Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологическая карта урока. Тема урока: "Россия–многонациональное государство. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы"

СКАЧАТЬ (34.4 Kb) 07.09.2024, 22:20
Щукина Марина Владимировна
учитель географии, МКОУ "СШ №3" г.Ефремов, Тульской области
Технологическая карта урока

Тема урока: «Россия – многонациональное государство.
Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы».

учитель географии
МКОУ СШ №3 г. Ефремов Тульской области
Щукина Марина Владимировна

Цель: создание условий для формирования представления о народах России;
продолжить формирование умения работать группой и самостоятельно; умение провести самооценку; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни.

Задачи:
-формирование ключевых географических компетенций по этногеографии; формирование яркого, запоминающегося образа народов России;
- развитие умений актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации;
-развитие исследовательских и коммуникативных навыков, творческих способностей; развитие толерантности учащихся.

Планируемые результаты обучения:
-личностные: осознание своей этнической принадлежности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России; повышение мотивации к обучению, саморазвитию, самоконтроль.
-метапредметные: при помощи информационных технологий формирование умения искать, анализировать и отбирать необходи-мую информацию, формулировать выводы; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний.
-предметные: формирование представлений и знаний об этносе, о языковых семьях и группах, о значении русского языка для народов России, о религиозном составе населения России.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы обучения: групповая.
Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока
Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формируемые УУД

1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим нашу готовность к уроку. На столах у вас должны быть: учебник, тетрадь, атлас. Дежурный, пожалуйста, сообщите, кто отсутствует. Показывают свою готовность к уроку Регулятивные
Эмоциональный настрой на урок по-ложительный.

2. Актуализация знаний.
Последние несколько уроков мы изучаем с вами тему «Население России» (слайд 2). Давайте вспомним основные понятия.
1) Что такое демография? (Наука о населении).
2) Что такое естественный прирост? (Разница между рождаемостью и смертно-стью).
3) Назовите три типа воспроизводства населения (Архетип, традиционный и современный).
4) Как население размещено по территории нашей страны? (Население разме-щено неравномерно).
5) Что является показателем размещения населения? (Плотность населения).
6) Как определить плотность населения? (Это отношение численности населе-ния определенной территории к ее площади).
7) Сколько составляет средняя плотность населения в России? (8,5 чел./км2).
8) Назовите два типа заселения территории (зона очагового заселения и зона сплошного заселения).
Зона сплошного заселения получила название – главной полосы расселения.
9) Где проходит данная полоса? (Вдоль южной границы страны с запада на восток).
10) Да, население размещено неравномерно. А какие причины повлияли на это? (Климат, рельеф и история освоения).

Ответы учащихся.

Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Повторение ранее изученного матери-ала.
Слушание собесед-ника. Построение понятных для собе-седника высказы-ваний.

3. Определение темы урока. Постановка учебной цели.
Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ре-сурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства – это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины.
Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на слайде:
ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ (слайд 3)
- Кто из вас может объяснить значение этих слов?
- С чем связаны эти слова?
- Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?
Верно. Сегодня на уроке, мы продолжим тему население России и узнаем: каков национальный состав населения России.
Запишите тему урока: « Национальный состав населения России» (слайд 4).
Исходя из темы, на какие вопросы, по-вашему, мнению мы ответим сегодня?
Цель урока: изучить языковые семьи, группы и места основного проживания народов России и сформировать представление о культуре некоторых народов России (жилище, пище, одежде, праздниках) (слайд 5). Ответы учащихся. Комментируя отве-ты, учитель совмест-но с учениками определяет цели урока. (Тема и цели появляются на доске, с помощью ИКТ) Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Проявление эмоцио-нального отношения в учебно-познавательной дея-тельности.
Выдвижение пред-ложений о теме уро-ка.
Продолжение разви-тия умения исполь-зовать простые ре-чевые средства для передачи своего мнения.

4. Открытие детьми нового знания.
Наша страна – многонациональное государство. По данным последней переписи в России проживает 195 народов. А что такое народ?
Народ (этнос) – это определенная группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков (языка, культуры, территории, религии и т.д.) (слайд 6).
Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности (например, рус-ские) и малые народы (например, энцы).
Одним из важнейших национальных признаков является язык. По сходству языков народы России относятся к 4 большим языковым семьям.
Откройте карту на стр. 234 (учебника). На карте видно, что все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России.
В процессе объяснения темы, учащиеся вместе с учителем анализируют кар-ту).
- Какая языковая семья самая многочисленная? (Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье).
- На какие группы делится индоевропейская семья?
- Какая группа самая многочисленная, и какие народы можно выделить в этой группе? (Славянская: русские, украинцы, белорусы).
- Какой народ является государствообразующим? (русский).
- По условным знакам определите, где проживают эти народы? (Центральная Россия, Северо-Запад, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток).
По тем же вопросам ребята изучают остальные семьи.
Алтайская – 6,8%, Северокавказская – 2,4%, Уральско-юкагирская – 1,8%.
(Алтайская семья занимает Поволжье, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток.
Северокавказская семья занимает Северный Кавказ. Уральско-юкагирская се-мья занимает Европейский Север, Урал и Поволжье).
Ребята, давайте познакомимся с некоторыми народами подробнее. Вы заранее, поделившись на группы, получили задание подобрать материал для выступления. Давайте посмотрим, что вы подготовили.
Были подготовлены выступления о таких народах, как русские, татары, кал-мыки, чеченцы. (слайды – отдельная презентация) Учитель благодарит и хвалит выступающих.
Ребята, когда вы определяли тему урока, на слайде было понятие АССИМИ-ЛЯЦИЯ. Кто из вас сможет сказать, что это такое? (Ассимиляция – это слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания (слайд 7). И такой процесс обязательно будет проходить, т.к. многие народы проживают близко друг к другу).
- Как в нашей стране общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального обще-ния).
- Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Многие народы рассредоточены по всей территории России, и практически невозможно выделить «чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения.
Народ, давший название республике или автономному округу называется ти-тульным (слайд 8).
Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Давайте посмотрим, какие это республики (слайд 9).
Республика Доля коренного народа,% Доля русских, %
1. Чеченская 87,7 8,2
2. Дагестан 80,2 9,2
3. Ингушетия 70,7 23
4. Чувашия 68 22
5. Тыва 64 32
6. Кабардино-Балкария 57,6 30
7. Северная Осетия 53 29,9
- Обратите внимание, титульный народ составляет более 50% как правило в северокавказских республиках. А вот в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей.
- А какие народы проживают в Тульской области? (По данным последней переписи в Тульской области проживают представители более 30 национальностей. Самые многочисленные – это русские 94%. Далее: украинцы, армяне, татары, азербайджанцы, цыгане, белорусы, узбеки, немцы и др. - слайд).
- Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)
- Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов – Статья Конституции.)
- А также надо проявлять терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам и мнениям других народов. Это и называется – толерантность (слайд 10).
Предположительные ответы учеников.
Делают необходи-мые записи в тетра-ди.

Группы учащихся по очереди выступали перед одноклассни-ками с докладами.

Предположительные ответы учеников.
Делают необходи-мые записи в тетра-ди.

Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Активизация имею-щихся ранее знаний. Активное погруже-ние в тему. Прини-мать и сохранять учебную цель и за-дачу. Дополнять, уточнять высказан-ные мнения. Контро-лируют правиль-ность ответов уча-щихся. Взаимодей-ствуют с учителем во время урока. Выра-жение своих мыслей с достаточной пол-нотой и точностью.
Физминутка.

5. Закрепление изученного материала.
Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем итоги этого урока.
1) Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
2) Как мы с ними справились? Что узнали нового?
3) Где нам может пригодиться изученный материал?
- В России проживают люди разных национальностей. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!
(Стихотворение Л. Рубальской)
Выставление оценок обучающимся. Учащиеся отвечают на поставленные во-просы. Познавательные
Умение делать выво-ды, оценивать свои знания.

6. Рефлексия деятельности.
Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений. (Слайд 11)
Этап рефлексии:
1. Сегодня на уроке мне…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
4. Было бы хорошо, если бы…
5. Мне не понравилось… Ответы учащихся.
Познавательные
Коммуникативные
Личностные

7. Домашнее задание.
(Слайд 12). Параграф 14 пересказ. Дополнительное задание (по желанию) № 9 стр. 53.

Спасибо всем за работу, урок окончен.
Учащиеся записыва-ют домашнее зада-ние в дневники. Формирование по-знавательной куль-туры.
Овладение навыками самостоятельного приобретения зна-ний.

Используемый материал:
1) География 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина.
2) Стихи из песни Давида Тухманова (стихи Ларисы Рубальской).
3) Универсальные поурочные разработки по географии: 8 – 9 классы / сост. Е.А. Жижина
4) География. Поурочные разработки, 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Николина.
5) Википедия 


Категория: Блоги | Добавил: shhukinamv19821
Просмотров: 114 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог