Театрализованная деятельность как средство подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к олимпиаде и конкурсу
В настоящее время идут оживлённые споры по проблеме возможных способов получения полноценного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникает актуальность определения места и роли специального обучения и воспитания в образовательном пространстве.
На современном этапе проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает всё большую значимость в связи с резким увеличением их числа. Среди школьников с проблемами в развитии самую многочисленную категорию составляют умственно отсталые, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения головного мозга. Наряду с первичным дефектом (нарушением познавательной деятельности) дети с нарушением интеллекта имеют ряд вторичных осложнений.
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребёнка и рассматривается как важный компонент воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Л.С. Выготский писал: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Органическое поражение ЦНС приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для того, чтобы умственно отсталые дети были способны самостоятельно жить, соблюдая нормы общественного поведения и принося пользу обществу своим добросовестным трудом, необходимо, чтобы они осмысленно владели устной и письменной речью. Вся внеклассная работа с умственно отсталыми школьниками должна строиться с ориентиром на преодоление свойственной им бедности языка и представлений об окружающем мире.
Во внеклассной работе особое место стоит отвести театрализованной деятельности, которая стимулирует активную речь детей за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства речи, дети стараются соответствовать характеру героев, их поступков, стараются говорить чётко, чтобы все его поняли. В театральной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная монологическая речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность событий, их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Чем больше развита у ребёнка речь, тем шире его возможности познания. Театральные игры дают возможность перейти от бессловных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами костюмов, что будоражит фантазию, развивает воображение. Дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться, не стесняясь. Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это деятельность, которая формирует привычку к выразительной публичной речи и воспитывается в детях путём привлечения к выступлениям перед аудиторией.
Для умственно отсталых детей важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Постановка сказки – конечный результат. Этому способствует предварительная работа, которая заключается в использовании различных театрализованных игр и упражнений.
Так со своим классом мы проинсцинировали литературное произведение «Хозяйка пошла на базар», показали на Осеннем балу сказку «Репка» на новый лад с участием родителей. В настоящий момент готовим кукольный театр « Колобок».
Таким образом, исходя из вышесказанного и опыта работы с уверенностью можно сказать, что театрализованная деятельность не только вводит детей в мир прекрасного, но и способствует всестороннему развитию детей с интеллектуальными нарушениями, развивает их речь, что помогает при подготовке к конкурсам и олимпиадам.
|