Технологическая карта урока
Тема урока: «Россия – многонациональное государство.
Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы».
учитель географии
МКОУ СШ №3 г. Ефремов Тульской области
Щукина Марина Владимировна
Цель: создание условий для формирования представления о народах России;
продолжить формирование умения работать группой и самостоятельно; умение провести самооценку; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни.
Задачи:
-формирование ключевых географических компетенций по этногеографии; формирование яркого, запоминающегося образа народов России;
- развитие умений актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации;
-развитие исследовательских и коммуникативных навыков, творческих способностей; развитие толерантности учащихся.
Планируемые результаты обучения:
-личностные: осознание своей этнической принадлежности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от-ношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России; повышение мотивации к обучению, саморазвитию, самоконтроль.
-метапредметные: при помощи информационных технологий формирование умения искать, анализировать и отбирать необходи-мую информацию, формулировать выводы; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний.
-предметные: формирование представлений и знаний об этносе, о языковых семьях и группах, о значении русского языка для народов России, о религиозном составе населения России.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы обучения: групповая.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим нашу готовность к уроку. На столах у вас должны быть: учебник, тетрадь, атлас. Дежурный, пожалуйста, сообщите, кто отсутствует. Показывают свою готовность к уроку Регулятивные
Эмоциональный настрой на урок по-ложительный.
2. Актуализация знаний.
Последние несколько уроков мы изучаем с вами тему «Население России» (слайд 2). Давайте вспомним основные понятия.
1) Что такое демография? (Наука о населении).
2) Что такое естественный прирост? (Разница между рождаемостью и смертно-стью).
3) Назовите три типа воспроизводства населения (Архетип, традиционный и современный).
4) Как население размещено по территории нашей страны? (Население разме-щено неравномерно).
5) Что является показателем размещения населения? (Плотность населения).
6) Как определить плотность населения? (Это отношение численности населе-ния определенной территории к ее площади).
7) Сколько составляет средняя плотность населения в России? (8,5 чел./км2).
8) Назовите два типа заселения территории (зона очагового заселения и зона сплошного заселения).
Зона сплошного заселения получила название – главной полосы расселения.
9) Где проходит данная полоса? (Вдоль южной границы страны с запада на восток).
10) Да, население размещено неравномерно. А какие причины повлияли на это? (Климат, рельеф и история освоения).
Ответы учащихся.
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Повторение ранее изученного матери-ала.
Слушание собесед-ника. Построение понятных для собе-седника высказы-ваний.
3. Определение темы урока. Постановка учебной цели.
Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ре-сурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства – это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины.
Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на слайде:
ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ (слайд 3)
- Кто из вас может объяснить значение этих слов?
- С чем связаны эти слова?
- Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?
Верно. Сегодня на уроке, мы продолжим тему население России и узнаем: каков национальный состав населения России.
Запишите тему урока: « Национальный состав населения России» (слайд 4).
Исходя из темы, на какие вопросы, по-вашему, мнению мы ответим сегодня?
Цель урока: изучить языковые семьи, группы и места основного проживания народов России и сформировать представление о культуре некоторых народов России (жилище, пище, одежде, праздниках) (слайд 5). Ответы учащихся. Комментируя отве-ты, учитель совмест-но с учениками определяет цели урока. (Тема и цели появляются на доске, с помощью ИКТ) Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Проявление эмоцио-нального отношения в учебно-познавательной дея-тельности.
Выдвижение пред-ложений о теме уро-ка.
Продолжение разви-тия умения исполь-зовать простые ре-чевые средства для передачи своего мнения.
4. Открытие детьми нового знания.
Наша страна – многонациональное государство. По данным последней переписи в России проживает 195 народов. А что такое народ?
Народ (этнос) – это определенная группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков (языка, культуры, территории, религии и т.д.) (слайд 6).
Среди этих народов выделяются крупнейшие по численности (например, рус-ские) и малые народы (например, энцы).
Одним из важнейших национальных признаков является язык. По сходству языков народы России относятся к 4 большим языковым семьям.
Откройте карту на стр. 234 (учебника). На карте видно, что все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России.
В процессе объяснения темы, учащиеся вместе с учителем анализируют кар-ту).
- Какая языковая семья самая многочисленная? (Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье).
- На какие группы делится индоевропейская семья?
- Какая группа самая многочисленная, и какие народы можно выделить в этой группе? (Славянская: русские, украинцы, белорусы).
- Какой народ является государствообразующим? (русский).
- По условным знакам определите, где проживают эти народы? (Центральная Россия, Северо-Запад, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток).
По тем же вопросам ребята изучают остальные семьи.
Алтайская – 6,8%, Северокавказская – 2,4%, Уральско-юкагирская – 1,8%.
(Алтайская семья занимает Поволжье, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток.
Северокавказская семья занимает Северный Кавказ. Уральско-юкагирская се-мья занимает Европейский Север, Урал и Поволжье).
Ребята, давайте познакомимся с некоторыми народами подробнее. Вы заранее, поделившись на группы, получили задание подобрать материал для выступления. Давайте посмотрим, что вы подготовили.
Были подготовлены выступления о таких народах, как русские, татары, кал-мыки, чеченцы. (слайды – отдельная презентация) Учитель благодарит и хвалит выступающих.
Ребята, когда вы определяли тему урока, на слайде было понятие АССИМИ-ЛЯЦИЯ. Кто из вас сможет сказать, что это такое? (Ассимиляция – это слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания (слайд 7). И такой процесс обязательно будет проходить, т.к. многие народы проживают близко друг к другу).
- Как в нашей стране общаются между собой люди разных национальностей? (Русский язык является государственным и языком межнационального обще-ния).
- Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Многие народы рассредоточены по всей территории России, и практически невозможно выделить «чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения.
Народ, давший название республике или автономному округу называется ти-тульным (слайд 8).
Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Давайте посмотрим, какие это республики (слайд 9).
Республика Доля коренного народа,% Доля русских, %
1. Чеченская 87,7 8,2
2. Дагестан 80,2 9,2
3. Ингушетия 70,7 23
4. Чувашия 68 22
5. Тыва 64 32
6. Кабардино-Балкария 57,6 30
7. Северная Осетия 53 29,9
- Обратите внимание, титульный народ составляет более 50% как правило в северокавказских республиках. А вот в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей.
- А какие народы проживают в Тульской области? (По данным последней переписи в Тульской области проживают представители более 30 национальностей. Самые многочисленные – это русские 94%. Далее: украинцы, армяне, татары, азербайджанцы, цыгане, белорусы, узбеки, немцы и др. - слайд).
- Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? (Проблема межнациональных отношений.)
- Что необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов? (Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов – Статья Конституции.)
- А также надо проявлять терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам и мнениям других народов. Это и называется – толерантность (слайд 10).
Предположительные ответы учеников.
Делают необходи-мые записи в тетра-ди.
Группы учащихся по очереди выступали перед одноклассни-ками с докладами.
Предположительные ответы учеников.
Делают необходи-мые записи в тетра-ди.
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Активизация имею-щихся ранее знаний. Активное погруже-ние в тему. Прини-мать и сохранять учебную цель и за-дачу. Дополнять, уточнять высказан-ные мнения. Контро-лируют правиль-ность ответов уча-щихся. Взаимодей-ствуют с учителем во время урока. Выра-жение своих мыслей с достаточной пол-нотой и точностью.
Физминутка.
5. Закрепление изученного материала.
Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем итоги этого урока.
1) Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
2) Как мы с ними справились? Что узнали нового?
3) Где нам может пригодиться изученный материал?
- В России проживают люди разных национальностей. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
Народностей много живет
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся
Поверь в наши силы Великая Русь
И мы к лучшей жизни вернемся!
(Стихотворение Л. Рубальской)
Выставление оценок обучающимся. Учащиеся отвечают на поставленные во-просы. Познавательные
Умение делать выво-ды, оценивать свои знания.
6. Рефлексия деятельности.
Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений. (Слайд 11)
Этап рефлексии:
1. Сегодня на уроке мне…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
4. Было бы хорошо, если бы…
5. Мне не понравилось… Ответы учащихся.
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
7. Домашнее задание.
(Слайд 12). Параграф 14 пересказ. Дополнительное задание (по желанию) № 9 стр. 53.
Спасибо всем за работу, урок окончен.
Учащиеся записыва-ют домашнее зада-ние в дневники. Формирование по-знавательной куль-туры.
Овладение навыками самостоятельного приобретения зна-ний.
Используемый материал:
1) География 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина.
2) Стихи из песни Давида Тухманова (стихи Ларисы Рубальской).
3) Универсальные поурочные разработки по географии: 8 – 9 классы / сост. Е.А. Жижина
4) География. Поурочные разработки, 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.В. Николина.
5) Википедия
|