг своей оси.)

10.Многие немецкие танки, принимавшие участие в Курском сражении, были светло-жёлтого цвета. Почему? (Они были переброшены с африканского фронта, где воевали в песках.)

11. На Курской битве сражались не только люди, но и танки со звериными названиями – «тигры» и «пантеры». А какая техника получила название «слон»? (Немецкая САУ «элефант».)

12. В летних боях 1943 г. неплохо проявил себя немецкий тяжёлый танк «тигр». Советские конструкторы танков приняли «вызов» и чуть позднее создали свой новый тяжёлый танк. Как он назывался? (ИС (Иосиф Сталин.)

13. Советские воины и техника шли в бой с красным знаменем с серпом и молотом, а какое знамя использовала германская армия? (На флаге — чёрная свастика в белом круге на красном поле.)

14. В Курской битве советские войска впервые использовали новый вид бомбы. Для каких целей она специально применялась? (Против танков.)

15. В Курском сражении немцы широко применяли бомбардировщики «Юнкерс 87», шасси у них не убиралось, и над колёсами для уменьшения сопротивления воздуха устанавливались обтекатели, внешне похожие на образец старинной русской обуви, только гигантских размеров. Как советские лётчики прозвали эти самолёты? («Лапотники».)

16. В сражениях лета 1943 г. немцы применяли 6-ствольный миномёт. Звук при выстреле мины из него напоминал вопль осла. Какое прозвище дали ему советские бойцы? («Ишак».)

17. С каким холодным оружием сравнил Гитлер Курский выступ? («Кинжал, направленный в сердце России».)

18. В одном военном музее имеются следующие данные на советскую пушку ЗИС — 3 под № 4785: начала войну на Курской дуге, закончила войну в Берлине, прошла свыше 6 тыс. км, выстрелила около 4 тыс. раз, уничтожила 33 танка, 21 штурмовое орудие, 74 автомашины, 14 орудий, 17 миномётов, 77 пулемётов, более 700 фашистов. Но самое главное в характеристике пушек этой серии было бы то, что при их производстве впервые в мире была применена новая технология, позволявшая изготовлять их быстро и в больших количествах. Какая? (Конвейерное производство.)

19. Официальное название этого советского истребителя могло обозначать неспешное крупное животное, но бойцы за его быстроту и маневренность дали ему уменьшительно-ласкательное название хищной птицы. Что это за самолёт? (Як, «ястребок».)

20. В оборонительной фазе операции на Курской дуге советские войска использовали новую для них тактику применения своих танков против наступающих танков противника. Какую? (Танки были зарыты в землю, на поверхности оставалась только башня, из пушек которой вёлся огонь по противнику.)

После подсчёта результатов пятого тура конкурса и подведения общих итогов, командная интеллектуальная игра выходит на финишную прямую.

Ведущий. Победа советских войск в Курской битве увенчала окончание коренного перелома в ходе всей войны, СССР прочно перехватил стратегическую инициативу, а гитлеровский блок начал активно разваливаться. От сокрушительного поражения под Курском фашистская Германия уже не могла оправиться. Победа в сражении на Курской дуге — одна из ярчайших страниц в героической книге памяти истории нашей Родины.

Те бои —
Как мера нашей силы.
Потому
Она и дорога,
Насмерть прикипевшая
к России,
Курская великая дуга…
(М.Борисов)

Наша интеллектуальная баталия вступает в завершающую стадию. Последний её тур призван ещё раз вспомнить те тяжёлые, но победоносные дни. В ходе блиц — турнира должна окончательно определиться команда-победительница.

БЛИЦ-ТУРНИР
«Дорогами Курской битвы»

1. Когда началась Курская битва? (5 июля 1943 г.)

2. Кто являлся Верховным Главнокомандующим Советскими вооружёнными силами в дни Курского сражения? (Сталин).

3. Где на Курской дуге состоялось самое крупное в военной истории встречное танковое сражение? (Под Прохоровкой).

4. Кто командовал Степным фронтом во время Курской битвы? (И.С.Конев).

5. Он был начальником Генерального штаба советских вооружённых сил летом 1943 г. (А.М.Василевский).

6. Во время Курского сражения англо-американские союзники начали большую наступательную операцию на Западе. Где? (В Италии.)

7. Когда советские войска перешли в контрнаступление в ходе Курской битвы? (12 июля 1943 г.)

8. Кто из Первых или Генеральных секретарей компартии принимал личное участие в Курской битве? (Н.С.Хрущёв).

9. Какой была численность группировки немецких войск для проведения операции «Цитадель»? (900 тыс. чел.)

10. Он командовал немецкой группой армий Центр» в дни Курской битвы. В переводе с немецкого его фамилия означает «умный». (Клюге.)

11. Этот советский лётчик, единственный в истории пилот, сумевший в одном воздушном бою в небе над Курской дугой сбить 9 вражеских самолетов. (А.Х.Горовец.)

12. Какое количество танков принимало участие во встречном бою под Прохоровкой с обеих сторон? (1200.)

13. Этот генерал-полковник немецких войск, принимавший участие в Курском сражении, получил от сослуживцев прозвище «лев обороны». (Модель.)

14. В воздушных боях в Курской битве участвовал герой произведения Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Кто? (А.П.Маресьев.)

15. Освобождением какого города завершилась советская военная операция «Полководец Румянцев» в ходе Курского сражения? (Харькова.)

16. Сколько дней продолжалась Курская битва? (50.)

17. В Курском сражении «открыл счёт» сбитым вражеским самолётам будущий трижды Герой Советского Союза. Кто? (И.Н.Кожедуб.)

18. После поражения немцев в Курской битве их союзники начали выводить свои войска с восточного фронта. Из-под Ленинграда была выведена «Голубая дивизия». Солдаты какой страны в нею входили? (Испании.)

19. Когда завершилась Курская битва? (23 августа 1943 г.)

20. В сражении на Курской дуге воевал будущий космонавт Г.Береговой. Какая у него была воинская специальность? (Лётчик.)

21. Ещё весной 1943 г. знаменитый советский разведчик сумел добыть важные сведения об операции «Цитадель». Кто это был? (Н.И.Кузнецов.)

22. Действия разных советских фронтов в ходе Курской битвы координировали два представителя Ставки Верховного Главного командования. Одним из них был А.М.Василевский, а кто был второй? (Г.К.Жуков.)

23. Когда завершилась операция «Кутузов» в ходе Курской битвы? (5 августа 1943 г.)

24. В ходе Курской битвы впервые в честь побед советских войск был произведён салют. Когда? (5 августа 1943 г.)

25. Он командовал немецкой группой армий «Юг» в дни Курской битвы. В переводе с немецкого его фамилия означает «человек-камень». (Манштейн.)

26. Отступающие после поражения под Курском немецкие войска пытались закрепиться на «восточном валу». По правому берегу какой реки он проходил? (Днепр.)

27. Кто командовал войсками советского Центрального фронта в Курском сражении? (К.К.Рокоссовский.)

28. Когда началась операция «Кутузов»? (12 июля 1943 г.)

29. Какой город, за который шли бои в ходе Курской битвы, немцы называли «воротами на Украину» и «ключом к Донбассу»? (Харьков.)

30. В курской битве участвовала новая боевая немецкая техника под названием «фердинанд». Что это было? (САУ — самоходная артиллерийская установка.)

Затем следует подведение общих итогов и награждение команд, игроков и болельщиков.

Алексей МЕЛЬНИКОВ
СОШ № 1 г. Нижнекамска с углублённым изучением
предметов им. Н.М.Максимова, Татарстан

Литература
Венок славы. Т.5, М., 1988.
Внеклассная работа по истории./ Авт. Сост. Р.Н.Чеброва, А.В.Бармин. Саратов, 2003.
Головатенко А. Человек, общество, власть в условиях войны // История. 2005. № 3.
Иванова Г.Г. «Огненная дуга». Материалы к уроку и внеклассному мероприятию по истории Орловско-Курской операции //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 10.
Кислицына Л. П., Суслова Л.М. Познавательная игра для старшеклассников // Классный руководитель. 2004. № 8.
Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской // Классный руководитель. 2004. № 8.
Петрович В. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война // История. 2005.
№ 1.
Предметная неделя истории в школе: конкурсы, викторины, олимпиады / Н.И. Харьковская Ростов н/Д, 2007.
Чернова М. Далекому мужеству верность храня // История. 2008. № 3.
Чернова М. Начало Великой Отечественной // История. 2004. № 37.


Категория: Блоги | Добавил: svetall0107
Просмотров: 24 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
V Всероссийский творческий конкурс к 23 февраля "Подарок для настоящего мужчины"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мой папа"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Чудо - валентинки"
VI Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
V Всероссийский творческий конкурс  "Животные забавные - они такие славные!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
IX Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.02.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог