Технологическая карта урока
Класс: 4
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Учитель: Овсянникова Е.А.
Учебник: А.И. Шемшурина, А.А.Шемшурин. Основы светской этики. Учебник для 4-го класса: Москва «Просвещение» 2024г.
Тема урока Человек рождён для добра
Класс 4
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цель познакомить обучающихся с общечеловеческими ценностями, через развитие их представлений о добре и зле.
Задачи Образовательные: помочь осмыслить понятия «добро» и «зло»;
познакомить с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей среде.
Развивающие: создавать условия для развития речи, развивать коммуникативные навыки; обогащать словарный запас обучающихся; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты.
Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие. Доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим; формировать стремление совершать добрые дела.
Основные понятия Добро и зло как основные этические понятия. Морально добрый поступок, морально злой поступок.
Межпредметные связи Литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела»
Планируемые результаты
Предметные: формировать представление о нравственной ответственности человека за содеянное; обобщить знание об особенностях морали, этики; формировать четкие определения о данных этических категориях: добро и зло.
Личностные: понимать ответственность за свои поступки. Бережно относиться к людям и окружающему миру.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать свои достижения, извлекать информацию из рассказа учителя, выполнять практическую работу в группе.
Принципы обучения Ценность - человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Формы организации Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Методы и приемы Устно-словесные (беседа, рассказ, объяснение), метод проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов), практический (работа в парах).
Ресурсы Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» А.И. Шемшуриной, М., «Просвещение», 2024г, интерактивная доска, презентация, конверты с заданиями для групп.
Информационные сервисы https://slovarozhegova.ru/ словарь С.И.Ожегова
Технология проведения урока
Этап 1. Организационный. Эмоциональный настрой учеников
Задача Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.
Деятельность учителя Приветствует обучающихся, создает психологический настрой.
- Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.
- А теперь посмотрите друг на друга и сделайте недовольное выражение лица. Что вам приятнее видеть?
-Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу.
-Мир - это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
-Ребята, я положила вам на парту маленькие сердечки (Приложение 3) , чтобы передать каждому частичку своей теплоты. В конце урока вы напишите на них своё пожелание друзьям или своим близким.
Деятельность обучающихся Эмоционально настраиваются на урок. Включаются в учебную деятельность.
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
Задача Мотивировать обучающихся к учебной деятельности.
Деятельность учителя -Я хочу начать урок с прочтения притчи [Презентация 1, слайд2] (Приложение 3)
- Ребята, вам жалко цветок? Почему?
-А мальчик поступил хорошо?
- Ребята, цветку, который пожалел мальчика, несмотря на пережитую боль, мы помочь не сможем, а вот мальчику попробуем. Все ваши хорошие поступки будут нести любовь и милосердие нашим близким и окружающим людям. Мир наполнится добротой.
- Любите и будьте милосердны и добры к людям!
Деятельность обучающихся Участвуют в диалоге. Предполагают, о чём пойдет речь на уроке. Формулируют цель.
Этап 3. Постановка цели и задач урока
Задача Формулирование темы и задач урока.
Деятельность учителя Помогает определить тему урока, цель деятельности.
- Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. [Презентация 1, слайд 3] (Приложение 3)
• Жизнь дана на …. дела.
• Мир не без …людей.
• ….желаешь – …и делай.
• Истинное …всегда просто.
• …слово человеку – что дождь в засуху.
- Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
- Подумайте, чему будет посвящен наш урок?
[Презентация 1, слайд 4]
- Для чего же живёт человек?
- Теперь вы можете назвать тему нашего урока?
«Человек рождён для добра» [Презентация 1, слайд 5]
- Как вы думаете, что совершать легче добро или зло?
- Почему?
- На какие вопросы мы должны найти ответы в ходе урока?
- А какую цель мы перед собой поставим?
– Правильно, сегодня мы поговорим с вами о главных моральных ценностях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими ценностями руководствуются люди, совершая поступки.
Деятельность обучающихся Участвуют в диалоге. Формулируют тему урока.
Этап 4. Актуализация знаний
Задачи Организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения.
Деятельность учителя Задаёт наводящие вопросы, помогает делать выводы, даёт пояснения.
- Что такое добро?
- У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.
(Приложение 3)
– А теперь попробуйте дать определения:
Добро – это...
Зло – это...
– Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
- Совпадёт ли с вашим ответом? [Презентация 1, слайд 6]
« Добро - нечто положительное, хорошее, полезное,
противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям.
В словаре С. Ожегова зло – «Нечто дурное, вредное,
противоположное добру; злой поступок». Зло – это
несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра.
В православии зло - это то, что удаляет от добрых целей и губит душу человека.
У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в
конечном результате всегда побеждает добро.
Деятельность обучающихся Размышляют и отвечают на вопросы, работают со словарём, доказывают.
Физическая минутка
Задача Снятие напряжения, усталости.
Деятельность учителя Организует физическую минутку
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.
- В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами.
- Каких героев больше добрых или злых? Конечно, добрых героев больше. [Презентация 1, слайд7]
Деятельность обучающихся Выполняют упражнения.
Снятие умственной утомляемости, эмоционального и физического напряжения.
Этап 5. Включение изученного в систему знаний
Задача Формирование учебной деятельности на основе системы знаний о добре и зле и закрепление обучающимися системы знаний через способы действий, умения анализировать.
Деятельность учителя Предлагает обучающимся выполнить задания в соответствии с пошаговой инструкцией.
Работа с текстом. Чтение притчи. (Приложение 3)
- Сейчас я вам поведаю ещё одну притчу, но в течение рассказа я буду останавливаться, задавать вам вопросы и просить выполнить задания. Вы будете работать с веточками, которые мы собрали на экскурсии.
- Послушайте «притчу об отце и сыне» и сделайте вывод.
- У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец. Подумал и сделал вот что. Отец вкопал против дома столб и стал в него гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как весь столб был утыкан гвоздями.
- Я делаю остановку.
- У вас на парте лежат маленькие веточки. И, наверное, каждый из вас совершал плохие поступки.
Работа в паре.
-Вспомните, пожалуйста, недобрые поступки, которые, вы, когда – либо совершали, скажите о них соседу по парте и воткните кнопку в вашу веточку.
- Начните работу в паре.
(Дети друг другу называют плохие поступки, которые, они, когда – либо совершали и вставляют кнопку в веточку)
-Закончили общение.
-Какое чувство вы испытываете?
-Слушайте притчу дальше.
Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на столбе не осталось ни одного гвоздя.
Фронтальная работа
- Ребята, а на ваших веточках ещё остались кнопочки.
- Вы, наверное, тоже хотите их вытащить?
- О добрых делах говори смело.
-Вспомните хорошие поступки, совершённые вами, скажите нам о них, а мы все будем вынимать кнопки из веточки.
(Дети вслух называют хорошие поступки, которые, они, когда – либо совершали и вынимают из веточки кнопку).
- Я вижу, что вы вытащили все свои кнопочки.
- Какое чувство вы испытываете теперь?
- Слушайте притчу дальше.
Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и столб остался без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”.
На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то на столбе не осталось ни одного, но ….
-Посмотрите на ваши веточки, проведите по ним пальчиками и скажите
- Что ответил отец сыну?
(Предположительные ответы детей)
… посмотри на него – он весь испещрен зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.
- Гвоздей нет, но дырки от них остались.
- Раны на столбе - израненные души любящих сына родителей.
(Учитель даёт время детям осмыслить содержание притчи).
- Какое чувство вызвала у вас притча?
(волнение, радость, разочарование, гордость)
- Что же остаётся на веточке после кнопок?
- Что же остаётся на сердце людей от недобрых поступков окружающих?
-Каким человеком нужно быть, чтобы приносить людям радость?
- Каким был отец? (доброжелательный, вежливый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, ласковый, внимательный).
-А каким стал сын? (доброжелательный, вежливый).
- Когда человек хочет, он всего добивается.
- Читайте, ребята, притчи, рассказы, сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Деятельность обучающихся Работают, объединившись парами, выполняют задание. Беседуют о своих добрых делах.
Этап 6. Включение в систему знаний и повторение
Задача Самостоятельная работа.
Деятельность учителя Предлагает обучающимся определить их уровень доброты и внимательности к окружающим.
Тест «Добрый ли Вы человек?» Напишите на листочке ответы
«Да» или « Нет» (Приложение 3)
1 . У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть на подарки друзьям?
2 . Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так?
3 . Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру,
будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать «приятное»?
4 . Часто ли вы говорите «приятное» людям, чтобы поднять
им настроение?
5 . Любите ли вы злые шутки?
6 . Вы злопамятны?
7 . Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас
совершенно не интересует?
8 . Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9 . Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы охотно выполняете просьбы?
12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить
окружающих?
Засчитайте 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и «нет»
на вопросы 2,5,6,8,9,10,12.
Больше 8 очков — вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это не пойдет.
4-8 очков. Ваша доброта — воля случая, добры вы далеко не со всеми.
Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем «не приятно» для тех, кто вам не нравится. Это не так уж и плохо, но наверное надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Из этого теста, я думаю, вы узнали что-то новое о себе.
Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор,
за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Деятельность обучающихся Отвечают на вопросы.
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности
Задача Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Деятельность учителя Вместе с обучающимися подводит итоги урока. Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
-А теперь, когда мы подробно разобрали значение понятий «добро» и «зло», попробуйте сами для себя ответить на вопросы:
-Всегда ли я делаю добро окружающим людям?
- На ваших партах лежат сердечки. Подумайте, кому вы их хотите подарить, напишите на них пожелание, которое будет созвучно теме нашего урока. Тем самым вы подарите частичку своей теплоты.
- Если у вас не возникло дополнительных вопросов по теме урока, покажите мне ваши две ладошки.
- Если вы затруднялись при ответах, покажите одну ладошку.
- А если вы были неактивны на уроке, то ладошки не поднимайте.
-Закончить урок я хотела бы мудрой мыслью, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти и в вашем сердце:
[Презентация. Слайд 8]
Делая добро другим, - делаешь добро и себе. (У Чэнъэнь)
Деятельность обучающихся Пишут пожелания.
Этап 8. Информация о домашнем задании
Задача Сообщить обучающимся о домашнем задании.
Деятельность учителя Дает комментарий к домашнему заданию.
Домашнее задание (на выбор):
Учебник стр.89.
1. Напиши сказку о добре.
2. Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия.
Деятельность обучающихся Записывают домашнее задание в дневник.
|