Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Техническая подготовка в плавании

СКАЧАТЬ (32.3 Kb) 08.01.2024, 20:55
Данилова Елена Витальевна
тренер-преподаватель, ОГБУ ДО ОСШ
Актуальность. Уровень качества тренировочного процесса во многом определяется наличием учебно-методического материала, отражающего современные, передовые позиции научных достижений, в конечном итоге являясь прямым помощником тренера в подготовке спортсменов высокого уровня.
Основой данной работы стали материалы исследований, касающиеся возрастной динамики формирования гребка руками в плавании дельфином.

Объект исследования -  процесс технической подготовки пловцов.

Предмет исследования - совершенствование техники гребка руками у пловцов-брассистов.

Цель исследования - исследовать особенности кинематических характеристик гребка руками в способе плавания брасс у пловцов 10-12 лет.

Гипотеза. Предполагалось, что процесс технической подготовки пловцов будет эффективнее, а спортивные результаты возрастут:
- если будут внедрены инструментальные методы  контроля пространственно - временных характеристик гребка руками;
- освоение и совершенствование техники гребка руками будет происходить индивидуально с учетом возможных ошибок;
-  при разработке средств и методов коррекции технической подготовки будут учитываться индивидуальные особенности спортсменов.

В соответствии с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи работы:
- изучить состояние проблемы по литературным источникам.
- определить кинематические параметры гребка у пловцов - брассистов 10-12 лет.
- выполнить подбор средств для коррекции техники гребка с учётом возраста, уровня подготовленности и индивидуальных особенностейспортсменов.
- изучить степень воздействия комплекса средств коррекции техники гребка на кинематические характеристики гребка пловцов - дельфинистов.
Инструментальный анализ техники проводили при покадровом просмотре видеозаписи подводной части гребка руками в замедленном режиме.
Для изучения кинематических характеристик техники  анализировалась подводная часть движения руками в плавании способом дельфин. Для сравнительной оценки кинематических характеристик гребка использовались модельные характеристики техники плавания способом дельфин, разработанные в Таллиннском педагогическом институте Р. Б. Хальяндом и используемые европейскими федерациями плавания.

Организация и экспериментальная база исследования.
Исследования проводили на базе ОГБУ ДО ОСШ по водным видам спорта течение 2022 - 2023 годов. В обследовании  принимала участие группа пловцов высокой квалификации, преимущественно специализирующихся в плавании брассом в количестве двенадцати человек.
Практическая значимость работы заключается в изучении техники гребка руками  высококвалифицированных пловцов - брассистов для выявления  и сравнения  кинематических характеристик с модельными параметрами. На основании полученных данных были разработаны практические рекомендации  для внедрения в учебно-тренировочный процесс с целью  дальнейшего  совершенствования техники. Произведена оценка влияния комплекса упражнений и рекомендаций на характеристики гребка.
Особенности исследования техники брассистов 10-12 лет и полученный характер ошибок представлен в таблице 1.
По сути дела, те ошибки, что отмечены у высококвалифицированных спортсменов, могли быть заложены раньше. И если мы пролонгируем результаты наших исследований, начиная с младшего возраста, то наверняка сможем убедиться в этом.Причины этого следует искать, прежде всего, в физической подготовке, которая должна быть правильно сбалансирована в течение всего многолетнего тренировочного процесса и в первоочередном плане подчинена технике. Недостаточная работа над техникой и несогласованное развитие техники и прежде всего силы у пловцов - брассистов приводит к ошибкам на этапе спортивного совершенствования.

Таблица 1 - Характер ошибок в гребке пловцов -  10-12 лет

 
1. Широкий гребок в фазе подтягивания 50%
2. Несимметричный гребок 16,6%
3. Медленное сведение локтей 50%
4. Затянутая фаза захвата 25%
5. Провал локтя в фазе подтягивания 16,6%
6. Укороченная амплитуда гребка 25%
7. Гребок, приближенный к норме  модельных параметров 41,6
8. Нестабильный под нагрузкой гребок 8%

Становится очевидным, что для увеличения скорости продвижения пловца, необходимо увеличить скорость движения руки, при этом сопротивление воды будет возрастать в квадратичной зависимости от скорости кисти. Поэтому требуется постоянная силовая подготовка и работа над главными участвующими в гребке группами мышц с одновременной ориентацией на количественные характеристики – темпа, шага, пространственных и временных параметров модельной траектории гребка.
Таким образом, вышеизложенный материал свидетельствует о том, что у пловцов - брассистов имеются нарушения в гребке руками, которые могут являться типичными ошибками. Причинами возникновения этих ошибок могут быть следующие факторы: возникновения искажений в технике при изучении и становлении гребка, недостаточная специальная физическая  подготовленность спортсменов, влияющая на технику выполнения гребковых движений, отсутствие необходимого своевременного контроля,  информации о форме гребка, средств и методов его коррекции.
К 14-16 годам (первый спортивный разряд и выше) происходит стабилизация техники гребка, что затрудняет в дальнейшем работу над ошибками. Для своевременной коррекции гребка также необходим этапный контроль за техникой.
Применение целенаправленного воздействия на параметры гребка руками у пловцов в течении четырех месяцев и последующее повторное исследование дало некоторое улучшение показателей.

Таблица 2 - Характер ошибок в гребке пловцов - брассистов 10-12 лет, после применения программы исправления ошибок.

 
1. Широкий гребок в фазе подтягивания 25%
2. Несимметричный гребок 16,6%
3. Медленное сведение локтей 25%
4. Затянутая фаза захвата 16,6%
5. Провал локтя в фазе подтягивания 8%
6. Укороченная амплитуда гребка 25%
7. Гребок, приближенный к норме  модельных параметров 50%
8. Нестабильный под нагрузкой гребок 8%

Выводы
По-видимому, для плавания, как двигательного действия в процессе обучения формируется своя, основная, базовая программа, при реализации которой приспособление к переменным условиям скорости плавания происходит за счет индивидуального соотношения темпа движений и шага.
Использование инструментальных методов контроля за технической подготовленностью в сочетании с экспертной оценкой полученных результатов позволяет более объективно оценить технику спортсмена.
Таким образом, используя расширенные характеристики экспертной оценки техники юных пловцов, в основу которых  заложена кинематика подводной части гребка, возможен более объективный анализ техники, что в определенной степени может повлиять на отбор при переводе пловцов в следующую возрастную группу.
Анализ траектории гребка пловцов - дельфинистов показал, что у высококвалифицированных спортсменов имеются нарушения в гребке руками, которые могут являться типичными ошибками.
Ошибки в технике гребка руками имеют тенденцию к сохранению на протяжении долгого времени.
С ростом квалификации и физической подготовленности спортсмена стабильность гребка улучшается.
Практические исследования, проведенные на основе анализа теоретической информации, позволили выявить слабые стороны подготовки спортсменов. На основе этих данных были разработаны практические рекомендации, которые были внедрены в процесс технической  подготовки пловцов.
Изменения и дополнения, введенные в процесс технической подготовки пловцов, способствовали улучшению кинематических характеристик гребка руками  в плавании способом дельфин. Отмечено улучшение результативности у всех испытуемых спортсменов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа  специальной научно-методической литературы, является несомненным, что проблема качества технической подготовки пловцов на разных этапах многолетней подготовки является важной. Это связано и с постоянно возрастающими скоростями в плавании и с изменениями в правилах соревнований, и с совершенствованием техники.
Определены кинематические параметры гребка для пловцов 10-12 лет. Проведена экспертная оценка техники в сочетании с методами инструментального контроля.
Выявлены типичные ошибки у пловцов брассистов высокой спортивной квалификации и установлено их возможное происхождение.
Наиболее характерными ошибками являются: широкий гребок с асимметрией и запаздывание момента скрытия локтей в гребке.
На основании проведенных теоретических и практических  исследований нами были разработаны практические рекомендации по методике совершенствования техники плавания и исправления ошибок на различных этапах многолетней подготовки пловцов. После внесения корректив в тренировочный процесс, определены средства тренировочного воздействия, которые должны учитывать возрастные, и физиологические особенности пловцов. Разработанный комплекс средств и методов для коррекции гребка пловцов высоких спортивных разрядов подобран в соответствии с выявленными ошибками и  направлен на повышение специальной физической и технической подготовленности спортсменов.

Список литературы
1. Агаджанян, К. А. Биоритмы, спорт, здоровье / К. А. Агаджанян – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 177 с.       
2. Дубровский, В. И. Спортивная физиология : учебник /                                 В. И. Дубровский. М. : Владос, 2005. 462 с.
3. Начаев, А. В. Распределение средств и методов совершенствования силовых качеств и выносливости в годичном тренировочном макроцикле гребцов-байдористов 15-16 лет: автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Начаев; МГАФК. Малаховка, 2006. 23 с.
4. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта /Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов.-М.: ТВТ Дивизион,2009.-360 с.
5. Смит, М. Программа тренировки на каждый день / М. Смит,                   Т. Нильсен – М. : ФИСА, 1993. – 65 с.
6. Физическая подготовка единоборцев. Теоретико-практические рекомендации /Максимов Д. В., Селуянов В. Н., Табаков С. Е.– М. ТВТ Дивизион, 2011.160 с.

 
тренер – преподаватель высшей категории
ОГБУ ДО ОСШ по водным видам спорта г. Челябинска
Данилова Елена Витальевна


Категория: Блоги | Добавил: ЕленаVV
Просмотров: 174 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог