Тема: Звуки [г], [г`]. Буква Гг.
Цель: сформировать связи между акустико-артикуляционными образами звуков [г], [г`] и зрительными образами буквы Гг.
Образовательная область |
Задачи |
Образовательные результаты |
Речевое развитие |
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить умение давать акустико-артикуляционную характеристику звукам [г], [г`].
- Закрепить навык дифференцировки звуков [г], [г`].
- Сформировать умение выкладывать букву Г из элементов и умение «печатать» букву Гг.
- Сформировать звукобуквенную связь между буквами Гг и звуками [г], [г`].
- Закрепить умение производить звукобуквенный анализ и синтез слов.
- Познакомить с правилом употребления заглавной и строчной букв Гг.
Коррекционно-развивающие:
Формировать представление об оптико-пространственном положении элементов буквы Г.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитать способность к самооценке во время подведения итогов занятия.
|
- Дети правильно характеризуют звуки [г], [г`] и называют звук [г] согласным, звонким, твердым, а звук [г`] – согласным, звонким, глухим.
- Дети дифференцируют звуки [г], [г`], могут точно определить, какой звук звучал в слове.
- Умеют выкладывать букву Г из элементов, выводят букву указательным пальцем в воздухе, «печатают» буквы Гг в правильную сторону на манной крупе, краской на бумаге.
- Знают, что буквами Гг можно обозначить два звука – [г], [г`].
- Дети умеют производить звукобуквенный анализ и синтез слов «груша», «манго».
- Знают, в каких случаях пишется заглавная Г, а в каких – строчная буква г.
Дети знают, в какую сторону пишется буква Г.
Дети оценивают свою активность на занятии и наклеивают смайлик на «Гору Знаний».
|
Познавательное развитие |
Развивать зрительный синтез при складывании буквы Г из элементов на кубиках. |
Дети умеют складывать букву их элементов на кубиках. |
Физическое развитие |
Развивать мелкую моторику в процессе выкладывания буквы Г из элементов на кубиках, «печатания» данной буквы в воздухе, на манной крупе, на бумаге и в процессе выкладывания слов из кубиков с буквами. |
Дети умеют выкладывать букву Г из элементов на кубиках, аккуратно и точно «печатают» букву Г, выкладывают слова из кубиков с буквами. |
Методы: наглядные – иллюстрации, карта путешествия, схемы; практические – игровые упражнения; словесные – вопросы, поощрения; игровые – проблемные игровые ситуации, игры-путешествия.
Оборудование: два изображения гномов (одно больше, другое меньше), карта Гномии на всю доску, предметные картинки с животными (гепард, гиббон, гиена, геккон, горностай, галка, попугай, гусь, голубь, грач, гриф), кубики с наклеенными на них элементами буквы Г, одноразовые тарелки с манной крупой (для каждого ребенка), баночка с гуашью, влажные салфетки, кубики с буквами (для составления слов: груша, манго), цветные кубики (красные, синие и зеленые).
Лингвистический материал:
Звуки: [г], [г`].
Буква: Гг.
Слова для дифференциации звуков [г], [г`]: гепард, гиббон, гиена, геккон, горностай, галка, попугай, гусь, голубь, грач, гриф.
Слова для звукобуквенного анализа и синтеза: груша, манго.
Слова с пропущенной буквой Г (для «печатания» буквы): _оша, _ена, _ном.
Слова для чтения: Гоша, Гена, гном, груша, манго.
Фразы и предложения: Мы не можем петь звуки [г], [г`]. Эти звуки согласные. Встречаем преграду в виде языка. Горлышко дрожит, значит, звуки [г], [г`] звонкие. Звук [г] звучит твердо, значит, он твердый, а [г`] звучит мягко, он мягкий. Звук [г] согласный, звонкий, твердый. Звук [г`] согласный, звонкий, мягкий.
Это гепард. В слове слышится мягкий звук [г`]. Это гиббон. В слове слышится мягкий звук [г`]. Это гиена. В слове слышится мягкий звук [г`]. Это геккон. В слове слышится мягкий звук [г`]. Это горностай. В слове слышится твердый звук [г]. Это галка. В слове слышится твердый звук [г]. Это попугай. В слове слышится твердый звук [г]. Это гусь. В слове слышится твердый звук [г]. Это голубь. В слове слышится твердый звук [г]. Это грач. В слове слышится твердый звук [г]. Это гриф. В слове слышится твердый звук [г].
Структура образовательной деятельности
Структурные части |
Деятельность
логопеда |
Деятельность детей |
Планируемый образовательный результат |
I. Организационный момент. |
(Логопед приветствует детей)
Доброе утро, ребята!
А сегодня к нам в детский сад пришли гости! Чтобы узнать, кто же это, отгадайте загадку.
Они жители лесные
Очень добрые смешные.
Вместо шапки колпачок.
Рост с ребячий башмачок.
Верно! Но пришел не один гном, а целых два!
(Логопед вешает на доску изображения гномов)
Наших гостей зовут Гоша и Гена. Они приглашают вас в свою страну Гномию! |
Дети приветствуют логопеда, произнося слово «Здравствуйте».
Отгадывают загадку:
– Это гном!
|
Дети проявляют вежливость, здороваясь с логопедом в начале занятия.
Умеют отгадывать загадки. |
II. Основная часть.
- 1. Характеристика звуков [г] и [г`].
|
(Логопед размещает на доске карту Гномии, перемещает изображения гостей-гномов на город)
Первым делом мы посетим город гномов-звуковиков. А называют их так, потому что они все-все знают о звуках. Давайте и мы покажем, что тоже много знаем о звуках.
Скажите, ребята, а какой звук вы слышите первым в имени Гоша? Да, звук [г]. Произнесите все. А какой в имени Гена? Да, звук [г`]. Произнесите и его. А можем мы петь эти звуки? Значит, они какие? Да, согласные. А какую преграду встречаем?
Поставьте руку к горлышку, скажите [г], [г`], а теперь [к]. Чем отличаются эти звуки, Наташ? Действительно, когда мы говорим звуки [г], [г`], то у нас дрожит горлышко. Проверьте еще раз. Чувствуешь, Рома? А ты, Маша? Горлышко дрожит, значит, этот звук глухой или звонкий? Да, этот звук звонкий.
А еще какой это звук? Слушайте: [г], [г`]. Произнесите тоже. Какой звук [г]? Твердый или мягкий? Да, он твердый. А звук [г`]? Точно, мягкий.
А теперь подведем итог. Перечислим всю характеристику звука [г]. Кто же повторит характеристику звука [г`]? Давай, Саша. Теперь ты, Света. Кто еще повторит?
Молодцы! Все дали верную характеристику звуку. |
Дети отвечают на вопросы логопеда с использованием фраз:
– В имени Гоша первый звук [г]. В имени Гена первый звук [г`].
Характеризуют звук [з], используя распространенные предложения.
– Мы не можем петь звуки [г], [г`]. Эти звуки согласные. Встречаем преграду в виде языка.
– Когда произносим звуки [г], [г`], горлышко дрожит, а когда звук [к] – нет.
– Горлышко дрожит, значит, звуки [г], [г`] звонкие.
– Звук [г] звучит твердо, значит, он твердый, а [г`] звучит мягко, он мягкий.
– Звук [г] согласный, звонкий, твердый. Звук [г`] согласный, звонкий, мягкий. |
Дети правильно характеризуют звуки [г] и [г`]. Знают, что звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый, а звук [г’] – согласный, звонкий, мягкий.
|
2. Игровое упражнение «Животные в зоопарке». |
А сейчас мы отправляемся в город к гномам-говорунам. Они очень любят стихотворения. И для вас одно написали! Сейчас я его прочитаю, а вы запоминайте названия животных. Готовы?
(Логопед зачитывает стихотворение и вешает на доску картинки животных)
У нас в зоопарке гепарды, гиббоны,
У нас бегемоты, гиены, гекконы.
Пугливые бегают горностаи,
Галки летают, кричат попугаи.
Гогочут горластые гуси у луга,
Гортанно и нежно голубки воркуют,
Грачи громко-громко галдят, гомонят,
Грозные грифы строго глядят.
Ребята, назовите, кого запомнили. Кто на первой картинке? А какой звук мы слышим: твердый [г] или мягкий [г`]? Кого еще помните? (и так по всем животным, если дети забыли название животного, логопед подсказывает)
Молодцы, все правильно услышали, всех запомнили! |
Внимательно слушают стихотворение, запоминают названия животных.
Называют животных, опираясь на их изображения и определяют, какой в слове звук: [г] или [г`].
– Это гепард. В слове слышится мягкий звук [г`] (и так по всем животным).
|
Умеют выделять заданные звуки из слов.
Умеют дифференцировать звуки [г], [г`]: определяют, какой был звук в слове – твердый [г] или мягкий [г`]. |
3. Знакомство с буквой Г. Игровое упражнение «Гора Самоцветов».
|
Теперь Гоша и Гена зовут нас на Гору Самоцветов! В этой удивительной горе гномы работают и добывают самоцветы. А сегодня они добыли необычные самоцветы. Из них можно что-то составить, но у гномов не вышло. Ребята, помогите им.
Только посмотрите, да это же буква Г! Ребята, этой буквой обозначаются звуки [г], [г`] на письме. Хорошенько запомните ее. Вспомните, а чем отличаются звуки от буквы?
Давайте изобразим эту букву. Встаньте в круг. Посмотрите внимательно на нашу букву. Из каких элементов она состоит? В какую сторону она смотрит? Встаньте смирно, ноги вместе, одна рука вдоль тела, другую отставляем в сторону. Правда, похоже получилось?
Садитесь. |
Дети составляют букву Г из кубиков с наклеенными на них элементами самой буквы.
Встают в круг, изображают букву Г по инструкции логопеда.
|
Умеют складывать букву Г из элементов, называют ее элементы.
Понимают расположение буквы в пространстве.
Знают, что буква Г обозначает два звука – [г], [г`]. |
4. Игровое упражнение «Потерялась буква Г». |
Посмотрите, гномы написали вам свои имена, чтобы вы их запомнили. (На столах у детей карточки) Только, гномы так торопились, что потеряли букву Г. Давайте сами напечатаем потерянную букву. Но сначала вспомните, какая буква должна стоять в начале имени? Большая или маленькая? Конечно, имена всегда начинаются с большой буквы.
Потренируемся печатать букву Г в воздухе. Ставим воображаемую точку, ведем ножку вниз. Возвращаемся в ту же точку. В какую сторону ведем? Да, в правую. Теперь напечатаем букву Г в манке.
А теперь напечатайте недостающую букву Г в начале имен гномов. Используйте краску и указательный палец. Помните, что в начале имени буквы большие.
А теперь напечатаем недостающую букву Г в слове «гном». Какая буква Г будет? Правильно, маленькая.
Молодцы! Как быстро вы справились! Прочитайте, что получилось. |
Дети вспоминают и отвечают, в каких случаях пишутся заглавные буквы, а в каких строчные:
– Первая буква в имени всегда большая. С большой буквы начинаются наши фамилии, названия городов, рек, озер и начало предложения. Все остальные слова начинаются с маленькой буквы.
Выводят букву Г в воздухе, затем «печатают» на манке в тарелках.
Окунают указательный палец в краску и «печатают» букву Г в именах гномов на карточках.
Читают имена и слово «гном».
Вытирают пальцы от краски влажными салфетками. |
Дети знают, в каких случаях пишется заглавная буква, а в каких строчная.
Могут указательным пальцем выводить букву Г в воздухе, начиная сверху, вести вниз, возвращаться в исходную точку и вести вправо.
Могут указательным пальцем «печатать» букву Г на манной крупе и краской на бумаге.
|
5. Физминутка «Гномы». |
Ребята, гномы Гоша и Гена привели нас в грибной лес! Поднимайтесь со своих мест, сейчас мы с гномами будем собирать грибы. Повторяйте за мной движения и стихотворение.
Утром гномы в лес пошли,
По дороге гриб нашли,
А за ним-то раз, два, три –
Показалось еще три!
И пока грибы срывали,
Гномы в школу опоздали.
Побежали, заспешили
И грибы все уронили!
Очень хорошо! Вот мы вышли из грибного леса. |
Выполняют движения по показу логопеда и повторяют слова стихотворения.
Шагают на месте.
Наклоняются вперед, выпрямляются, руки на поясе.
Наклоняются влево-вправо.
Тянут руки вперед, разводят в стороны.
Наклоняются вперед, руки к полу.
Качают головой.
Бегут на месте.
Приседают. |
Дети умеют динамично и координированно выполнять движения по образцу. |
6. Игровое упражнение «Чего боится гадюка?». |
Ребята, к Горе Самоцветов приползла огромная голодная гадюка! Она хочет пообедать маленькими гномами. Гоша и Гена решили накормить гадюку, но они не знают, что она ест. Гоша и Гена принесли вам буквы. Помогите им составить и прочитать слова. И узнаете, чем же питается гадюка.
(Логопед считалкой делит детей на 2 группы, раздет кубики с буквами)
Все группы справились. Прочитайте, что получилось. Ого, оказывается, наша гадюка очень любит фрукты! А давайте все посмотрим на слово «груша». Сколько гласных букв в слове? Каким цветом обозначаем гласные? Положите под каждой гласной красный кубик. В какой части слова стоит буква Г? Какой звук обозначает? Мягкий или твердый? Каким кубиком обозначим? А букву Р? Букву Ш? (и так со словом «манго»)
Замечательно! Все разобрали верно! Теперь гномы знают, чем накормить гадюку, чтобы она подобрела и уползла. |
Дети, работая в группах, собирают слова из кубиков с буквами.
Читают слова.
Проводят звукобуквенный анализ получившихся слов, помещают над каждым кубиком с буквой кубик соответствующего цвета.
|
Умеют выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов «груша» и «манго». |
III. Заключительная часть. |
Вот мы и вернулись из Гномии! Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие по стране гномов? А где мы побывали? Как звали гномов? Чем мы занимались? С какими звуками работали? С какой буквой познакомились? А кто расскажет еще раз характеристику звуков? Что запомнилось больше всего? Что понравилось делать?
(Логопед дает оценку работы каждому ребенку)
А теперь я предлагаю вам наклеить смайлик на «Гору Знаний» в ваших карточках. Если вы считаете, что занимались сегодня отлично и много узнали, то наклейте смайлик на вершину горы. Если нужно, что-то повторить, что-то не получилось, то в середину. Если ничего не делали и вертелись, то в низ.
Вот подошло к концу сегодняшнее занятие. До свидания, ребята! |
Отвечают на вопросы и делятся впечатлениями.
Вспоминают характеристики звуков.
Оценивают свою работу на занятии, наклеивая смайлики.
Прощаются с логопедом:
До свидания! |
Дети с радостью принимают похвалу, формируется умение рефлексировать.
Могут оценить свою активность на занятии. |
|