Технологическая карта изучения темы «Измерение углов» 5 класс.
(98.6 Kb)
18.08.2020, 10:18
Шалько Ирина Васильевна
учитель математики, МБОУ Лицей № 3 город Иркутск
Шалько Ирина Васильевна
МБОУ Лицей № 3 город Иркутск
Учитель математики
Технологическая карта изучения темы «Измерение углов» 5 класс.
Предмет математика
Класс 5
Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока проблемно-диалоговая с применением ОЭИР
Тема «Измерение углов»
Цель создание условий для овладения обучающимися знаниями о градусной мере угла и способе её измерения.
Основные термины, понятия угол, равенство углов, величина угла, градусная мера угла, градус, транспортир.
Планируемый результат
Предметные умения
иметь представление о понятиях "величина угла", "градусная мера угла";
знать единицу измерения угла – «градус»;
уметь измерять величину угла разными способами (на глаз, наложением);
уметь измерять величину угла с помощью транспортира;
уметь строить в тетради угол заданной величины.
Личностные УУД:
устанавливать связь между целью учебной деятельности, ее мотивом и её результатом;
определять общие для всех правила поведения в коллективе и в группе;
оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
составлять инструкцию и формулировать правила;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
осуществлять сравнение и классификацию, указывая на её основание;
уметь использовать компьютерные технологии для достижения своих целей;
строить логически обоснованные рассуждения;
самостоятельно составлять инструкции и планы и уметь по ним работать.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и коллективе;
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, прислушиваясь к мнению других.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция
Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др. – М.:ООО «Русское слово», 2016.
Технические средства обучения
Интерактивная доска Smartboard ПО Notebook 10;
ПК и МД проектор;
Раздаточный материал
Транспортир
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный
Подготовить учащихся к работе на уроке: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, сравнение) и познавательные процессы (внимание, память).
Постановка учебной проблемы Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности Создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы и провести их коррекцию.
Применение новых знаний Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности Выявить качество уровня овладения знаниями; проанализировать и оценить качество полученных знаний.
Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.
Что должно находиться на вашем рабочем месте сегодня, на уроке? Почему?
Прежде чем переходить к дальнейшему разговору о геометрических фигурах, нам необходимо вспомнить с какими фигурами мы познакомились на прошлых уроках.
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и наличие школьных принадлежностей, необходимых для проведения данного урока.
Проговаривают, что сегодня на уроке обязательно должны быть чертежные инструменты, так как продолжается изучение темы «Геометрические фигуры».
Актуализация опорных знаний. Предметные:
- правильно называть геометрические фигуры;
- сравнивать фигуры способом «наложения»
Метапредметные (УУД):
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- выполнять анализ;
Слайд 1.
1.Придумайте вопрос по рисунку и задайте кому-либо из класса.
2.Разбейте данные фигуры на группы и назовите признак, по которому вы выполнили разбиение.
1. Например могут быть вопросы:
- Назовите отрезки (лучи, прямые, углы);
- Какая фигура лишняя на рисунке? Почему?
- Сколько углов изображено на рисунке?
2.Например:
- с углами и без углов;
- лежащие на прямой, и не лежащие на прямой и т. д
- можно сравнить и нельзя сравнить..
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 2.
1. Попробуйте определить равные углы «на глаз» и проверьте своё предположение.
3Учащиеся высказывают свои предположения и выходят к доске, что бы проверить их на практике способом «наложения»
Постановка учебной проблемы Предметные:
- выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли Скажите, а если бы у нас не было возможности сравнить углы способом наложения?
Как бы мы могли их сравнивать?
Слайд 3.
Как вы думаете, что это за прибор и может ли он нам пригодиться?
На следующем уроке кто-нибудь расскажет нам, как пользоваться морским компасом и что означают фраза «6 румбов на зюйд-зюйд-вест». Учащиеся высказывают предположения, что нужен инструмент для измерения углов.
Учащиеся высказывают предположения, что это компас и рассказывают, что им «измеряются углы» на море.
Формулирование проблемы, планирование
Личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
определять последовательность действий на уроке.
А как называется современный прибор для измерения углов?
Итак, подведем итог и определим, чему же мы должны сегодня научиться?
Учитель подводит итоги и формулирует цели и задачи на урок.
Цель урока: научиться определять величину угла с помощью транспортира.
Задачи:
- научиться пльзоваться транспортиром;
- научиться измерять углы;
- научиться откладывать углы.
знать устройство транспортира;
знать единицу измерения угла – градус;
уметь измерять величину угла с помощью транспортира;
уметь строить в тетради угол, заданной величины.
1.Итак, вы получили в руки новый незнакомый инструмент.
Что первое вы должны сделать, когда покупаете в магазине новый незнакомый инструмент?
У нас её нет, поэтому мы сами должны её составить.
Учащимся предлагается в тетради начертить и заполнить таблицу. Таблица изображена на доске.
Текст, выделенный красным, заполняется в ходе урока.
Ознакомиться с инструкцией.
Открытие нового знания
Личностные:
определять и осваивать общепринятые нормы поведения в коллективе;
Формировать осознанное уважительное отношение к мнению другого человека
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
выдвигать гипотезы и предложения на основе учебного материала;
работать по плану;
составлять план;
познавательные:
уметь сравнивать и анализировать учебную информацию;
уметь ориентироваться в знаниях и незнаниях;
коммуникативные:
уметь выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
Геометрическая
фигура Отрезок Угол
Инструмент для измерения Линейка Транспортир
Величина Длина Градусная мера
Единица измерения 1см= 1/100 метра 10 = 1/180 доли развернутого угла
Чему теперь мы должны научиться?
2.Изобразите в тетради угол любой величины и назовите его.
Попытаемся измерить его и сформулировать правило для измерения углов с помощью транспортира.
Учитель дублирует действия учеников на доске.
А
О В ے АОВ = 570.
Обучающиеся проводят аналогию и сравнение линейки и транспортира.
В процессе беседы узнают, что их знаний недостаточно для измерения величины угла.
Определяют единицу измерения угла – градус и дают его понятие.
Измерять углы с помощью транспортира и откладывать углы данной величины.
Обучающиеся предлагают варианты шагов для выполнения построения, формулируют правило.
Правило:
1.Приложить центр транспортира к вершине угла;
2.Совместить линейку транспортира с одной из сторон угла;
3.Отсчитать от отметки 00 количество делений до второй стороны;
4.Записать, чему равна величина угла.
2. Отложите угол равный 1350.
Пусть ے АОВ = 1350
Учитель на доске выполняет построение по правилу.
А
О В
Обучающиеся предлагают варианты шагов для выполнения построения, формулируют правило.
Правило:
1.Начертить луч ОВ;
2.Приложить к началу луча центр транспортира, совместив со стороной угла ОВ;
3.Найти отметку 1350 и поставить точку;
4.Соединить данную точку с началом луча О;
5.Отметить точку А и выделить угол.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
уметь проводить сравнение и анализ;
работать по плану;
проводить оценку полученного результата.
познавательные:
осуществлять сравнение и анализ учебного материала;
коммуникативные:
уметь организовать учебное сотрудничество в паре;
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Работа в парах по плану.
План работы выдан на каждую парту.
Также, на каждую парту, выданы 6 шаблонов вырезанных из красной, желтой и зеленой бумаги углов (по три пары равных).
Данные шаблоны в дальнейшем будут использованы для рефлексии.
План работы:
Задание 1.
1.Сравните углы наложением.
2.Разбейте на две группы.
3.Выполните измерение своих трех углов.
4.Сравните результаты с напарником.
5.Оцените работу напарника и себя.
Задание 2.
1.Предложите своему напарнику начертить угол любой заданной величины.
2.Обменяйтесь тетрадями.
3.Проверьте правильность выполненного построения.
4.Оцените работу напарника и себя.
Учитель подводит итоги, выявляет пробелы для коррекции на следующем этапе.
Обучающиеся выполняют практическое задание.
Обучающиеся подводят итоги своей работы, выявляют пробелы и сообщают об этом учителю
Применение нового знания
Предметные:
уметь определять величину угла;
знать и использовать понятие градусная мера угла
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
осуществлять контроль своей деятельности;
отличать верно выполненное задание от неверного.
познавательные:
проводить анализ и сравнение полученных знаний;
применять полученные знания в нестандартой ситуации.
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
На интерактивной доске изображен интерактивный циферблат.
Задание: определите величину угла между стрелками.
Учитель или обучающиеся выходят к доске, меняют расположение стрелок и задают вопросы одноклассникам по своему выбору.
Домашнее задание: стр. 158; №1, №3, №7,
а также по желанию найти информацию о «Морском компасе»
Например:
Чему равен угол между секундной и часовой стрелкой? (1500)
В это время происходит коррекция умений обучающихся, не усвоивших материал на предыдущем этапе.
Рефлексия учебной деятельности
Личностные:
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
У вас на столах лежат ваши макеты углов, которые вы измеряли. Они разных цветов: красный, желтый и зеленый.
Оцените с помощью этих фигур результат урока:
- если вы всё поняли, и научились всему вышесказанному, поднимите зелёный уголок;
- если вы не всё поняли – желтый;
- если вы ничего не поняли и ничему не научились – красный.
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, анализируют полученные знания, сопоставляют с поставленными задачами и оценивают свою работу на уроке.
Список использованных источников:
1. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др. – М.:ООО «Русское слово», 2016.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.