Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Техническая подготовка пловца

СКАЧАТЬ (18.2 Kb) 27.01.2024, 10:15
Липовая Елена Евгеньевна
тренер-преподаватель, МБУ СШ по плаванию "Юника"
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ

Техническая подготовка пловцов

 
Техника спортивного плавания – целостная система движений, которая позволяет пловцу преодолевать дистанцию с возможно большей скоростью, тактически рационально и в соответствии с правилами соревнований.

Техническая подготовленность пловца характеризуется совокупностью его двигательных умений, навыков и степенью их совершенства. Следует различать технику - как некоторую биомеханическую и педагогическую модель двигательных действий пловца и техническую подготовленность - как характеристику уровня овладения пловцом двигательными действиями в спортивном плавании. Критериями технической подготовленности, с одной стороны, является объём, разносторонность двигательных навыков и умений (что умеет спортсмен), с другой – эффективность, освоенность, то есть критерии, характеризующие степень овладения спортсменом техникой движений (Ж. К. Холодов, 2000).

В плавании выделяют общую и специальную техническую подготовленность. В основе общей технической подготовленности пловца лежат его координационные способности, развиваемые в процессе работы по овладению широким спектром разнообразных двигательных действий, используемых в тренировке (сложные в координационном отношении общеразвивающие упражнения, спортивные игры, лыжи, элементы синхронного плавания, водное поло и др.). Поэтому для общей технической подготовки большое значение имеют критерии объёма и разносторонности применяемых действий. По мере овладения техникой упражнений и формирования у пловца двигательных умений навыков упражнения перестают оказывать стимулирующее развитие на координационные способности и приобретают тренировочную направленность. Это требует от тренера включения в процесс технической подготовки новых в двигательном отношении упражнений (Ж. С. Ванькова, 1990).

Большое значение для пловца имеет оценка эффективности его двигательных действий, определяемая по чистоте технического выполнения упражнения в баллах.

Во - первых, такая оценка позволяет судить об овладении пловцом техникой упражнения.

Во - вторых, оценка правильности выполнения упражнения позволяет уточнить пловцу своё восприятие и двигательное представление об упражнении.

При наличии ошибок в выполнении упражнения пловец сравнивает своё восприятие и оценку двигательного действия с оценкой тренера и пробует сознательно исправить ошибку. Если это не помогает, то следует подобрать упражнения, направленные на исправление данной ошибки. Оценка эффективности двигательных умений и навыков является необходимым элементом при обучении и совершенствовании технических действий (В. Н. Платонов, 1988).

Спортивная практика показывает, что пловцы с более высоким уровнем общей технической подготовленности лучше овладевают рациональной техникой плавания. Общая техническая подготовка имеет большое значение в плавании, особенно на этапах начальной и базовой подготовки, а также в подготовительном периоде на всех этапах многолетней подготовки пловцов.

Специальная техническая подготовленность пловца определяется уровнем овладения техникой соревновательных действий и упражнений по её совершенствованию. Можно выделить технико-тактическую подготовленность пловца как составную часть специальной технической подготовленности, проявляемую при проплывании дистанций на соревнованиях. Совершенствование техники избранного способа плавания строится на базе совершенствования техники дополнительных способов плавания, чтобы прочно закреплённый двигательный навык, ограниченный узкими рамками специализации, не превратился в препятствие для дальнейшего роста спортивных достижений (В. А. Аикин, 1997).

Объём и разносторонность специальной технической подготовки, по сравнению с общей, ограничены количеством упражнений, направленных на совершенствование техники плавания. Поэтому тренеру необходимо следить за появлением новых упражнений и брать их на вооружение. По мере роста спортивного мастерства остаётся всё меньше и меньше упражнений специальной технической подготовки, которым ещё не овладели пловцы. Поэтому для совершенствования координационных способностей пловца наряду с новыми упражнениями используют упражнения по совершенствованию специализированных восприятий пространства, развиваемых усилий, темпа, времени, чувства воды (Н. Ж. Булгакова, 1989).

Основным показателем специальной технической подготовленности является эффективность техники соревновательных действий пловца. Для оценки эффективности часто используют субъективный метод – мысленное сопоставление тренером техники пловца с некоторым идеалом эталоном по пятибалльной системе. Для повышения эффективности лучше всего использовать среднюю оценку нескольких экспертов (тренеров). Более объективной оценкой эффективности специальной технической подготовленности является сопоставление основных ориентиров педагогической модели техники плавания, стартов поворотов с техникой пловца (Д. Е. Каунсилмен, 1983). Пловец повторно проплывает 25-метровые отрезки с соревновательной скоростью, а тренер последовательно отмечает совпадения техники пловца с ориентирами педагогической модели. Оценка определяется количеством совпавших ориентиров; несовпадение ориентиров модели с техникой пловца требует разработки комплекса упражнений, направленного на ликвидацию данного несоответствия (В. Ю. Давыдов, 1996).

При наличии методики, позволяющей получить количественные биомеханические характеристики техники пловца, полученные данные сравниваются с биомеханической моделью или усреднёнными данными техники движений высококвалифицированных пловцов. Оценке подлежат как отдельные фазы двигательного действия, так и техника в целом. В качестве биомеханических ориентира для оценки технической подготовленности может быть использован так называемый относительный шаг пловца (расчётный показатель, равный отношению фактической длины шага пловца при плавании к его «геометрическому шагу») (Л. П. Макаренко, 1992). Чем выше данное отношение при оптимальных значениях темпа, тем эффективнее техника движений. Данный показатель может быть использован для оценки эффективности гребковых движений руками - относительного шага пловца при проплывании контрольного отрезка при помощи рук, технической подготовленности - относительного шага пловца в условиях соревнований (В. Н. Платонов, 2000).

Для оценки эффективности технической подготовленности могут применяться критерии реализации двигательного потенциала пловца. Данные критерии определяются путём сравнения результата спортсмена в технически сложном задании (соревновательное упражнение или специальный тест) с результатом в более простом задании, требующем проявления одних и тех же двигательных качеств, что и основное. Так, критериями реализации силового потенциала спортсменов в плавании являются коэффициент использования силовых возможностей и коэффициент координации (С. М. Гордон, 1968).

Немаловажным критерием технической подготовленности пловцов является освоенность техники, выражаемая в умении спортсмена не снижать эффективность техники при внешних (изменение эмоционального состояния, нарастающее утомление) сбивающих факторах. Чем совершеннее техника пловца - тем выше его способность к сохранению оптимальных величин соревновательного темпа и длины шага на протяжении всей дистанции в условиях нарастающего утомления. Критериями освоенности техники движений пловца являются устойчивость основных элементов техники при изменении его состояния, сохранение двигательных умений после перерыва в тренировке (В. А. Аикин, 1997).


Категория: Блоги | Добавил: april
Просмотров: 176 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог