Урок математики в 4 классе по УМК «Школа России»
Тема: «Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. Единицы времени. Минута, секунда»
(учебник, ч. 1, с. 48-49)
Автор материала Закирова-Зиева Елена Викторовна, учитель ГБОУ Школа №7 г. Москвы
Цель деятельности учителя Формирование умений решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; систематизация знаний об известных единицах времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год,); развитие умений соотносить заданные единицы времени, развивать умение решать задачи по теме «Время»
Тип урока Закрепление пройденного материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: учащиеся познакомятся с новым видом задач; научатся решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; проводить сравнения по заданным критериям.
Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- учить анализу объектов с целью выделения признаков;
- формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов;
- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;
б) коммуникативные УУД;
- формировать потребность в общении с учителем;
- развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свои действия при работе в классе;
- формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки..
Личностные:
- формировать социальную роль ученика;
- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу
Методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы
1. Математика. 4 класс : учеб. для общеобразовательных. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. Ч. 1 / М. И. Моро и др. – М. : Просвещение, 2013.
2. Как научиться быстро считать. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Большая книга примеров и заданий по всем темам курса начальной школы. Математика 1— 4 классы. ООО «Издательство АСТ», Москва, 2011 г.
3.
4.
5.
6.
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, песочные часы на 1, 2 и 3 минуты
Основные понятия и термины Час, минута, секунда
Ссылка на видео урока https://disk.yandex.ru/i/RIFSG9b4_awSHQ
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке
I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельности Подготовка учащихся (эмо-циональная, психологическая и мотивационная) к усвоению изучаемого материала Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час! Слушают.
Демонстрируют готов-ность к уроку, готовят рабочее место к уроку (проверяют наличие учебника, тетради, школьных принадлежностей) Фронтальная, индивидуальная
II. Сообщение те-мы, цели урока Сообщение темы, цели урока Продолжите пословицу: «Делу время,…»
Мы с вами сегодня продолжим разговор про время Формулируют тему Фронтальная, индивидуальная
III. Актуализация опорных знаний
1)Беседа о том, что такое время как величина Как вы понимаете эту пословицу?
Что такое время с точки зрения математики? (это величина)
Какие единицы времени вы знаете (год, век, неделя, месяц, сутки) Ответы на вопросы учи-теля Фронтальная, индивидуальная
2) Повторение пройденного. Соотнесение единиц времени между собой Соотнеси единицы времени с данными на ленте времени
Один ученик работает у интерактивной доски Индивидуальная
IV. Работа с новым материалом Введение новых величин – минута, секунда Знаете ли вы величины времени, меньшие, чем час? (минута, секунда)
Как вы думаете, минута это много или мало? Можно ли почувствовать, что прошла минута? Ответы на вопросы учителя Фронтальная, индивидуальная.
V. Практическая деятельность
1)Выполнение заданий с предварительной фиксацией времени начала и окончания его выполнения Перед вами листочки с заданиями на вычисление (таблица умножения). По песочным часам я засеку время начала выполнения задания и сообщу вам, когда пройдут 1, 2 и 3 минуты. Вы будете ставить пометки о времени рядом с тем примером, над которым вы работаете в данный момент. Таким образом, вы поймете, сколько примеров вы можете решить за 1, 2 и 3 минуты. И сможете оценить, бежит ли для вас время или тянется? Самостоятельная работа по карточкам. Индивидуальная.
2) Оценка учащимися объема выполненных заданий Посмотрите, сколько примеров вам удалось решить за 1, 2 и 3 минуты?
Как вы можете оценить, быстро или медленно для вас пролетело это время? (быстро)
Почему вы пришли к такому выводу? (занимались интересным делом) Ответы на вопросы учи-теля Фронтальная
3) Решение задач Выполнение заданий из учебника
Стр. 49, № 231, 232
№ 231 Уроки начались в 9 ч и закончились через 4 ч. Пользуясь циферблатом, скажи, когда закончились эти уроки.
Решение: 9 + 4 = 13 (ч).
Составь задачи, которые решаются так:
13 – 4 = 9 (ч) 13 – 9 = 4 (ч)
№ 232 Запиши решение каждой задачи.
1) Экскурсия по городу началась в 10 ч утра и закончилась в 12 ч 30 мин дня. Сколько времени продолжалась экскурсия?
2) Спектакль начался в 13 ч и продолжался 3 ч 15 мин. Когда закончился этот спектакль? Поочередно двое обучающихся у доски Индивидуальная
Физкультминутка Дежурные обучающиеся проводят физкультминутку Выполняют физкультминутку Фронтальная
VI. Практическая деятельность 1)Определение времени по часам Вспомним правила определения времени по ча-сам
Выполним задание на электронной доске
Один ученик работает у интерактивной доски Индивидуальная
2) Решение задач.
Стр. 49, № 233, 234, 235
№ 233 Дополни каждую задачу и реши её.
1) В книге три рассказа. Они занимают 112 страниц. Первый рассказ занимает □ страниц, второй — на □ страниц больше, чем первый. Сколько страниц занимает третий рассказ?
2) Туристы были в пути 2 ч. Третью часть этого времени они затратили на переправу через реку, □ мин — на привал, а остальное время — на пеший переход. Сколько времени двигались туристы пешком? (Вырази часы в минутах.)
№ 234 Чему равна треть суток? половина суток? четверть часа? четверть года?
№ 235 Чему равна одна пятая часть сантиметра? одна десятая часть квадратного сантиметра? Один учащийся решает с комментированием у доски.
Отвечают на вопросы.
3)Решение примеров. Стр. 49, № 238
700 – 348 : 4 • 6 900 – (600 – 130 • 4) : 10 10696 – 612 : 6 : 3 800 – 250 + 140 : 5 • 2
308 • 3 603 : 3 Один учащийся решает с комментированием у доски.
VII. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Над какой темой мы сегодня работали?
С какими величинами провели эксперимент? Какие задания у вас вызвали затруднения?
Оцените свою работу на этом уроке Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения Фронтальная, индивидуальная
VI. Домашнее задание Выдача домашнего задания Стр. 49, № 236, 237 Обучающиеся задают уточняющие вопросы (при наличии) Фронтальная, индивидуальная
|