Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологическая карта логопедического занятия "Звук [з]" для детей с ТНР

СКАЧАТЬ (50.0 Kb) 13.10.2022, 20:42
Еремеева Полина Васильевна
учитель-логопед, ГБОУ школа-интернат г.о Отрадный
Технологическая карта
групповой образовательной деятельности по формированию произношения у детей
II уровня ОНР  (по ПАООП для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой; II период обучения; февраль, 3 неделя)

Тема: «Звук [з]».
Цель: автоматизировать правильное произношение звука [з] и формировать фонематическое восприятие данного звука в речи.

 
Образовательная область Задачи Образовательные результаты
Речевое развитие
Коррекционно-образовательные:
  1. Сформировать умение давать акустико-артикуляционную характеристику звуку [з].
  2. Сформировать умение слышать и выделять на слух звук [з] на фоне слов и  быстро реагировать на заданный звук движением.
  3. Сформировать умение запоминать и воспроизводить чистоговорки со звуком [з].
  4. автоматизировать произношение звука [з] во фразах.

Коррекционно-развивающие:
1) Развивать оральный праксис для четкого произнесения звука [з] в процессе выполнения артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Блинчик», «Подуть на блинчик» и «Кошечка».
2) Развивать направленный, длительный речевой выдох в процессе выполнения дыхательной гимнастики со снежинками.

Коррекционно-воспитательные:
Воспитать способность к самооценке во время подведения итогов занятия.
 
  1. Дети правильно характеризуют звук [з] и называют его согласным, звонким, твердым.
 
  1. Дети правильно и быстро реагируют разными движениями, когда слышат звук [з] на фоне слов.
 
  1. Запоминают и воспроизводят чистоговорки со звуком [з].
 
  1. Дети правильно произносят звук [з] во фразах.
 
  1. Правильно и ритмично под счет выполняют упражнения: «Заборчик», «Блинчик», «Подуть на блинчик» и «Кошечка».
  2. Умеют длительно дуть в центр снежинки.






Дети оценивают свою активность на занятии и наклеивают смайлик на горку.
Физическое развитие
  1. Развивать пальцевой праксис в процессе выполнения пальчиковой гимнастики «Зайчики».
  1. Дети правильно выполняют пальчиковую гимнастику «Зайчики».

Методы: Наглядные – метод иллюстрации; практические – игровые упражнения; словесные – беседа.

Оборудование: игрушечная зайчиха Зоя, 3 маленьких игрушечных зайчонка, зеркала (для каждого ребенка), картонные снежинки на ниточках (для каждого ребенка), пазлы с зайчонком, предметные картинки (коса, ваза, нос, забор, лиса, коза, гнездо, жаба, береза, стол, глаза, зонт, стул), наклейки с зайчатами, карточки с «Горой знаний», наклейки со смайликами.

Лингвистический материал:
Звук: [з].
Чистоговорки:
За-за-за – забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу – волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы – испугался волк козы.
Зы-зы-зы – стояли зимою морозы.
Зы-зы-зы – сверкали снега как алмазы.
Зы-зы-зы – в сугробах стояли березы.
Слова, в которых определяют наличие звука: коса, ваза, нос, забор, лиса, коза, гнездо, жаба, береза, стол, глаза, зонт, стул.
Номинативный словарь: зайчиха, зайчонок, зайчик, Зоя, звать, знать, зной, злой, звук, знамя, значок, звонок, здоровье, замок, завод, зайка, запах, зубы, золото, загадка.
Атрибутивный словарь: Задумчивый, Забывчивый, Задиристый, заботливая.
Фразы и предложения: Звук [з] согласный, потому что его нельзя петь, и есть преграда. Воздуху мешают проходить язык и зубы. Когда произносим звук [з], горлышко дрожит, а когда звук [с] – нет. Горлышко дрожит, значит, звук [з] звонкий. Звук [з] звучит твердо, значит, он твердый. Звук [з] согласный, звонкий, твердый. Здравствуй, зайчиха Зоя. Здравствуй, зайчонок Задумчивый. Здравствуй, зайчонок Забывчивый. Здравствуй, зайчонок Задиристый.
Жили-были зайчики
На зимней опушке.
Жили-были зайчики
В зелененькой избушке.
Мыли зайцы ушки,
Мыли зайцы лапочки,
Наряжались зайчики –
Надевали тапочки.

Структура образовательной деятельности

 
Структурные части Деятельность
логопеда
Деятельность детей Планируемый образовательный результат
I. Организационный момент. (Логопед приветствует детей)

Доброе утро, ребята! Давайте все вместе поприветствуем друг друга.

(Раздается стук в дверь)

Слышите? Ой, кажется, к нам кто-то стучится!

(Логопед открывает дверь и показывает игрушечную зайчиху)

Только посмотрите, ребята, кто к нам прискакал! Это зайчиха Зоя! Давайте с ней тоже поздороваемся.

Ребята, а Зоя пришла к вам не просто так. У нее пропали зайчата! Она просит вас помочь их отыскать. Поможем Зое, ребята?
Дети приветствуют логопеда, произнося слово «Здравствуйте».















Хором здороваются с зайчихой: «Здравствуй, зайчиха Зоя».





Отвечают на вопрос логопеда.
Дети умеют самостоятельно произносить слово «здравствуйте».
II. Основная часть.
  1. 1. Характеристика звука [з].
Ребята, скажите, а какой звук чаще всего встречается в словах «зайчиха», «Зоя», «зайчата»?
А кто догадался, с каким звуком мы будем сегодня работать?
Правильно, со звуком [з]!

Посмотрите, у всех на столах стоят зеркала. Когда мы говорим звук [з], то кончик языка у нас упирается в нижние зубы, губы улыбаются. Посмотрите в зеркало и скажите вместе [з].

А теперь произнесите [а]. Это какой звук? Гласный или согласный? Да, гласный. Ксюша, а почему? Правильно, потому что его можно петь. Ну-ка, а звук [з] можно петь? Значит, это какой звук: гласный или согласный? Верно, согласный. А какая преграда мешает воздуху?

Поставьте руку к горлышку, скажите [з], а теперь [c]. Чем отличаются эти звуки, Наташ? Действительно, когда мы говорим звук [з], то у нас дрожит горлышко. Проверьте еще раз. Чувствуешь, Тоша? А ты, Миша? Горлышко дрожит, значит, этот звук глухой или звонкий? Да, этот звук звонкий.
А еще какой это звук? Слушайте: [з], [з`]. Произнесите тоже. Какой звук [з]? Твердый или мягкий? Да, он твердый.

А теперь подведем итог. Перечислим всю характеристику звука [з]. Этот звук согласный, звонкий, твердый. Кто же повторит характеристику звука [з]? Давай, Саша. Теперь ты, Света. Кто еще повторит?
Молодцы! Все дали верную характеристику звуку.
Дети произносят звук [з], отвечают на вопросы логопеда с использованием фраз.
В словах «зайчиха», «Зоя», «зайчата» чаще всего звучит звук [з].

Характеризуют звук [з], используя распространенные предложения.




Звук [з] согласный, потому что его нельзя петь, и есть преграда. Воздуху мешают проходить язык и зубы.






Когда произносим звук [з], горлышко дрожит, а когда звук [с] – нет.





Горлышко дрожит, значит, звук [з] звонкий.

Звук [з] звучит твердо, значит, он твердый.


Звук [з] согласный, звонкий, твердый.
Дети правильно характеризуют звук [з] и называют его согласным, звонким, твердым.
Дети дают полный ответ, используют фразы.
2. Артикуляционная гимнастика. А сейчас проведем артикуляционную гимнастику, чтобы правильно и красиво произносить звук [з].

(Логопед по очереди показывает карточки с артикуляционной гимнастикой)

Как называется это упражнение? «Заборчик», верно! Маша, расскажи, как оно выполняется. Давайте вместе выполним упражнение. Сейчас я хлопну, и начинаем делать упражнение до тех пор, пока я не хлопну снова.

А это какое упражнение? Да, это «Блинчик». Витя, расскажи, как нам его делать. Теперь давайте выполним.
А сейчас подуем на блинчик, чтобы они остыли.

И последнее, как называется? «Кошечка». А как правильно выполнять, расскажет нам Таня. Теперь выполним вместе.

Молодцы, закончили. Все упражнения назвали, все вспомнили и даже правильно выполнили!









Вспоминают названия артикуляционных упражнений, называют их.

Самостоятельно рассказывают, как правильно выполняется то или иное упражнение.

Вместе выполняют упражнения по сигналам логопеда перед настольными зеркалами.

 
Умеют самостоятельно правильно выполнять артикуляционные упражнения «Заборчик», «Блинчик», «Подуть на блинчик», «Кошечка».
3. Дыхательная гимнастика «Разгоняем пургу».










 
Скажите, какое сейчас время года?
Точно, зима! А в лесу у зайчихи Зои очень холодно и поднялась сильная пурга! Так мы зайчат не найдем. Давайте сначала разгоним пургу!

(Логопед раздает снежинки на ниточках по одной каждому ребенку)

Держите снежинки за ниточку перед собой на уровне лица. Теперь вы будете дуть в центр снежинки так, чтобы она как можно дольше улетала от вас. Помните, вдох через нос, а выдох через рот. Начали.

Молодцы! Как быстро вы разогнали пургу! Ой, а вот и зайчонок нашелся! Зоя говорит, что его зовут Забывчивый. Давайте хором с ним поздороваемся!
Дети отвечают на вопросы логопеда с использованием фраз.














Дети длительно дуют в центр снежинки, заставляя ее отклоняться назад.

Вместе с логопедом проговаривают: «Здравствуй, зайчонок Забывчивый».

 
Умеют длительно и направленно дуть в центр снежинки, совершая вдох через нос, а выдох через рот.
4. Чистоговорки. Ребята, зайчонок Забывчивый вспомнил историю. Давайте повторим вместе с ним, чтобы он больше ее не забывал.

За-за-за – забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу – волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы – испугался волк козы.

Зы-зы-зы – стояли зимою морозы.
Зы-зы-зы – сверкали снега как алмазы.
Зы-зы-зы – в сугробах стояли березы.
Дети проговаривают чистоговорки вместе с логопедом. Дети четко и правильно проговаривают звук [з] в чистоговорках.
5. Игровое упражнение «Тетушка Метелица». Ребята, тетушка Метелица спрятала одного зайчонка в ледяной клетке! А чтобы его освободить и вернуть Зое, нужно внимательно слушать слова и хлопать, если услышите звук [з]. Готовы? Начали.
(Логопед произносит слова и сопровождает их предметными картинками)

Коса, ваза, нос, забор, лиса, коза.

Молодцы, внимательные. А теперь громко топайте ногами, когда услышите звук [з].

Гнездо, жаба, береза, стол, глаза, зонт, стул.

Замечательно, ребята! Все были очень внимательными, и тетушка Метелица освободила зайчонка. Его зовут Задумчивый. Поздороваемся и с ним тоже.
Дети слушают слова, как только слышат звук [з], выполняют действия по инструкции: хлопают или топают.


















Здороваются с зайчонком:
«Здравствуй, зайчонок Задумчивый!»
Умеют на слух выделять звук [з] на фоне слова. По инструкции точно и быстро реагируют на звучащий звук.
6. Пальчиковая гимнастика «Зайчики». Ребята, посмотрите, у наших гостей мягкие лапки, а у нас пальчики. Давайте покажем зайцам, как мы умеем выполнять пальчиковую гимнастику. Приготовьте руки. Повторяйте за мной слова и движения.

Жили-были зайчики

На зимней опушке.
Жили-были зайчики
В зелененькой избушке.

Мыли зайцы ушки,
Мыли зайцы лапочки,

Наряжались зайчики –
Надевали тапочки.

Очень хорошо! Закончили. Возвращаемся к поискам!
Выполняют пальчиковую гимнастику по показу логопеда и повторяют слова стихотворения.





Три пальца сжимают в кулак, указательный и средний – ушки.
Хлопают в ладошки.
Показывают уши зайцев.
Показывают домик из пальцев двух рук.
Шевелят ушками зайцев.
Моющие движения ладонями рук.
Хлопают в ладошки.
Хлопают в ладошки.

 
Умеют быстро по показу и в соответствие с текстом переключаться с одного движения на другое. Самостоятельно складывают ладони в домик, показывают зайчика и могут шевелить пальцами «ушками зайца».
7. Игровое упражнение «Зайчонок в пазле». А последнего зайчонка забрал злой дядюшка Морозко! Он заточил зайчонка в пазл! И не отдаст вам пазлы, пока вы не справитесь с заданием дюшки Морозко. Ребята, спасете последнего зайчонка?
Тогда вам нужно починить «сломанные» слова. Послушайте: – Звон! Зной! А теперь я произнесу так: Вон! – Ной! Какой звук потерялся? Звук [з], правильно. Я буду произносить «сломанные» слова – без звука [з], а вы почините их – произнесите полностью со звуком [з].
За каждое правильное произнесение, вы получите по одной части пазла. Чтобы освободить бедного зайчонка, необходимо собрать весь пазл.
Готовы? Начали.

Вать, нать, ной, лой, вук, намя, начок, вонок, доровье, амок, авод, айка, апах, убы, олото, агадка.

(Логопед за каждый полный ответ с правильным произнесением звука [з] дает одну часть пазла)

Дядюшка Морозко вернул все пазлы! Соберите картинку.
Все собрали? Молодцы. А сейчас произойдет чудо! Закройте глаза и позовите зайчонка: «Зайчонок, Задорный!»

(Логопед убирает пазлы и сажает на стол зайчонка)

Откройте глаза. Ой, зайчонок ожил! Его зовут Задиристый. Поздоровайтесь с ним.
Дети слушают логопеда и по инструкции добавляют к слову звук [з], произносят слово сразу целиком.

Затем собирают пазл с зайчонком.






































Здороваются с зайчонком:
«Здравствуй, зайчонок Задиристый!»
Дети правильно произносят звук [з] в словах.

Самостоятельно и правильно складывают пазл.
III. Заключительная часть. Вот вы и помогли зайчихе Зое! Всех зайчат нашли! Кто помнит все их имена? Давай, Миша, назови. А как вы думаете, почему зайчиха Зоя их так назвала? А что значит Задумчивый? Что значит, быть задумчивым? (и так по остальным именам) А как можно Зою назвать? Она какая? А у вас мамы какие? Наташ, у тебя какая мама? А у тебя, Женя?

А в благодарность за помощь Зоя подготовила каждому подарки!

(Логопед раздает наклейки с зайчатами)

Но теперь зайцам пора возвращаться домой. Давайте с ними попрощаемся. 

Понравилось вам сегодняшнее занятие? Чем мы занимались? С каким звуком работали? Кто вспомнит слова со звуком [з]? А кто расскажет еще раз характеристику звука [з]? Что запомнилось больше всего? Что понравилось делать?
(Логопед дает оценку работы каждому ребенку)
А теперь я предлагаю вам наклеить смайлик на «Гору знаний» в ваших карточках. Если вы считаете, что занимались сегодня отлично и много узнали, то наклейте смайлик на вершину горы. Если нужно, что-то повторить, что-то не получилось, то в середину. Если ничего не делали и вертелись, то в низ.

Вот подошло к концу сегодняшнее занятие. До свидания, ребята!
Отвечают на вопросы и делятся впечатлениями.

Объясняют понимание значений имен зайчат, подбирают определения, характеризующие зайчиху, затем своих мама.
Слушают оценку своей работы на занятии.



















Звук [з] – согласный, звонкий, твердый.













Оценивают свою работу на занятии, наклеивая смайлики.

Прощаются с логопедом:

До свидания!
Дети с радостью принимают похвалу, формируется умение рефлексировать. Могут оценить свою активность на занятии.


Категория: Блоги | Добавил: PolinaSever
Просмотров: 328 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог