Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологическая карта логопедического занятия "Звуки [г], [г`]. Буква Гг" для детей с ТНР (ОНР)

СКАЧАТЬ (48.9 Kb) 12.03.2023, 19:39
Еремеева Полина Васильевна
учитель-логопед, ГБОУ школа-интернат г.о.Отрадный
Тема: Звуки [г], [г`]. Буква Гг.
Цель: сформировать связи между акустико-артикуляционными образами звуков [г], [г`] и зрительными образами буквы Гг.

 
Образовательная область Задачи Образовательные результаты
Речевое развитие
Коррекционно-образовательные:
  1. Закрепить умение давать акустико-артикуляционную характеристику звукам [г], [г`].
  2. Закрепить навык дифференцировки звуков [г], [г`].
  3. Сформировать умение выкладывать букву Г из элементов и умение «печатать» букву Гг.  
  4. Сформировать звукобуквенную связь между буквами Гг и звуками [г], [г`].
  5. Закрепить умение производить звукобуквенный анализ и синтез слов.
  6. Познакомить с правилом употребления заглавной и строчной букв Гг.





Коррекционно-развивающие:
Формировать представление об оптико-пространственном положении элементов буквы Г.

Коррекционно-воспитательные:
Воспитать способность к самооценке во время подведения итогов занятия.
 
  1. Дети правильно характеризуют звуки [г], [г`] и называют звук [г] согласным, звонким, твердым, а звук [г`] – согласным, звонким, глухим.
  2. Дети дифференцируют звуки [г], [г`], могут точно определить, какой звук звучал в слове.
  3. Умеют выкладывать букву Г из элементов, выводят букву указательным пальцем в воздухе, «печатают» буквы Гг в правильную сторону на манной крупе, краской на бумаге.
  4. Знают, что буквами Гг можно обозначить два звука – [г], [г`].
  5. Дети умеют производить звукобуквенный анализ и синтез слов «груша», «манго».
  6. Знают, в каких случаях пишется заглавная Г, а в каких – строчная буква г.

Дети знают, в какую сторону пишется буква Г.




Дети оценивают свою активность на занятии и наклеивают смайлик на «Гору Знаний».
Познавательное развитие Развивать зрительный синтез при складывании буквы Г из элементов на кубиках. Дети умеют складывать букву их элементов на кубиках.
Физическое развитие Развивать мелкую моторику в процессе выкладывания буквы Г из элементов на кубиках, «печатания» данной буквы в воздухе, на манной крупе, на бумаге и в процессе выкладывания слов из кубиков с буквами. Дети умеют выкладывать букву Г из элементов на кубиках, аккуратно и точно «печатают» букву Г, выкладывают слова из кубиков с буквами.

Методы: наглядные – иллюстрации, карта путешествия, схемы; практические – игровые упражнения; словесные – вопросы, поощрения; игровые – проблемные игровые ситуации, игры-путешествия.
Оборудование: два изображения гномов (одно больше, другое меньше), карта Гномии на всю доску, предметные картинки с животными (гепард, гиббон, гиена, геккон, горностай, галка, попугай, гусь, голубь, грач, гриф), кубики с наклеенными на них элементами буквы Г, одноразовые тарелки с манной крупой (для каждого ребенка), баночка с гуашью, влажные салфетки, кубики с буквами (для составления слов: груша, манго), цветные кубики (красные, синие и зеленые).
Лингвистический материал:
Звуки: [г], [г`].
Буква: Гг.
Слова для дифференциации звуков [г], [г`]: гепард, гиббон, гиена, геккон, горностай, галка, попугай, гусь, голубь, грач, гриф.
Слова для звукобуквенного анализа и синтеза: груша, манго.
Слова с пропущенной буквой Г (для «печатания» буквы): _оша, _ена, _ном.
Слова для чтения: Гоша, Гена, гном, груша, манго.
Фразы и предложения: Мы не можем петь звуки [г], [г`]. Эти звуки согласные. Встречаем преграду в виде языка. Горлышко дрожит, значит, звуки [г], [г`] звонкие. Звук [г] звучит твердо, значит, он твердый, а [г`] звучит мягко, он мягкий. Звук [г] согласный, звонкий, твердый. Звук [г`] согласный, звонкий, мягкий.
Это гепард. В слове слышится мягкий звук [г`]. Это гиббон. В слове слышится мягкий звук [г`]. Это гиена. В слове слышится мягкий звук [г`]. Это геккон. В слове слышится мягкий звук [г`]. Это горностай. В слове слышится твердый звук [г]. Это галка. В слове слышится твердый звук [г]. Это попугай. В слове слышится твердый звук [г]. Это гусь. В слове слышится твердый звук [г]. Это голубь. В слове слышится твердый звук [г]. Это грач. В слове слышится твердый звук [г]. Это гриф. В слове слышится твердый звук [г].

Структура образовательной деятельности

 
Структурные части Деятельность
логопеда
Деятельность детей Планируемый образовательный результат
I. Организационный момент. (Логопед приветствует детей)
Доброе утро, ребята!
А сегодня к нам в детский сад пришли гости! Чтобы узнать, кто же это, отгадайте загадку.

Они жители лесные
Очень добрые смешные.
Вместо шапки колпачок.
Рост с ребячий башмачок.


Верно! Но пришел не один гном, а целых два!

(Логопед вешает на доску изображения гномов)

Наших гостей зовут Гоша и Гена. Они приглашают вас в свою страну Гномию!
Дети приветствуют логопеда, произнося слово «Здравствуйте».




Отгадывают загадку:
– Это гном!










 
Дети проявляют вежливость, здороваясь с логопедом в начале занятия.

Умеют отгадывать загадки.
II. Основная часть.
 
  1. 1. Характеристика звуков [г] и [г`].
(Логопед размещает на доске карту Гномии, перемещает изображения гостей-гномов на город)
Первым делом мы посетим город гномов-звуковиков. А называют их так, потому что они все-все знают о звуках. Давайте и мы покажем, что тоже много знаем о звуках.
Скажите, ребята, а какой звук вы слышите первым в имени Гоша? Да, звук [г]. Произнесите все. А какой в имени Гена? Да, звук [г`]. Произнесите и его. А можем мы петь эти звуки? Значит, они какие? Да, согласные. А какую преграду встречаем?

Поставьте руку к горлышку, скажите [г], [г`], а теперь [к]. Чем отличаются эти звуки, Наташ? Действительно, когда мы говорим звуки [г], [г`], то у нас дрожит горлышко. Проверьте еще раз. Чувствуешь, Рома? А ты, Маша? Горлышко дрожит, значит, этот звук глухой или звонкий? Да, этот звук звонкий.
А еще какой это звук? Слушайте: [г], [г`]. Произнесите тоже. Какой звук [г]? Твердый или мягкий? Да, он твердый. А звук [г`]? Точно, мягкий.

А теперь подведем итог. Перечислим всю характеристику звука [г]. Кто же повторит характеристику звука [г`]? Давай, Саша. Теперь ты, Света. Кто еще повторит?
Молодцы! Все дали верную характеристику звуку.
Дети отвечают на вопросы логопеда с использованием фраз:
– В имени Гоша первый звук [г]. В имени Гена первый звук [г`].

Характеризуют звук [з], используя распространенные предложения.

– Мы не можем петь звуки [г], [г`]. Эти звуки согласные. Встречаем преграду в виде языка.







– Когда произносим звуки [г], [г`], горлышко дрожит, а когда звук [к] – нет.





– Горлышко дрожит, значит, звуки [г], [г`] звонкие.

– Звук [г] звучит твердо, значит, он твердый, а [г`] звучит мягко, он мягкий.



– Звук [г] согласный, звонкий, твердый. Звук [г`] согласный, звонкий, мягкий.
Дети правильно характеризуют звуки [г] и [г`]. Знают, что звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый, а звук [г’] – согласный, звонкий, мягкий.
 
2. Игровое упражнение «Животные в зоопарке». А сейчас мы отправляемся в город к гномам-говорунам. Они очень любят стихотворения. И для вас одно написали! Сейчас я его прочитаю, а вы запоминайте названия животных. Готовы?

(Логопед зачитывает стихотворение и вешает на доску картинки животных)

У нас в зоопарке гепарды, гиббоны,
У нас бегемоты, гиены, гекконы.
Пугливые бегают горностаи,
Галки летают, кричат попугаи.
Гогочут горластые гуси у луга,
Гортанно и нежно голубки воркуют,
Грачи громко-громко галдят, гомонят,
Грозные грифы строго глядят.

Ребята, назовите, кого запомнили. Кто на первой картинке? А какой звук мы слышим: твердый [г] или мягкий [г`]? Кого еще помните? (и так по всем животным, если дети забыли название животного, логопед подсказывает)

Молодцы, все правильно услышали, всех запомнили!
Внимательно слушают стихотворение, запоминают названия животных.

Называют животных, опираясь на их изображения и определяют, какой в слове звук: [г] или [г`].

– Это гепард. В слове слышится мягкий звук [г`] (и так по всем животным).
 
Умеют выделять заданные звуки из слов.

Умеют дифференцировать звуки [г], [г`]: определяют, какой был звук в слове – твердый [г] или мягкий [г`].
3. Знакомство с буквой Г. Игровое упражнение «Гора Самоцветов».










 
Теперь Гоша и Гена зовут нас на Гору Самоцветов! В этой удивительной горе гномы работают и добывают самоцветы. А сегодня они добыли необычные самоцветы. Из них можно что-то составить, но у гномов не вышло. Ребята, помогите им.

Только посмотрите, да это же буква Г! Ребята, этой буквой обозначаются звуки [г], [г`] на письме. Хорошенько запомните ее. Вспомните, а чем отличаются звуки от буквы?

Давайте изобразим эту букву. Встаньте в круг. Посмотрите внимательно на нашу букву. Из каких элементов она состоит? В какую сторону она смотрит? Встаньте смирно, ноги вместе, одна рука вдоль тела, другую отставляем в сторону. Правда, похоже получилось?
Садитесь.
Дети составляют букву Г из кубиков с наклеенными на них элементами самой буквы.

Встают в круг, изображают букву Г по инструкции логопеда.













 
Умеют складывать букву Г из элементов, называют ее элементы.
Понимают расположение буквы в пространстве.
Знают, что буква Г обозначает два звука – [г], [г`].
4. Игровое упражнение «Потерялась буква Г». Посмотрите, гномы написали вам свои имена, чтобы вы их запомнили. (На столах у детей карточки) Только, гномы так торопились, что потеряли букву Г. Давайте сами напечатаем потерянную букву. Но сначала вспомните, какая буква должна стоять в начале имени? Большая или маленькая? Конечно, имена всегда начинаются с большой буквы.
Потренируемся печатать букву Г в воздухе. Ставим воображаемую точку, ведем ножку вниз. Возвращаемся в ту же точку. В какую сторону ведем? Да, в правую. Теперь напечатаем букву Г в манке.
А теперь напечатайте недостающую букву Г в начале имен гномов. Используйте краску и указательный палец. Помните, что в начале имени буквы большие.
А теперь напечатаем недостающую букву Г в слове «гном». Какая буква Г будет? Правильно, маленькая.
Молодцы! Как быстро вы справились! Прочитайте, что получилось.
Дети вспоминают и отвечают, в каких случаях пишутся заглавные буквы, а в каких строчные:
– Первая буква в имени всегда большая. С большой буквы начинаются наши фамилии, названия городов, рек, озер и начало предложения. Все остальные слова начинаются с маленькой буквы.

Выводят букву Г в воздухе, затем «печатают» на манке в тарелках.
Окунают указательный палец в краску и «печатают» букву Г в именах гномов на карточках.

Читают имена и слово «гном».
Вытирают пальцы от краски влажными салфетками.
Дети знают, в каких случаях пишется заглавная буква, а в каких строчная.

Могут указательным пальцем выводить букву Г в воздухе, начиная сверху, вести вниз, возвращаться в исходную точку и вести вправо.

Могут указательным пальцем «печатать» букву Г на манной крупе и краской на бумаге.

 
5. Физминутка «Гномы». Ребята, гномы Гоша и Гена привели нас в грибной лес! Поднимайтесь со своих мест, сейчас мы с гномами будем собирать грибы. Повторяйте за мной движения и стихотворение.

Утром гномы в лес пошли,
По дороге гриб нашли,

А за ним-то раз, два, три –
Показалось еще три!

И пока грибы срывали,

Гномы в школу опоздали.
Побежали, заспешили
И грибы все уронили!

Очень хорошо! Вот мы вышли из грибного леса.
Выполняют движения по показу логопеда и повторяют слова стихотворения.




Шагают на месте.
Наклоняются вперед, выпрямляются, руки на поясе.
Наклоняются влево-вправо.
Тянут руки вперед, разводят в стороны.
Наклоняются вперед, руки к полу.
Качают головой.
Бегут на месте.
Приседают.
Дети умеют динамично и координированно выполнять движения по образцу.
6. Игровое упражнение «Чего боится гадюка?». Ребята, к Горе Самоцветов приползла огромная голодная гадюка! Она хочет пообедать маленькими гномами. Гоша и Гена решили накормить гадюку, но они не знают, что она ест. Гоша и Гена принесли вам буквы. Помогите им составить и прочитать слова. И узнаете, чем же питается гадюка.

(Логопед считалкой делит детей на 2 группы, раздет кубики с буквами)

Все группы справились. Прочитайте, что получилось. Ого, оказывается, наша гадюка очень любит фрукты! А давайте все посмотрим на слово «груша». Сколько гласных букв в слове? Каким цветом обозначаем гласные? Положите под каждой гласной красный кубик. В какой части слова стоит буква Г? Какой звук обозначает? Мягкий или твердый? Каким кубиком обозначим? А букву Р? Букву Ш? (и так со словом «манго»)

Замечательно! Все разобрали верно! Теперь гномы знают, чем накормить гадюку, чтобы она подобрела и уползла.
Дети, работая в группах, собирают слова из кубиков с буквами.

Читают слова.

Проводят звукобуквенный анализ получившихся слов, помещают над каждым кубиком с буквой кубик соответствующего цвета.









 
Умеют выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов «груша» и «манго».
III. Заключительная часть. Вот мы и вернулись из Гномии! Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие по стране гномов? А где мы побывали? Как звали гномов? Чем мы занимались? С какими звуками работали? С какой буквой познакомились? А кто расскажет еще раз характеристику звуков? Что запомнилось больше всего? Что понравилось делать?

(Логопед дает оценку работы каждому ребенку)

А теперь я предлагаю вам наклеить смайлик на «Гору Знаний» в ваших карточках. Если вы считаете, что занимались сегодня отлично и много узнали, то наклейте смайлик на вершину горы. Если нужно, что-то повторить, что-то не получилось, то в середину. Если ничего не делали и вертелись, то в низ.

Вот подошло к концу сегодняшнее занятие. До свидания, ребята!
Отвечают на вопросы и делятся впечатлениями.








Вспоминают характеристики звуков.













Оценивают свою работу на занятии, наклеивая смайлики.


Прощаются с логопедом:
До свидания!
Дети с радостью принимают похвалу, формируется умение рефлексировать.

Могут оценить свою активность на занятии.
 


Категория: Блоги | Добавил: PolinaSever
Просмотров: 240 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог