География 6 класс
Тема Климатообразующие факторы.
Цель темы Сформировать знания об основных климатообразующих факторах Земли
Планируемый результат
Предметные умения УУД
Учащиеся смогут:
- называть основные климатообра-зующие факторы;
• - объяснять причины изменения элементов погоды и климата в разных частях земного шара;
- характеризовать действие каждого климатообразующего фактора;
• - проводить самостоятельный поиск географической информации из раз-ных источников информации: карто-графических, статистических. Метапредметные:
Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
Выявлять причинно-следственные связи.
Определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Работать с различными источниками информации.
Работать с текстом учебника.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее мнение.
Уметь преобразовывать текстовую информацию в табличную форму
Личностные:
Понимание роли климатообразующих факторов в формировании климата Земли.
Вырабатывать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу
Основные понятия, терми-ны, даты, личности Климат, погода, элементы погоды, климатические пояса, географическая широта.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
климатология, метеорология Индивидуальная, парная, групповая, фрон-тальная. Физическая карта полушарий, карты атласа, 3 D атлас земли, раздаточный материал, слайды презентации
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке? Вовлечение в пространственную деятель-ность урока.
2. Проверка домашнего задания
Мы с вами на прошлом уроке изучали погоду. Давайте вспомним основные элементы погоды. Выполним зада-ние 6.3. из тренировочного варианта ВПР на листочках.
А теперь поменяйтесь листочками, сравните с правильным ответом.
Сдайте листочки Выполняют задание на листочках
Меняются листочками, проверяют друг друга
Сдают листочки
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На прошлом уроке мы с вами изучили понятие «погода» и ее основные элементы. Назовите эти элементы.
А чем погода отличается от климата?
Правильно, климат – это многолетний режим погоды. Везде ли на земном шаре он одинаков? От чего это зави-сит? Перечисляют элементы погоды:
- температура
- осадки
- давление
- влажность и др.
Делают предположения
4. Определение темы урока
Сегодня мы подробнее поговорим о климатообразующих факторах
Тема урока: Климатообразующие факторы (слайд 3) -учитель создает проблемную ситуацию.
-вступают в диалог с учителем;
-пытаются определить тему урока;
-вовлекаются в активную познавательную деятельность.
- Запись в тетради числа и темы урока.
5.Целеполагание и мотивация
- Давайте вспомним главный показатель климата.
- От чего зависит распределение температуры?
-Главная причина распределения температуры – угол падения солнечных лучей, чем ближе к экватору, тем больше угол падения солнечных лучей (демонстрация теллурия)
Давайте проверим с помощью 3 D атласа Земли наше предположение (демонстрация измерения температуры по 3 D атласу Земли на разных широтах)
- А теперь давайте перенесемся на территорию Южной Америки (слайд 4)
Измерим температуру на поверхности воды на западном и восточном берегах. Почему она отличается, ведь широта одна, угол падения солнечных лучей одинаков, территории получают одинаковое количество тепла?
Попробуйте предположить какова причина такого противоречия. - отвечают – температура.
- отвечают – от расстояния до экватора
- определяют значение температуры на разных широтах по 3 D атласу Земли.
- ищут ответ на проблемный вопрос.
Записываю гипотезы на доске
6. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения ( Давайте рассмотрим ваши предположения и определим наиболее вероятную.
У вас на партах лежат заготовки для кластера, по мере рассмотрения климатообразующих факторов, вписывай-те их названия в кластер.
Климат определяется сочетанием на территории многих условий, которые называют климатообразующими факторами. Еще древние греки установили, что на климат влияет количество солнечного тепла, которое изме-няется в зависимости от географической широты местности (слайд 5).
Действительно, климатические пояса сменяют друг друга от экватора к полюсам, ведь количество солнечного тепла уменьшается в этом направлении (слайд 6). Откройте атлас на с. 6, проследите смену климатических поя-сов.
Важную роль в формировании климата играет перемещение воздуха, то есть ветер. В процессе перемещения воздуха происходит перенос тепла и влаги из одних широт в другие, с океанов на материки или в обратном направлении (слайд 7).
В прибрежных районах климат более мягкий, чем в глубине материков. На побережьях летом прохладнее, а зимой теплее. Осадки здесь выпадают равномернее и в большем количестве, чем в глубине континентов. Сте-пень влияния океана на сушу зависит от направления господствующих ветров и рельефа (слайд 8).
Так, например, воздух с Атлантического океана, переносимый западными ветрами умеренных широт, проника-ет на равнинную территорию Евразии вплоть до Уральских гор.
Горы, расположенные на побережьях, задерживают проникновение на континент морского воздуха.
Влияние рельефа на климат проявляется также в понижении температуры и давления воздуха с высотой и в различии количества осадков на наветренных и подветренных склонах гор (слайд 9).
Для формирования климата важны морские течения. Холодные течения охлаждают и иссушают воздух, теплые нагревают и увлажняют. Так, например, благодаря теплому течению на западном побережье Скандинавского полуострова даже в районе полярного круга зимние температуры не опускаются ниже 00С (слайд 10).
Давайте снова вернемся к вопросу, который поставили в начале урока. Откройте физическую карту мира, опре-делите, какой климатообразующий фактор влияет на распределение температуры у берегов Южной Америки? (слайд 11).
- слушают объяснение учителя, заполня-ют кластер (сразу в группу дать шаблон кластера – в центре написано «климато-образующие факторы» и от них стрелоч-ки)
- определяют по карте смену климатиче-ских поясов
- определяют климатообразующий фак-тор – течение (холодное – Перуанское, теплое – Бразильское)
7.Первичное закрепление
Прочитайте текст. В группе договоритесь о том под влиянием, каких климатообразующих факторов формирует-ся климат на данных территориях (слайд 12).
Климат Антарктиды
В центральных районах Антарктиды воздух настолько переохлаждается, особенно в период полярной но-чи, что здесь зарегистрированы самые низкие на Земле температуры – 88,3 0С.
Российская станция «Восток» получила название Полюс холода планеты. За все существование станции теплее чем -210С здесь не было никогда. Однако человеку приходится работать и жить в центральных районах материка. В домиках придерживается обычная комнатная температура. Перепад температур в помещении и на улице в районе станции «Восток» достигает 110-1150С. Перед тем как выйти из помещения, человек обличается в специальную теплую антарктическую одежду, предохраняющую тело от замерзания, и, чтобы не обморозить нижнюю ткань легких, на открытом воздухе человек вынужден дышать через специальные толстые вязаные шерстяные маски.
Долина смерти
У Северного побережья Калифорнийского залива выпадает за год только 100 мм осадков. Здесь очень за-сушливый климат. При огромном испарении, такого количества осадков совершенно недостаточно для того, чтобы была хоть какая-нибудь растительность, и поэтому по обоим берегам нижнего течения реки Колорадо раскинулись самые большие песчаные пустыни Северной Америки – Мохаве и Хиля.
В этих пустынях летняя температура воздуха достигает +500С, а в Долине смерти, расположенной не-сколько севернее, была отмечена самая высокая температура, когда-либо наблюдавшаяся в западном полуша-рии, +56,70С.
- читают текст, обсуждают в группах.
8. Подведение итогов уро-ка.
-Что изучили сегодня на уроке?
Оценить отдельных учащихся Подводят итог урока
9. Информация о домашнем задании
Домашнее задание: Параграф 45 прочитать, выполнить рубрику «Мои географические исследования» письмен-но в тетради.
- работают с дневниками, фиксируют до-машние задания
10. Рефлексия
Мне сегодня понравилось, не понравилось…
Меня сегодня удивило…
У меня сегодня получилось…
Я сегодня расскажу друзьям о…
- Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока, проверяют друг друга, выставляют оценки
|